Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Интернет похоронит мобильную связь

[07:14 06 марта 2012 года ] [ Комментарии, 6 марта 2012 ]

Операторы мобильной связи теряют высокую маржу также быстро, как когда-то фиксированные операторы.

Их услуги не могут составить конкуренцию бесплатным приложениям, которых расплодилось великое множество в интернете. Их владельцы, не имея больших затрат на поддержания работы приложений, богатеют на глазах от рекламы. Тем временем сотовые компании надеются на то, что о них позаботится государство, которое изменит правила игры.

НКРСИ захотела монетизировать онлайн-услуги

Глава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации Петр Яцук решил помочь операторам справиться со стагнацией на рынке.

“Рынок телекоммуникаций останавливается в развитии. За прошлый год мы получили 6% роста. Новые доходы можно получать только благодаря монетизации услуг доступа к контенту. Операторы связи хотят и имеют полное право зарабатывать на передаче данных интернет-приложений, а не использоваться только как транзитная труба”, — сказал он.

Яцук добавил, что НКРСИ возьмется за разработку нормативных документов в сфере регулирования доступа к услугам, информации, контенту. В этом году комиссия обещает начать переговоры, как с операторами рынка телекоммуникаций, так и с компаниями, предоставляющими Интернет-услуги.

В качестве одного из нерациональных примеров сотрудничества с телеком-сетями Петр Яцук привел Skype. “Деньги Skype приносит большие. Вместе с тем растет и нагрузка на сети. И операторам связи некуда деваться. Регуляторы требуют от них улучшения качества услуг — расширения сетей. Но у телекомкомпаний на это уже нет денег. Вот это проблема”, — подчеркивает он.

Глава НКРСИ опасается, что, несмотря на большую скорость передачи данных в домашних сетях, качество услуг будет, таким образом, постепенно снижаться. А мобильные сети новых поколений и вовсе окажутся не окупаемыми.

Украинские операторы надеются на партнерство с интернетом

Отечественные операторы связи подходят к вопросу регулирования интернет-сервисов очень осторожно. “Мы поддерживаем намерение регулировать и монетаризировать доступ к Интернет-услугам. Такой шаг может стать мощным стимулом к дальнейшим инвестициям в индустрию. С другой стороны, мы также понимаем, что цены на доступ к интернет услугам с мобильного должны не отпугивать, а стимулировать потребление”, — отмечает главный исполнительный директор life:) Александр Баринов.

В “Киевстаре” считают, что взаимодействие провайдеров каких-либо услуг и оператора, как транспорта — должны быть партнерским. “ Это могут быть партнерские сервисы и с Оперой, и со Skype и т.д.”, — говорят в звездной компании.

Операторы отмечают, что вопрос разделения доходов интернетчиков и телекомщиков является пока преждевременным. Вначале нужно хорошо очертить варианты сотрудничества.

Представители крупных иностранных интернет-компаний считают, что украинские операторы и так не плохо живут, и считают, что связистам необходимо задуматься о собственных дополнительных услугах.

“Украина станет уникальной страной, если в ней начнут регулировать доступ к Интернет-сервисам. Мы бы хотели сначала взглянуть на те документы, которые разработает комиссия, а потом уже давать им оценку”,- отмечает директор Google в Украине Дмитрий Шоломко.

“Вполне естественно, что операторам хотелось бы получать дополнительный доход от услуг, которые предоставляются через интернет. Я помню, как этот вопрос несколько лет назад поднимался в России, но там с тех пор так ничего и не изменилось”, — отмечает генеральный директор компании “Яндекс Украина” Сергей Петренко. По его словам, операторы и так получают деньги за интернет-услуги, когда абоненты оплачивают интернет-доступ и когда веб-сервис платит оператору за аренду каналов связи с датацентром.

При этом как операторы, так и интернетчики отмечают, что им часто выгодно работать сообща. Причем никто никому не платит. Главным образом, это касается доступа к соцсетям и поисковым услугам. “Например, “Киевстар” и Beeline в Украине не берут с абонентов деньги за доступ в интернет в мобильном приложении “Яндекс.Карты”, а ведь это немаленький трафик. Яндекс тоже ничего не платит “Киевстару” за это”, — говорит Петренко.

Как считает Петренко, добиться увеличения дохода операторы могут, предоставляя абонентам дополнительные услуги — к примеру, контент-сервисы. “У “Киевстара” это, например, одно из трех основных направлений бизнеса, наряду с мобильной связью и интернет-доступом”, — рассуждает он.

Смартфоны съели всю прибыль

В отличие от Украины, где 3G и 4G сети еще не получили большого распространения, в европейских странах операторы уже начали явно качать права с интернетчиками, ощутив, что только на дополнительных услугах “каши не сварить”. Например, ряд сотовых компаний Британии препятствуют доступу абонентов к Skype, тем самым нарушая закон. Компания Vodafone не позволяет абонентам подключаться к сервису интернет-телефонии, пока те не согласятся платить дополнительные $23 в месяц. А Everything Everywhere (совместное предприятие Orange и Deutsche Telekom) просто блокировала Skype. Не исключено, что в прогнозируемом будщем подобные меры будут предпринимать и украинские компании.

Понять операторов можно: несмотря на запуск сетей новых поколений, их оборот и прибыль начали снижаться. Так, международная группа операторов Deutsche Telekom продемонстрировала снижение выручки на почти 4 млрд. евро в прошлом году. Чистая прибыль одного из крупнейших американских операторов AT&T в 2011 году сократилась до $3,9 млрд (с 19,86 млрд в 2010 году).

Причина снижения проста — доходы от голосовых услуг стремительно тают, а вяло растущий заработок от передачи данных не компенсирует этих потерь. Так, оборот европейского Vodafone от звонков сократился за прошлый год на 500 млн. футнов стреглингов, а выручка от передачи данных тем временем увеличилась только на 200 млн. У американской AT&T ситуация аналогичная: дата-трафик за год принес на $2 млрд больше, а “голос” упал почти на 3 млрд.

Потери происходят и на рынке передачи коротких сообщений. Аналитики из компании Ovum недавно подсчитали, увеличение использования сообщений через интернет с помощью смартфонов через такие сервисы как iMessage и Skype обошлось операторам в $13,9 млрд потерь в доходах от СМС в прошлом году.

Ответ на вопрос “Куда утекают деньги?” очевиден: интернет-сервисы предлагают обладателям смартфонов безграничное бесплатное общение в соцсетях, по интернет-телефону, довольствуясь малым. Большая их часть зарабатывает на рекламе, а остальные просто могут позволить установить супернизкие расценки на услуги связи, не имея больших операционных затрат на инфраструктуру. Результаты такой работы впечатляют: в прошлом году Google заработал почти $38 млрд. (почти 10 из которых — чистая прибыль), согласно исследованию eMarketer, доход Facebook от рекламы составит около $5,06 млрд. в этом году.

А обладателям некогда сверхприбыльных мобильных сетей остается только затаить дыхание и ждать, чем закончится “нашествие” интернет-халявы. В более скоростных фиксированных сетях это уже практически угробило телекоммуникационный бизнес. Кстати, особенно ярко это выражается в нашей стране: свободный доступ к различным файлам с тяжелым контентом — фильмами, онлайн-видео, видео звонкам по Skype привели постоянной необходимости модернизации сетей и точек обмена трафиком. А доходы от услуг доступа в интернет из-за зашкаливающей конкуренции так и не выросли.

У сотовых компаний ситуация складывается куда интереснее: международные операторы старались быть новаторами, и за последние годы построили скоростные беспроводные сети новых поколений, вложив миллиарды долларов. Но, как оказалось, он тем самым срубили сук, на котором сидели. Попадание в мобильные сети свободного быстрого интернета с огромным количеством дополнительных услуг в момент “убило” всю маржинальность бизнеса: зачем платить оператору за звонки, если есть бесплатные приложения? Проводниками в мир мобильной халявы стали современные смартфоны на базе операционных систем iOS и Android. Они позволили пользователям “сидеть в интернете” также удобно, как и дома перед домашним ПК.

Иными словами, интернет в глобальном масштабе, обесценивает связь. И даже если телекомщики и интернетчики в конечном итоге поделят доходы от рекламы, то денег на всех явно не хватит. WWW дала телекоммуникациям странную бизнес-модель, при которой пользователям хорошо и удобно, но денег платить никто не хочет.

Станислав ЮРАСОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.