Даже эффективная дипломатия может быть весьма неприглядным делом. Пожалуй, ничто не иллюстрирует это утверждение лучше, чем уродливое незаконнорожденное дитя российской войны в Украине: Минские соглашения.
В последние месяцы Германия и Франция давили на Украину, чтобы она приняла закон о местных выборах, ставший основой для проведения выборов в ДНР и ЛНР (оккупированных территориях на востоке Украины, контролируемых ставленниками Москвы). Немцы и французы отмечают, что проведение выборов — одно из условий Минска, как и принятие поправки в Конституцию, которая обеспечит властям оккупированных территорий больший контроль на местах.
В Украине эти требования вызывают большое негодование; они, похоже, служат интересам Кремля, агрессора, пришедшего в Донбасс ради ослабления контроля Киева над восточной частью страны и в дальнейшем дестабилизации украинского правительства. Кроме того, украинцы указывают, что вторые Минские соглашения, в которых прописаны эти обременительные требования, потребовались только потому, что Москва нарушила условия первых Минских соглашений своим наступлением в 2015 году с целью захвата Дебальцево. Другими словами, Москва была вознаграждена, а Украина оказалась в невыгодном положении, потому что Кремль нагло нарушил Минск-I. Неудивительно, что все это сделало процесс прохождения закона о местных выборах и конституционной поправки через украинский парламент весьма противоречивым.
Тем не менее, Франция и Германия настаивают как минимум на принятии закона о выборах. Хотя публично они заявляют, что это очень важно, так как является одним из условий Минска-ІІ, в частном порядке некоторые чиновники признают, что закон нужен, поскольку европейцы не против отменить санкции против России и используют в качестве аргумента нежелание Украины принимать закон о местных выборах. К сожалению, некоторая правда в этом подходе есть, о чем свидетельствует недавнее принятие во французском парламенте не имеющей обязательной силы резолюции, призывающей снять санкции против РФ.
Большое количество членов Рады, в частности, партия “Батьківщина” Юлии Тимошенко и “Самопоміч” Андрея Садового выступают против закона о местных выборах, так как опасаются, что выборы на оккупированных территориях, где находится значительное количество российских солдат и российских же вооружений, приведут к фальсификации результатов голосования, и в результате победу одержат агенты Москвы. Но американцы, французы и немцы парируют, что Минск-ІІ требует проведения выборов в соответствии с украинским законодательством и лучшими международными стандартами. Это означает, что Украина может внести пункты, требующие вывода российских войск и вооружений, а также того, что наблюдать за выборами будет как украинская сторона, так и ОБСЕ, что затруднит фальсификацию голосования. Смысл, разумеется, в том, что, если эти условия не будут выполнены, Украина не будет обязана проводить выборы.
Украинское руководство понимает эту логику и, вероятно, будут искренне пытаться в ближайшие месяцы принять закон о выборах. Несмотря на то, что дебаты будут громкими, существует более 50% вероятности, что закон будет принят, и в него включат пункты-предохранители, которые защитят интересы Украины, обеспечив честные выборы. Вероятно и то, что Москва откажется идти на необходимые для проведения голосования шаги — вывод солдат и отвод вооружений. Но даже в этом случае выйдет, что Украина выполнила свою часть обязательств в рамках Минска, лишив аргументов европейцев, выступающих за ослабление санкций.
Конечно, это не лучшая ситуация. В идеальном мире США и ЕС оперативно назвали бы российское “скрытое вторжение” в Донбасс актом агрессии, которым оно и является, и нам не был бы нужен минский процесс для поддержания европейских санкций. Но в кровавой истории Украины и Восточной Европы никогда не было идеальных условий. В данный момент Украине придется умело использовать свои “минские” карты, чтобы получить необходимую поддержку от ЕС.
Джон ХЕРБСТ, экс-посол США в Украине