Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Контейнеры заманивают скидками

Но даже они вряд ли помогут сделать тарифы на украинских причалах конкурентоспособными.

Попытки исправить негативную ситуацию с транзитными грузами, которые по-прежнему покидают Украину, продолжаются. Вслед за введением в законодательное поле понятия трансшипмента Минтранс предлагает установить скидку в размере 50% на все контейнерные грузы, идущие в этом режиме через отечественные порты.

Проект приказа Минтранссвязи об установлении 50%-ной скидки к предельным аккордным ставкам за работы с транзитными грузами опубликован на сайте ведомства. Скидки предлагается применять к универсальным контейнерам, которые во время хранения остаются в пределах одного пункта пропуска или зоны таможенного контроля морского порта. Попросту говоря — к контейнерами, которые следуют в режиме транcшипмента (вид транзита, при котором прибывшее в порт судно осуществляет разгрузку только в одном пункте пропуска на территории данной страны). “Введение скидок позволит морским портам принять полный комплекс мер для возвращения утраченных в 2009 г. контейнеров и привлечения новых объемов транзита”,— говорится в преамбуле документа. По прогнозам специалистов транспортного ведомства, принятие нормативного акта позволит портам ежеквартально привлекать около 12 млн. грн., а также не менее 20 тыс. TEU контейнерного оборота.

Отметим, вопреки некоторому улучшению ситуации в экономике, потеплению отношений между Украиной и Россией, а также гибкой тарифной политике “Укрзалiзницi”, объемы транзита через порты продолжают падать. Так, по данным Госкомстата, за пять месяцев текущего года (с января по май) объемы перевалки экспортных и импортных грузов либо выросли (экспорт — плюс 82%), либо остались практически на том же уровне (импорт — плюс 1%). В то время как по транзиту порты продемонстрировали падение на уровне 17,3% к аналогичному периоду прошлого года.

Ставка на трансшипмент при решении проблемы утраты транзита — правильно решение, полагают специалисты. Как объясняет директор информационно-аналитического центра Black Sea Trans Константин Ильницкий, именно по этому пути пошли порты, конкурирующие с украинскими на Черном море. Так, самый крупный контейнерный порт в регионе — румынская Констанца — в 2008 г. имел контейнерный оборот в объеме 1 млн. 410 тыс. TEU, 75% которого пришлось именно на грузы в режиме трансшипмента. “Трансшипмент гораздо более выгоден, чем обыкновенный транзит, поскольку привлекает крупные контейнерные линии и большие партии грузов. Как правило, контейнерным гигантам не выгодно развозить груз по нескольким портам и они предпочитают все грузы, предназначенные для данного региона, оставить в одном порту”,— объясняет господин Ильницкий. Иначе говоря, трансшипмент — гораздо более крупная рыба, чем обычный транзит, под который также подпадают перевозки между всеми украинскими портами.

Нужно отметить, что до недавнего времени трансшипмент в принципе был невозможен в Украине из-за отсутствия законодательной базы. Лишь в июне парламент принял необходимые поправки к действующим нормативным актам, что открыло дорогу для данного вида перевозок. “Теперь наша задача — взять на себя те грузы, которые сейчас идут в Констанцу”,— констатирует директор Black Sea Trans.

Вместе с тем участники рынка контейнерной перевалки не уверены, что даже столь ощутимая скидка поможет сделать тарифы на украинских причалах конкурентоспособными. Они отмечают, что если в докризисный период предельный тариф, устанавливаемый Минтрансом, был некой условной минимальной планкой для портов, поскольку рынок все равно работал по более высоким расценкам, то сейчас минимальные аккордные ставки значительно превышают рыночные. С этой ситуацией справляются по-разному.

Например, некоторые владельцы частных терминалов оспорили в суде право госрегулятора устанавливать для них ставки на перевалку. В то время как руководители государственных портов нередко работают по теневым схемам, при которых клиент официально платит полную ставку, а потом часть средств плюс откат получает обратно. Фактически это не более чем следование жестким реалиям рыночной конъюнктуры, в которой приходится выживать отрасли, сохраняющей командно-административные методы управления и тарифного регулирования.

“Мы считаем, что фиксированный тариф в принципе изжил себя. Правильнее было бы хоть на некоторое время объявить свободные ставки, а потом уже можно ориентироваться на них при ведомственном регулировании. Рынок перевалки в режиме трансшипмента очень чувствителен к изменениям цены, поэтому Минтранс всегда будет опаздывать со своим решением о скидках”,— считает директор контейнерного терминала “ТИС” Андрей Кузьменко. По прогнозам специалиста, так может произойти и в этот раз, поскольку даже с 50%-ной скидкой украинские тарифы будут на 15-20% выше румынских.

Екатерина ГРЕБЕНИК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.