Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Кинодистрибьюторы удивились хорошим заработкам

[07:51 09 декабря 2011 года ] [ Комментарии, 9 декабря 2011 ]

Рост кинопрокатного рынка в 2011 году обеспечили увеличение посещаемости кинотеатров, открытие новых залов и подорожание билетов.

Сборы украинских кинотеатров по итогам прокатного года увеличились на 22,6%. Однако заветная психологическая планка, о достижении которой дистрибьюторы заговорили сразу после того, как кинопрокатный рынок СНГ перевалил в прошлом году за отметку в $1млрд., так и не была взята. Но все равно это превзошло ожидания прокатчиков, которые еще в сентябре этого года прогнозировали итоговый прирост рынка на уровне не более 10-15%.

Волшебная сила франшизы

Возглавила наш кинопрокат картина “Пираты Карибского моря: На странных берегах”, заработав $5,26 млн. Это второй результат за всю историю украинского кинопроката — лидером по сборам остается “Аватар”, собравший двумя годами ранее $8,69 млн. На втором месте в этом году оказались “Трансформеры” ($4,08 млн.), а на третьем — “Кот в сапогах” ($3,84 млн.). Подтвердились прогнозы “Комментариев” в отношении российского кино. В нынешнем рейтинговом списке оно показало худшие результаты за последние несколько лет — в топ-10 удалось прорваться только картине “Служебный роман. Наше время” ($2,8 млн.).

Также впервые в истории отечественного кинопроката каждый из фильмов первой десятки собрал не менее $2 млн. При этом сборы, которые обеспечила дистрибьюторам тройка лидеров нынешнего сезона, были почти на $1 млн. больше, чем те, которые принесли три прошлогодних фаворита. Сложившуюся ситуацию можно частично объяснить силой франшизы: практически все картины, вошедшие в топ-10, являются продолжениями или заключительными частями известных киносаг, римейками или на худой конец спин-оффами успешных эпопей (фильмы или книги, основными действующими лицами которых являются персонажи, ранее фигурировавшие в других раскрученных произведениях). По словам председателя совета директоров “Синема-Центра” (сеть “Синема сити”) Виктории Горенштейн, в их успехе нет ничего удивительного, особенно для отечественного рынка. “Украинцы, выбирая картину для просмотра в кинотеатре, рассуждают примерно так: “Если уж платить деньги, то за что-то стоящее, за то, в чем я максимально уверен”. Мы не любим рисковать. Поэтому с легкостью делаем выбор в пользу франшиз или римейков, оригиналы которых видели”, — объясняет Виктория Горенштейн. “Осторожность” украинцев при выборе фильма для похода в кинотеатр не способствовало развитию ниши независимого кино. “В первую очередь рынок вырос за счет заработков блокбастеров. Видя, как выросли их кассы, можно сказать, что за некоторыми очень приятными исключениями, картины независимых студий в большинстве своем принесли их дистрибьюторам даже меньше денег, чем это было ранее”, — вздыхает в “Синема-Центр”. По мнению председателя наблюдательного совета “Мультиплекс-Холдинга” (сеть “Мультиплекс”) Антона Пугача, отсутствие хорошего спроса на “немейджорское” кино объясняется не только отсутствием мощных кампаний по его продвижению. “В Украине сформировалась аудитория, которая следит за новостями кино, которая в курсе фестивальной жизни Европы, знает какие фильмы там на слуху. Эти люди смотрят артхаус, но делают они это не в кинотеатре, а дома”, — говорит Антон Пугач. По его словам, именно поэтому даже самые раскрученные неголливудские хиты не собирают в Украине приличную кассу. “В Норвегии “Король говорит” вошел в топ-10 картин по сборам, а у нас даже в первую сотню не попал”, — обращает внимание он.

Домашние просмотры “альтернативного” кино отчасти стимулируют сами дистрибьюторы: большинство картин независимых студий выходят в Украине с большим опозданием, когда найти их в Интернете в приличном качестве видео и с неплохим переводом не составляет труда. Голливудские релизы в этом году напротив могли похвастаться подавляющим количеством мировых премьер. Более того: характерной тенденцией этого года стало то, что в Украине целый ряд мейджорских релизов вышли в прокат на две-три недели раньше, чем в Европе. Самый яркий пример — “Тачки-2”. Этот анимационный блокбастер стартовал у нас в день премьеры в США, тогда как в европейских странах его прокат начался месяц спустя. “К украинскому рынку сейчас поменялось отношение. Кинодистрибьюторы понимают: если фильм стартует у нас позже, он потеряет сборы — наш зритель, который не прочь сходить на картину в кино, найдет за это время копию в Интернете, он ждать премьеры не будет. В Европе же риски потерять сборы не столь велики — тамошняя аудитория кинотеатров не будет искать фильм в Сети, она дождется премьеры на большом экране. Поэтому гонок за мировыми премьерами, как у нас, там не наблюдается”, — рассуждает Артем Вакалюк, директор издательских проектов компании “Медиа Ресурсы Менеджмент”.

Города-миллионники насытились 3D

Большинство прокатчиков сходятся во мнении, что рост кинопрокатного рынка в этом году является заслугой трех факторов. “Условно говоря, 60% наблюдаемого увеличения бокс-офисов произошло за счет роста посещаемости, 30% — за счет открытия новых кинотеатров и кинозалов, остальное — за счет подорожания билетов”, — говорит Антон Пугач. По данным компании “Медиа Ресурсы Менеджмент”, в 2011 году стоимость билетов в кино выросла в среднем на 11% (с $4,5 до $5,05).

Что касается посещаемости, то самыми высокими темпами она росла в регионах: за последние два года в небольших областных центрах (Хмельницкий, Черкассы, Тернополь и т.д.) появились современные многозальники. “Когда мы открылись в Тернополе, нам пришлось восстанавливать культуру киносмотрения, заново приучать людей к полноценному времяпровождению в кинотеатре. Теперь пожинаем плоды”, — рассказывает Виктория Горенштейн. “В Ровно, где до нас вообще не было современного кинотеатра, посещаемость выросла в этом году на 17%. В других объектах нашей сети она, как в Хмельницком, Черкассах, конечно, поменьше будет, но тоже постоянно растет”, — утверждают в сети “Мультиплекс”.

По словам замдиректора “Киносвита” (обслуживает 90% отечественных кинотеатров) Павла Покровского, в регионах, в отличие от городов-миллиоников, сохраняется ажиотаж вокруг 3D-технологий. “Поэтому здесь аудитория все еще охотно тратится на дорогие 3D-сеансы, которые в последние два года больше всего двигали рынок”, — говорит он. С ним соглашается Виктория Горенштейн: “В Тернополе еще заметен ажиотаж вокруг 3D-релизов, тогда как в Одессе — нет. Здесь “Гарри Поттера” без очков посмотрело почти такое же количество зрителей, что и с ними”.

Российский “Кронверк” простаивает

В 2011 году открытие новых кинотеатров шло умеренными темпами. “На открытие новых объектов в этом году решались в основном крупные игроки, такие как российская сеть “Кронверк”, “Баттерфляй”, “Мультиплекс”, которые чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы инвестировать в расширение”, — рассказывает Павел Покровский. Он добавляет, что количество новооткрытых кинотеатров, которые повлияли на рост кинопрокатного рынка все же достаточно скромное — это “Планета кино” во Львове, “Баттерфляй” в Ходосеевке, многозальник в Севастополе. “Ощутимо повлиять на сборы многозальный “Кронверк” Киеве не успел — не проработав и пары месяцев, он сейчас простаивает. Много объектов еще только откроются в этом месяце — “Мультиплекс” в Донецке и Житомире, еще один несетевой кинотеатр в Севастополе”, — резюмирует он. Но они уже будут работать на кассу нового прокатного года. Ее перспективы игроки рынка оценивают пока очень сдержанно. “Думаю, рост рынка будет на уровне 10-15%. Скажется количество кинотеатров, которые будут введены в эксплуатацию в 2012-м. Вряд ли мы увидим много новых масштабных проектов”, — прогнозируют в “Мультиплекс-Холдинге”.

Наталья ДАВЫДЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.