Согласно опросу, проведенному в октябре 2017 года
кадровым порталом rabota.ua,
94% работодателей заявляют, что им сложно
найти сотрудников на существующие вакансии.
Сознательно не называю политиков и политические силы, поднимающие на свои знамена лозунг “Минимальная зарплата — 10 000 гривен !” Ибо считаю необходимым обсудить саму суть установления минимальной зарплаты на уровне, который на четверть превышает (на сегодня) среднюю по стране — 7500 (7479 грн. в ноябре — согласно бюллетеню Государственной службы статистики).
Рабочие места есть, работающих — нет
Для начала — частный, но весьма показательный и резонансный пример. Японские собственники львовского завода компании Fujikura планировали заполнить минимум 6 тысяч рабочих мест за зарплату в 5-7 тысяч гривен, но по факту набрали только 2 200 при высокой текучести кадров. Не может найти персонал и немировский завод Fujikura: средняя зарплата в 7100 не стала стимулом для жителей города.
Во Львове менеджеры удивляются “переборчивости” львовян, утверждая, что предлагаемая зарплата выше средней по региону. В Немирове объяснение предложил мэр, утверждающий, что при такой зарплате люди потеряют соцпомощь.
Начнем с “рыночного” аргумента львовских менеджеров: понятно, что японский инвестор вложился в создание заводов в Украине в расчете на дешевую рабочую силу, которая позволит получить ему сверхприбыли, компенсирующие определенные риски, связанные с политической и правовой ситуацией в стране. Что же пошло не так?!
Для начала статистика. Средняя зарплата в Львовской области — 6700 грн. (6673 грн. в ноябре), в Винницкой области — 6500 грн. (6468 грн. в ноябре), в Киеве — 11600 грн (11643 грн. в ноябре). В промышленности этот показатель составляет 8200 грн. (8169 грн. в ноябре), в категории “производство автотранспортных средств, прицепов, полуприцепов и других транспортных средств” — 8500 грн (8495 грн. в ноябре).
Столичная и отраслевые средние зарплаты показаны для того, чтобы сразу же расставить точки над “і” — в Украине локальные/региональные рынки труда существуют только теоретически. Имеет смысл обсуждать макрорегиональные, общенациональные и отраслевые рынки труда, а также “большой Киев” (с городами-спутниками), работу в котором (независимо от квалификации и образования) во все большей и большей степени необходимо рассматривать в качестве актуальной альтернативы трудоустройству “на местах”.
Уже в рамках этих — более масштабных рынков, аргументация менеджмента японского завода выглядит ущербной. Не говоря уже о том, что для работающего наемного работника, пусть даже проживающего в том месте, где открывается новое предприятие, увеличение заработка должно быть существенным для того, чтобы стимулировать его переход с одного предприятия на другое. “Дельта” должна покрывать риски, связанные с неполной информацией работника о новом рабочем месте.
Однако, даже эти рассуждения — несмотря на их непротиворечивость и логичность, можно отнести к абстрактным, ибо, на самом деле, украинский рынок труда является неотъемлемой частью восточно-европейского рынка. И альтернативой трудоустройству в Украине является трудоустройство за границей, причем переезд в 2017 году резко упростился и удешевился (спасибо “безвизу” и электричкам до Перемышля!)
Приведу только одну, но весьма показательную — в рамках приведенного примера — цифру: средняя зарплата на румынском заводе все той же Fujikura составляет порядка 1,5 тыс. евро (около 50000 грн.)
Таким образом, трудоспособный украинец выбирает не между различными возможностями трудоустройства на Родине, а между трудоустройством в Украине и трудоустройством в Европе. Результат этого выбора на лицо: только в Польше сегодня официально трудоустроено 1,3 млн. граждан Украины; по подсчетам польского Союза промышленников и предпринимателей, в течение ближайших 20 лет украинцы полностью закроют ожидаемый 5-миллионный дефицит рабочих рук в стране…
Ну, и не нужно забывать, что кроме западного, существует еще и восточное направление трудовой миграции — в Российской Федерации работает 2-3 млн. граждан Украины: при несколько более низких зарплатах, чем в Восточной Европе, здесь срабатывает фактор простоты адаптации в культурно-близкой среде.
Ну, и в заключение обсуждения проблемы, необходимо вспомнить замечание, высказанное мэром Немирова о нежелании безработных устраиваться на работу, ввиду потери ряда социальных гарантий. На самом же деле, городской голова описал явление, которое называется “нищета работающих”: средняя зарплата не гарантирует т.н. достойной бедности семье работающего. А, значит, не обеспечивает процесса воспроизводства рабочей силы, который подразумевает соблюдения целого ряда условий — начиная от нормального питания и терпимых бытовых условий, заканчивая минимальным медицинским обеспечением и приемлемым уровнем образования детей.
Протекционизм: национальные особенности
Разумеется, наши либерально-ориентированные реформаторы (а, точнее — коррупционно-ориентированные чиновники, выполняющие программу либеральных реформ в обмен на кредиты МВФ), не мыслят категорией “нищеты работающих” или, тем более — “антисоциальной средней зарплаты”. Они смотрят на проблему глазами мэра Немирова (кстати, это совершенно не упрек градоначальнику — он описывает факты, и от него никто не требует глобальности подходов): если существующие социальные гарантии не только не стимулируют к трудоустройству, а, даже, приводят к обратному эффекту, нужно эти гарантии упразднить…
В 2018 году, кроме неизбежного принятия во втором чтении Трудового Кодекса, который резко сократит права наемных работников и профсоюзов, заготовлен еще один законопроект Кабмина — “Об активизации поиска работы безработных и ищущих работу”, который четко демонстрирует ход мыслей отечественных “реформаторов”.
Документ приравняет к занятому населению даже тех, кто предоставляет услуги дистанционно через интернет или на условиях гражданско-правового договора, независимо от суммы заработка. Пособия по безработице будут получать те граждане, которые отработали за последний год не менее 8 месяцев (сейчас — 6 месяцев). Если общий страховой стаж менее 3 лет, то пособия по безработице (в размере половины от предыдущего среднего заработка) не полагается. Также срок получения пособия по безработице уменьшается на 90 дней, если человек 1 раз откажется от общественных работ без уважительной причины.
В проекте закона отсутствует минимальный размер пособия по безработице: он будет устанавливаться правлением Фонда по соцстрахованию на случай безработицы.
Итак, “кнут”, которым правительство собирается погнать безработных на рынок труда становиться все более и более изощренным и болезненным. Но, где же “пряник”? Как мы видим, не на предприятии в месте проживания, где зарплата не гарантирует даже “достойной бедности”, и, даже не в Украине. “Пряник” — за границей. Для кого — западной, для кого — восточной.
Т.е., снижая уровень социальной защиты/поддержки временно неработающих, правительство объективно гонит их на выезд из страны!
Что может защитить украинский рынок труда от утечки мозгов и рабочих рук? В качестве первой меры — введение на законодательном уровне минимальной заработной платы на уровне “достойной бедности”, и 10000 грн. — абсолютно нормальный с этой точки зрения уровень оплаты труда. Именно таким должен быть украинский протекционизм на рынке труда.
Это — первая часть материала, сознательно завершенная автором весьма дискуссионным утверждением о 10000 грн., особенно — в свете логики проводимых в стране “реформ”. В следующем материале будут сформулированы основные возражения против подобной формы государственного регулирования рынка труда и даны ответы на них…
Дмитрий ДЖАНГИРОВ
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.