Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как политика делит семью, показал фильм Виталия Манского “Родные”

[07:40 18 октября 2017 года ] [ Ведомости, 16 октября 2017 ]

В нем режиссер выслушал собственных родственников, объясняющих свое отношение к ситуации вокруг Украины и Крыма.

В 2014 г. родные режиссера — в основном польско-литовского происхождения — оказались разделенными между украинской и российской государственностью. Не будучи по национальности этническими украинцами или русскими, они по привычке жили, не особенно задумываясь о национальной идентичности. Новая политическая реальность вынудила их начать самоопределение, обнажив старые, уходящие в глубокое прошлое противоречия.

Как режиссер Виталий Манский обычно склонен к концептуальной резкости: снимая фильм “Труба”, например, он проехал вдоль газопровода “Дружба” от Уренгоя до Кельна, сравнивая жизнь людей в Сибири и Европе. Или в фильме “Девственность” следил за тремя провинциальными девчонками, решившими продать в Москве свою невинность. Фильм про Северную Корею “В лучах солнца” он снимал по сценарию, утвержденному идеологами корейских спецслужб, но умудрился тайно вывезти неподцензурные “хвосты”, предшествующие началу и концу съемок, благодаря которым стало ясно, что все происходящее перед камерой — обычная инсценировка.

А вот фильм про конфликт российской государственности с украинской идентичностью он снял совсем мягко, почти без комментариев. Манский просто поехал сначала во Львов, откуда родом, потом в Одессу, поговорил со своей мамой, с ее сестрами, с племянниками, с зятем, с дядьями. Благодаря деликатной камере замечательного оператора Александры Ивановой зритель как свой попадает в дома, открытые не для съемки, а для родного Виталика, видит людей, расположенных к откровенности. Впрочем, дальние родственники из Донецка “очень просили не приезжать”, но Манский все же поехал “для полноты картины”. География его поездок довольно широка: и Львов, и Донецк, и Одесса, и Киев, и Севастополь — одной из задач было представить украинскую жизнь более объемно, чем это происходит в средствах массовой пропаганды. Телевизор, кстати, является одним из важных персонажей картины, он работает фоном в каждом доме и в зависимости от позиции обитателей незаметно, но настойчиво предлагает ту или иную картину мира. Иногда, как у родни в Крыму, работают все каналы — и Новый год там встречают дважды, по Москве и по Киеву.

Конечно, семейный ракурс выбран не случайно — через семейные отношения ярче проступает образ современной Украины. Вот одна мамина сестра, тетя Наташа из Севастополя, разговаривает по скайпу с другой, тетей Тамарой из Львова, они ссорятся, так как позиции по отношению к происходящему у них разные, но общее прошлое заставляет их делать попытки мириться, а понимание политических событий опять ссорит. В который раз они принимают решение “не говорить о политике” и все-таки снова и снова о ней заговаривают.

Вот кузен Игорь в Киеве проводит для брата экскурсию по дворцу Януковича, дивясь наборным паркетам, а племянница из Львова мечтает о времени, когда ее страна станет настоящей европейской. “Я за целостную Украину, но в армию сто процентов не пойду”, — сообщает племянник из Одессы. А другой племянник, Женя, уходит в армию по призыву воевать с донецкими сепаратистами, которых всей душой поддерживает дед одессита, уверенный, что “это все американцы затеяли, чтобы разрушить Россию”.

Люди живут в мире, который когда-то был общим, у них один язык, русский, одинаковый быт, те же фотографии на стеллажах, те же книги, похожие мебель, посуда, расположение комнат, но у них уже разные взгляды, и, как бы они ни бежали от политики, их дети, их внуки, принимая решения, оказываются в разных мирах. При этом никому не хочется войны, все хотят тишины, покоя, любви, мирно встретить новый год.

Кстати, тихий племянник Женя, отслужив положенный срок, остался в армии по контракту и сейчас находится в зоне АТО. Как сказал Манский в одном интервью, “люди оказались готовы не просто что-то написать в фейсбуке, а взять оружие в руки, сидеть в окопах. Ставить свою жизнь под угрозу”. Но и с другой стороны оружие берут по доброй воле: “На юго-востоке Украины помимо военных, которые туда отправились по приказу, немалое количество добровольцев, и это абсолютный факт. Они готовы и убивать, и умирать за, как они себе представляют, некую независимость восточных территорий от Украины”.

Выслушать всех, дать возможность людям выговориться, объясниться — для Манского основная цель фильма. Манский настаивает, что, несмотря на большой успех фильма в мире, главной аудиторией для него была российская публика: “Российские зрители в большей степени отравлены государственной пропагандой и как никто нуждаются в естественном, нормальном и спокойном осмыслении или хотя бы созерцании того, что происходит в реальной жизни”.

Фильм-наблюдение, автор которого сознательно удерживается от прямых высказываний, — именно то, чему можно поверить. Вряд ли зритель после него изменит позицию, но на это Манский и не рассчитывает. Просто увидеть, что реальная жизнь сложнее, чем публицистика, — уже отличный результат.

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2017-10-18 14:12:34] [ Аноним с адреса 51.254.94.* ]

Жизнь, конечно, сложнее. Но при чем тут эта откровенная агитка - непонятно.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.