Порой создается впечатление, что так и происходит. Нас призывают обсуждать cтратегию с листовок в метрополитене, известные киевляне говорят о ней с экранов ТВ... Но как проходят сами обсуждения? Слышен ли голос общественности, которая бьет в набат, заявляя, что Генплан Киева-2025, положенный в основу стратегии, как раз и предполагает реабилитацию “темных землеотводов”, осуществленных прежней властью?
В проекте стратегии, который можно найти на сайте КГГА, раздел о новом генплане, несмотря на громкий девиз: “Генплан — главный инструмент развития Стратегии”, весьма скромен: две странички в основном обтекаемых деклараций, но есть и весьма важные моменты. Например, в нем говорится о планах “создать действенный механизм участия территориальных громад в территориальном развитии” и “обеспечить прозрачность с помощью внедрения онлайн-системы с объектов инвестиций и по вопросам градостроения”.
Пока же о прозрачности проблемы. Если вы решите выступить с критикой тех или иных аспектов нового генплана, поднять вопросы относительно незаконных землеотводов, застройки исторической части столицы, нарушения экологических норм и ваших прав, то придется приложить большие усилия, чтобы принять участие в общественных обсуждениях нового генплана. И далеко не факт, что там вам дадут слово.
Именно с таким “открытым диалогом” столкнулась председатель общества совладельцев многоквартирных домов, бывший сотрудник музея “София Киевская” Татьяна Шевчук.
Защищаясь Генпланом-2020
Татьяна Борисовна живет в одном из примечательных домов в центре Киева (ул. Костельная, 8), имеющем ступенчатый фундамент и выходящем фасадом на Крещатик. Понятно, что любые помещения в этом доме представляют особую ценность.
В качестве председателя общества совладельцев дома Татьяна потратила несколько лет, чтобы выяснить, что же конкретно входит в их владение. Какова придомовая территория, какие помещения заняты посторонними владельцами и т. д.?
Выяснилось, например, что придомовой территории у дома вообще нет — это потому, что еще в 2002 г. мэр Киева Александр Омельченко принял решение, которым все земли, не оформленные и не переданные в собственность, были отнесены к землям запаса, туда же попали и придомовые территории, на которых стоит жилой фонд.
Вскоре стало понятно, как власть намерена использовать эти “запасные земли”: уже в 2003 г. на площадке ул. Костельной был отведен значительный участок придомовой территории под строительство 12-этажки. Не надо быть большим специалистом в области градостроения, чтобы понимать, что вбивать сваи на оползневом участке, рядом с домами, построенными в дореволюционное время, — это авантюра, причем весьма опасная. Что это приведет к разрушению ветхого жилья, вначале к трещинам на стенах, а затем, если пойдут большие трещины, будет составлено экспертное заключение, что по техническим причинам дом пришел в негодность, не подлежит эксплуатации и должен быть снесен.
Такие случаи в Киеве уже были. Вспомним, как рухнул фасад дома, являвшегося памятником архитектуры, на ул. Красноармейской, 37. Причина — капитальная перепланировка внутри здания. Сегодня по этому адресу дома нет, однако некоторые его бывшие жильцы, отселенные на околицу Киева, до сих пор продолжают судиться за восстановление разрушенного жилья.
Так, защищая свой дом от повторения подобной судьбы, Татьяна Шевчук стала активистом-общественником. Принимала участие в акциях протеста под стенами КГГА, стала интересоваться законами и нормативами в данной отрасли и добилась, чтобы ул. Костельную внесли в государственный реестр культурного наследия, дабы пресечь чиновничьи подобные авантюры в будущем.
Отстоять свой дом Татьяне Борисовне помог Генплан-2020, по которому сегодня должно развиваться градостроительство в Киеве и который не предполагал возведение высотки в исторической среде.
Что же представляет собой Генплан-2020, и почему, не дождавшись окончания его срока, в 2008 г. было решено разработать еще один Генплан — до 2025-го?
Зачем Киеву два “Института Генплана”?
Вот краткая история генерального планирования Киева со времен независимости.
28 марта 2002 г. Киевсовет утвердил Генеральный план Киева и проект планировки его пригородной зоны на период до 2020 г. (далее — Генплан-2020). Он является законом для Киева и на сегодняшний день.
Документ разрабатывался в институте “Киевпроект” — в то время главной проектной организации города, на которой работали 2,5 тыс. человек. В “Киевпроекте” создавались все четыре послевоенных генплана (в 1947, 1966, 1986 и 2002 гг.) Каждый обозначал перспективы примерно на 20 лет, раз в 5 лет в действующие планы вносились коррективы. Сегодня мы живем по четвертому генплану, который готовился под руководством в то время замдиректора “Киевпроекта”, главного архитектора Владимира Чекмарева.
Этот первый в независимой Украине генплан создавался в период, когда рыночные отношения привносили в отрасль градостроительства новые порядки и беспорядки.
Татьяна Шевчук убеждена, что Владимир Чекмарев — один из самых принципиальных специалистов в сфере градостроительства, с которым сложно было согласовывать проекты, идущие вразрез с требованиями Генплана-2020. И сам Владимир Игнатьевич в беседе со мной привел несколько примеров своего категорического отказа согласовывать авантюрные “перепланировки” застройщиков. Однако все киевляне воочию видели и неприглядные проекты, получавшие одобрение Чекмарева (та же застройка майдана, эклектика Гончаров—Кожемяк в заповеднике “Древний Киев”, многоэтажный гигант в Мариинском парке на днепровском склоне...) Поэтому я оставляю за собой право не идеализировать принципиальность главного архитектора. Но замечу: работа по созданию Генплана-2020 была отмечена Госпремией Украины.
18 сентября 2008 г. Киевсовет под руководством О. Довгого принял решение “О разработке нового Генерального плана развития города Киева и его пригородной зоны до 2025 года” (далее — Генплан-2025), и в стенах КГГА была создана параллельная структура, которая вначале называлась коммунальная организация “Центр градостроения и архитектуры”, а когда пришло время презентации стратегии Попова, центр переименовали в коммунальную организацию “Институт Генплана”.
И на сегодняшний день в Киеве существуют два института Генплана.
ДП “Институт Генплана” руководит Владимир Чекмарев (в 1993 г. “Киевпроект” стал акционерной компанией, в 2003-м развалился на восемь независимых институтов, а “Институт Генплана” стал дочерним предприятием).
А КО “Институт Генплана” возглавляет и. о. начальника Главкиевархитектуры Сергей Броневицкий, причем он не архитектор, а строитель по образованию и никогда ранее генеральным планированием не занимался.
16.09.2010 г. Киевсовет утверждает Концепцию стратегического развития города Киева — первую стадию Генплана-2025.
Уже тогда общественность, реагируя на информацию в СМИ о выделении нескольких миллионов гривен на создание нового генплана (звучали цифры от 9 до 32 млн., а разработка Генплана-2020 обошлась государству в 4,5 млн. грн.), в письмах на имя президента и премьер-министра указывала на неоправданные затраты и полную закрытость процесса.
Вот строки из письма жителей Киева Т. Шевчук, О. Охатрина, О. Скачкова на имя Н. Азарова:
“На 15.06.2010 г. в 18.00 в колонном зале КГГА назначено проведение общественного обсуждения проекта первой стадии Генерального плана на период до 2025 г. Информацию о перечне лиц, которые будут участвовать в обсуждении, получить невозможно, указанные контактные телефоны не отвечают.
18.05.2010 г. активисты подавали заявление в КО “Центр градостроения и архитектуры” о предоставлении основных и сравнительных с действующим Генпланом-2020 материалов для подготовки к общественным обсуждениям, но ответа не получили.
Ни в одном нормативном документе, на который ссылается Киевсовет, обосновывая необходимость разработки нового генплана, не говорится о такой необходимости. Т. е. Киевсовет принял решение с превышением властных полномочий.
По нашему мнению, указанный проект является незаконным документом, который разработан несоответствующей структурой при отсутствии квалификации и опыта, что может привести к многочисленным катаклизмам в Киеве накануне чемпионата Евро-2012”.
Это письмо не возымело действия, а уже в марте 2011 г. вышел закон “О регулировании градостроительной деятельности”, согласно которому генеральные планы населенных пунктов, утвержденные до принятия данного закона, объявляются бессрочными.
То есть выполнять их можно как угодно долго.
А можно и вообще не выполнять.
“Для сокрытия преступлений”
В то же время Генплан-2025, который разрабатывался в стенах КГГА, был направлен на рецензирование в “ГИПРОГРАД” (Государственный институт по проектированию градостроительства), и специалисты разнесли его в пух и прах. Вот лишь некоторые их выводы.
“— Генплан-2025 составлен без учета градостроительной емкости города, численность населения не увязана с территориальными ресурсами, предложения по развитию города не утверждены с существующей градостроительной документацией, с существующим Генпланом Киева и Генпланами пригородных центров;
— размещение жилищной и общественной застроек продолжается за счет зеленых насаждений общего пользования и городских лесов, охранных зон культурного наследия;
— не проведены расчеты интенсивности движения транспорта даже на основных магистралях, необоснованным является планируемое проведение магистрали через лесопарковую зону на левом берегу;
— не в полной мере проведен анализ причин невыполнения или превышения показателей действующего Генплана-2020.
Концепция требует существенной доработки”.
Активистам-общественникам удалось получить эту концепцию только в августе 2011 г. после введения в силу закона “О доступе к публичной информации”, и в последнем обращении на имя Виктора Януковича, направленном в президентскую администрацию, Татьяна Шевчук и другие подписанты не скрывают возмущения и не подбирают слов:
“Коррумпированная власть города Киева обманывает Вас и общественность относительно необходимости тратить бюджетные и внебюджетные средства на “создание”... Генерального плана-2025.
Общественные слушания по обсуждению Концепции этого плана были сфальсифицированы.
Последние 10 лет градостроительная политика в Киеве реализовывалась вопреки действующему Генплану-2020. Благодаря чему государственные чиновники КГГА незаконно раздавали разрешения на все скандальные застройки, в том числе в охранной зоне “Софии Киевской”, на площади перед Олимпийским стадионом, Пейзажной аллее, Жуковом острове и многих других архитектурных, археологических, ландшафтных и природоохранных зонах Киева.
Первым и самым рьяным нарушителем Генерального плана-2020 был мэр города Киева А. Омельченко. Подписи его подчиненных (С. Бабушкина, В. Присяжнюка) стоят почти на всех разрешительных документах, которыми городская власть незаконно раздавала киевские земли, зарезервированные Генпланом-2020 для последующих поколений, постройки транспортных развязок, расширения дорог и т. п.
Л. Черновецкий, сменив своего предшественника, оставил на должности главного архитектора В. Присяжнюка, и тот старательно помогал “молодой команде” более цинично грабить и уничтожать Киев.
Рецензентом многих скандальных проектов по уничтожению исторической среды города и объектов культурного наследия был нынешний главный архитектор г. Киева С. Целовальник.
Правоохранительные органы и, в первую очередь, Генеральная прокуратура Украины, упорно не замечают все перечисленные выше правонарушения. Под строительство жилой и коммерческой недвижимости передано свыше 5 тысяч гектаров земли, которая имела совершенно иное целевое назначение!
В городе стало очень некомфортно жить как горожанам, так и гостям столицы — переуплотненный город задыхается от выхлопных газов в постоянных пробках, нарушена инсоляция (освещение) жилых кварталов, ухудшена экологическая ситуация, уничтожен исторический облик города.
Наш город превратился в бетонно-стеклянный Манхэттен, и этим гордится бывший главный архитектор Бабушкин в своих выступлениях в СМИ.
Кто будет нести уголовную ответственность за все эти градостроительные преступления? А. Омельченко и Л. Черновецкий? Архитекторы города С. Бабушкин, В. Присяжнюк, С. Броневицкий, С. Целовальник? Или руководители архитектурно-строительной инспекции Киева А. Ребицкий, О. Бушовский?
Перечисленные выше чиновники, манипулируя общественным сознанием, распространяли неправдивую информацию, навязывали свою точку зрения не только населению Киева, но и руководству страны о том, что причиной всех бед в городе есть действующий, якобы несовершенный Генплан-2020, в котором не отражены все “современные реалии развития города”, и что город вообще живет без Генерального плана.
Все это делалось для сокрытия преступлений, связанных с незаконным выделением и застройкой земли в период 2001—2009 гг...”
Также в этом обращении киевляне настаивают на необходимости проведения инвентаризации земель города и отмены всех неправомерных решений Киевсовета, принятых с нарушением действующего Генплана-2020, и призывают обязать нарушителей вернуть незаконно полученные земли и понести штрафные санкции.
К тому же и распоряжением Кабмина от 07.04.2010 требовалось “завершить инвентаризацию земель города до I квартала 2011 г.”. Это распоряжение не выполнено. Эта и другие работы по выполнению Генерального плана застопорились вскоре после развала “Киевпроекта”. Если раньше организация, разработавшая Генплан, вела постоянный контроль за его выполнением, и на эту ревизионно-аналитическую работу из бюджета выплачивалось 300 тыс. грн. в год, то уже 9 лет, как такой мониторинг не проводится — в связи с прекращением финансирования.
“Сегодня в сфере жилищной документации царит хаос, — говорит Татьяна Шевчук. — Например, мы имеем документы, согласно которым нежилой фонд в нашем доме отсутствует, и уже несколько лет судимся с владельцами придомовых помещений — мансард и подвалов, которые в свою очередь имеют документы на право владения нежилым фондом. Мы с удивлением открыли, что наш дом, согласно нормативным актам, не зарегистрированным, к слову, в Министерстве юстиции, находится на чужой земле, а владельцы подвальных помещений предполагают провести в нем реконструкцию подпорной стены с целью строительства подземного гаража со въездом с ул. Крещатик.
Но ведь никто и не отменял нормативы, согласно которым каждый дом должен стоять на определенной территории, где должно быть определенное число зеленых насаждений, детская площадка, место для парковки машин.
Вот для чего нужна инвентаризация — она ответит на вопросы, кто владеет той или иной землей и для чего хочет ее использовать. И уже на этой основе следовало приступать к планированию.
Волнуют нас и другие вопросы. Останется ли у людей возможность создавать ОСМД, становясь реальными владельцами жилого комплекса на законном земельном участке? Смогут ли киевляне, которые имеют претензии к застройщикам, отстаивать свои права в судах после утверждения Генплана-2025 Киевсоветом?”
В “удавке” окружной дороги
Попытки сделать разработчиков Генплана-2020 более лояльными к решениям по землеотводам предпринимались еще во времена Омельченко, однако, по словам Владимира Чекмарева, предложенной ему должности заместителя главы КГГА он предпочел независимость.
— Владимир Игнатьевич, а вы согласны с мыслью, что целью разработки нового Генплана-2025 является легализация землеотводов, принятых Киевсоветом с нарушением норм действующего законодательства?
— Абсолютно. Преследовалась именно эта цель. В администрации прекрасно понимали, что прокуратура может проверить подобные площадки в любой момент. Для того и создавался альтернативный “Институт Генплана”. Мне члены “молодой команды” так прямо и говорили: не будет согласований — не будет существовать и ваш институт.
До 2006 г. строительство в Киеве в основном велось на площадках, которые мы намечали. С приходом команды Черновецкого, которая всецело занялась отводами земли и строительством многоэтажек, все изменилось, и им не нравилась принципиальная позиция нашего института. Я выступал против освоения зеленых площадок в черте города, против коттеджной застройки, в том числе на Жуковом острове, не согласовывал проекты по строительству многоэтажного жилья в зеленой зоне Троещины...
И в КГГА решили — зачем бороться с Чекмаревым, если можно создать “карманный” институт, который будет беспрекословно выполнять их поручения.
— Какова площадь земель, отведенных под строительство, документы на которые вы отказались согласовывать?
— Порядка 2 тыс. квадратных метров.
— А вы обращались в прокуратуру, чтобы пресечь подобные нарушения?
— Нет. Я не верил, что это приведет к положительным результатам.
— Как вы оцениваете степень выполнения Генплана-2020?
— В первые годы после утверждения он исполнялся на 40%, сегодня — процентов на 20—25.
— Сколько специалистов “Киевпроекта” были задействованы в разработке Генерального плана-2020?
— Около 100 человек из разных отделов, также к работе были привлечены 22 проектные организации из других институтов.
— Как это происходило? Из Киевской администрации приходила разнарядка, что надо заложить столько-то социальных объектов?
— Мы давали запросы и в КГГА, и в Кабмин, однако уже тогда было сами знаете какое отношение — кто-то ответил, кто-то нет. Поэтому количество таких объектов мы определяли по СНИПам (строительным нормам и правилам). По числу квадратных метров жилья на одного жителя мы планировали приблизиться к европейским стандартам — 25—26 кв. м: для этого к 2020 г. собирались построить 26 млн. кв. м.
— Сколько уже построено?
— Самыми ударными по строительству жилья были 1985—1987 гг.: тогда возводилось 1,5 млн. кв. м.
С 2002-го по 2011 г. мы планировали увеличить число квадратных метров жилья в Киеве с 49 до 59 млн. (строить по 1 млн. кв. м в год), что выполнено, можно сказать, на 100%. В прошлом году, по официальным данным, построено немногим более 900 тыс. кв. м жилья.
— Обозначен ли в Генплане-2020 баланс между строительством элитных и обычных домов?
— Да. Элитных — до 20%, 2—3% — коттеджная застройка, остальное — панельные дома и социальное жилье.
— Судя по всему, баланс сильно нарушен.
— Строительство элитных домов идет с опережением на 30%, по социальному жилью план выполнен процента на два-три. Но тут вот еще в чем проблема: в 2002 г. мы посчитали, что, не нарушая экологической среды человека, в границах Киева можно построить лишь 16 млн. кв. м жилья. Мы прозондировали абсолютно все. И не случайно планировали расширить территорию Киева более чем наполовину. По такому же пути вскоре пошла Москва, территорию которой будут расширять в 2,5 раза.
— В разделе Стратегии развития Киева-2025, посвященном новому Генплану, говорится, что “приоритетным направлением территориального развития столицы должно стать развитие “вглубь, вверх, плотнее”. Действительно, вырисовывается скорее аналог американского мегаполиса, чем европейской столицы...
— Но как при этом будет решаться проблема сохранения и увеличения зеленых зон, которая также обозначена в стратегии? Такое развитие неизбежно приведет город к экологическому, транспортному и инженерному коллапсу. В концепции Генплана-2025 предлагается строительство 2,5 млн. кв. м в существующих границах Киева. Во-первых, непонятно, в связи с чем вдруг увеличатся темпы строительства. Во-вторых, как это все будет умещаться в городской черте?
Киев и так почти затянул “удавку” границами окружной дороги и коттеджным строительством вдоль нее. Вскоре расширение станет просто невозможным: через коттеджи не проведешь магистрали. Кстати, по нашей инициативе при Кабмине была создана комиссия по вопросам расширения границ Киева, однако сегодня этими вопросами никто не занимается.
Причем в пригородах практически вся коттеджная застройка находится на выгребных ямах, на них же стоят коттеджи в районе Осокорков. К чему приведет такая экономия на инженерной инфраструктуре, если не дай бог случится наводнение, страшно представить. Да и сам факт, что столица государства расположена на выгребных ямах, совсем не красит наш город.
А ведь уже сегодня мы должны думать о размещении в Киеве 5 млн. жителей, для чего необходимо предусматривать резервную территорию.
— Обозначьте основные концептуальные моменты Генплана-2020, которые требуют первостепенного внимания.
— Завершение строительства Харьковского массива и Троещины, сосредоточение основного строительства на правом берегу, поскольку продолжение развития левого непременно внесет транспортный дисбаланс: оттуда и сегодня людям непросто добираться на работу. Генпланы всегда разрабатывались с учетом развития транспортных магистралей, метрополитена. Мы намечали строительство 4 мостов, из которых пока строится только один — на Троещину. Если бы построили те 10—15 автодорожных развязок, которые нами были запланированы, уверяю вас — пробок в Киеве уже не было бы. Для новостроек мы просчитывали, какое количество детсадов, школ, поликлиник, больниц потребуется для нормальной инфраструктуры, но на сегодняшний день дефицит школ и детских учреждений в городе составляет 60%.
— После реорганизации института “Киевпроект” в вашем ДП “Институт Генплана” произошли изменения. Были ли сокращения? Хватит ли у вас ресурсов, чтобы взяться за корректировку Генплана-2020 и проведение инвентаризации земельного фонда?
— В нашем институте работают 82 специалиста, и мы готовы провести эту работу в кратчайшие сроки. Об этом на днях я написал в докладной на имя Александра Попова, пытаясь убедить его, что нет смысла разрабатывать новый генплан, нужно откорректировать действующий, устранив все нарушения, а уже в 2017-м приступать к генплану до 2040 г.
Отрадно, что председатель КГГА пытается навести порядок в этой сфере, например, городу уже возвращены четыре земельных надела по 30 га на Жуковом острове. Администрация приняла ряд принципиальных решений о возврате незаконно отведенных земель, но утверждение Генплана-2025 может свести все эти усилия на нет.
“Посылали в районо, похвалило и оно”
Здесь надо сказать, что “2000”, как всегда, остаются открытыми для диалога, и мы готовы продолжить разговор на поднятую тему, предоставив слово специалистам, имеющим альтернативную точку зрения на проблемы градостроительства и генерального планирования столицы.
Но очевидно, что киевская общественность серьезно обеспокоена тем, что Генплан-2025 будет утвержден в кратчайшие сроки и без лишнего шума. И это не удивляет, ведь даже советник президента Лариса Скорик, в недавнем прошлом пламенный борец против безобразий в архитектурной среде города, сегодня заявляет, что голос общественности по градостроительным решениям не представляется важным — профессиональные, мол, проблемы должны решать специалисты.
Конечно же, архитекторы лучше понимают, какую мансарду прикрепить на тот или иной дом ветхого фонда и как это сделать, если он является историко-культурным объектом, но не стоит недооценивать компетенцию общественников, вынужденных вникать в градостроительные нормативы, оберегая свои дома и районы от очередного архитектурного безумия.
А ситуация с киевскими генпланами очень уж напоминает незамысловатое стихотворение Агнии Барто под названием “Чудесный план”. Не правда ли?
...План хвалили на совете,
Отмечали в стенгазете,
Посылали в районо,
Похвалило и оно:
“Разрисуйте и повесьте
Этот план на видном месте!”
Но зима идет на убыль,
Все ребята сняли шубы,
Лед растаял на пруду,
Отменен костер на льду!
Травка вылезти готова,
Птичий хор защебетал...
И вожатый пишет снова
“План работы на квартал”.
Роман БАРАШЕВ
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
08:30 27 ноября
07:50 27 ноября
07:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.