Добавить прозрачности в личные финансы
“Деньги любят тишину”, — всем известная поговорка. Про свет в ней ничего не говорится, но любой бухгалтер вам скажет, что и от слишком яркого света деньги не в восторге. Точнее, их хозяева — владельцы больших денег, как правило, предпочитают оставаться в тени как в прямом, так и в переносном смысле. При этом задача фискальных и прочих служб любого государства — максимально вывести деньги “на свет”. Во-первых, чтобы все честно платили налоги. Во-вторых — чтобы отслеживать финансовые потоки, связанные с криминалом, с терроризмом и т.п. Наконец, чтобы просто видеть, что происходит в собственной стране — не зря же финансы называют “кровеносной системой экономики”.
Это с одной стороны. С другой — сами люди обычно не хотят “светить” свои деньги. Кто-то недоплачивает налоги, кто-то скрывает требующее расходов пагубное пристрастие, кто-то живет на две семьи, кто-то берет и дает взятки, а кто-то просто не доверяет ни государству, ни банкам. Наконец, люди в Украине просто привыкли, что государство старается лишний раз не совать нос в их дела.
Однако рано или поздно все меняется. Движение в сторону более ответственного и управляемого государства — это и движение к обоюдной прозрачности, которая в итоге должна породить и взаимное доверие. Это, условно говоря, такой общественный договор: власть не принимает решения кулуарно, выслушивает разные мнения и принимает разные позиции (ну, хотя бы пытается). А граждане — меньше скрывают свои финансовые операции и не прячут по крайней мере все то, что не имеет отношения к криминалу.
Именно такая логика просматривается в проекте Закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения”, который представлен на сайте Минфина для общественного обсуждения. В нем Министерство финансов предлагает ввести идентификацию клиента и устанавливать цель проведения финансовой операции при осуществлении переводов без открытия счета на сумму, равную или превышающую 30 тыс. грн, в том числе в иностранной валюте, банковских металлах и других активах.
Если законопроект будет принят, то все денежные переводы (в том числе международные) на сумму от 30 тыс. грн (сейчас это 955 евро или $1106), должны будут сопровождаться полной информацией о плательщике и получателе перевода средств (включая место проживания, серию и номер паспорта, идентификационный код). И только переводы на сумму меньше 30 тыс. грн смогут сопровождаться минимальной информацией об инициаторе и получателе перевода (ФИО или наименование юрлица, номер счета или уникальный учетный номер финансовой операции, который позволяет осуществить отслеживание операции).
Эти требования станут обязательными — субъектам первичного финансового мониторинга запретят обслуживать перевод средств в случае отсутствия указанной информации. Впрочем, эти требования не распространяются на снятие средств с собственного счета, на перевод денег для уплаты налогов, штрафов, коммунальных платежей, при использовании электронных денег для оплаты товаров или услуг (если номер платежного инструмента или устройства сопровождает перевод на всем пути движения средств), перевода меньше 30 тыс. грн для оплаты товаров или услуг (при условии, что платежная система может отследить перевод средств и определить лицо, которое заключило договор с получателем о поставке товаров или оказании услуг).
Также проект закона предлагает повысить порог операций, которые подпадают под финмониторинг, со 150 тыс. грн до 300 тыс. грн. Кроме того, в случае, если документ станет законом, перечень субъектов первичного финмониторинга, обязанных уведомлять Госфинмониторинг о подозрительных финансовых операциях, дополнят бухгалтеры и налоговые консультанты.
Вот на последнем пункте, кстати, взгляд споткнулся. Налоговый консультант для бизнеса — это тот же адвокат, по сути. Он должен помогать и подсказывать решения по налоговой оптимизации в рамках закона, а не доносить на своего клиента. Впрочем, это тема отдельного разговора.
Все как у соседей
Министерство финансов Украины говорит про планы по постепенному переходу на “риск-ориентированный подход при представлении информации о подозрительных финансовых операциях, усовершенствование процедуры определения бенефициарных собственников компаний и введение адекватных мер воздействия за нарушение антилегализационного законодательства от письменного предупреждения и штрафных санкций до аннулирования лицензии”. Говорит не просто так: во всем мире сегодня требования сделать финансовые потоки полностью прозрачными звучат все громче, это становится условием членства стран в разных международных организациях, а за отказ от прозрачности можно и экономические санкции получить.
Здесь стоит повториться: украинцы действительно слишком привыкли к тому, что государство не сует свой нос в их дела, в том числе финансовые. Если вы не владелец многомиллионного бизнеса — вами, скорее всего, никто особо интересоваться не станет. Однако во всех соседних государствах — все совершенно не так. Например, и в России, и в Беларуси идентифицируются участники вообще любых денежных переводов. В России это делается под маркой “борьбы с финансированием терроризма”, в Беларуси — под маркой “борьбы с торговлей наркотиками”. Например, существенные ограничения (в Беларуси — намного более жесткие) наложены на пользование такими системами электронных платежей, как “Яндекс.Деньги” и WebMoney.
В Украине эти две системы также не работают, но совсем по другим причинам. “Яндекс.Деньги” недоступны из-за общей блокировки сервисов “Яндекса” в интересах национальной безопасности, а электронная платежная система WebMoney попала под блокировку в результате решения СНБО Украины о введении специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в отношении России. Это решение было принято в начале мая, а затем вступило в силу с подписанием указа президента Украины. В новый санкционный список попала не только система WebMoney.ru, зарегистрированная в РФ, но также британская WebMoney Europe Ltd и украинская WebMoney.ua, которая имеет лицензию НБУ и право работать в Украине. Это, кстати, была уже вторая попытка украинских властей заблокировать WebMoney, первая была в 2016 г., но ни к чему не привела.
В России и Белоруси когда речь идет о переводах внутри таких платежных систем, как “Юнистрим”, “Золотая корона”, “Стриж”, “Мигом” и многих других, работающих на постсоветском пространстве, то для их использования тоже всегда приходится предъявлять паспорт, а сотрудник платежной системы (обычно он же — работник отделения банка) старательно заносит их вместе с данными о переводе в базу данных.
В Европе подход немного иной, но тоже очень жесткий. Небанковские платежные системы обязаны получать государственные лицензии, а требование для их получения — соответствовать стандартам FATF (межправительственной организации по борьбе с “отмыванием” денег). А FATF, в свою очередь, “выкатывает” все новые (и все более жесткие) инструкции в сфере предотвращения “отмывания” денег и финансирования терроризма (AML/KYC). Последняя аббревиатура — KYC — означает “знай своего клиента” (know your customer) и подразумевает, что платежная система должна полностью идентифицировать и установить личность клиента прежде чем проводить финансовую операцию.
Конечно, есть масса способов обойти описанные требования. “Криптовалюты появились не просто так. В 2009 г. сама технология блокчейн, лежащая в их основе, была создана, чтобы распространение информации никто не мог контролировать централизованно. И первым применением блокчейна на практике стала криптовалюта Биткойн, — сказал эксперт по криптовалютам Александр Корнышев. — Она не имеет эмиссионного центра и никак не привязана ни к банкам, ни к государствам. Сами криптовалюты (сегодня их уже много) стали ответом людей, общества, на стремление банков и правительств контролировать их деньги. Сегодня при помощи криптовалют любые транзакции можно проводить полностью анонимно. Да, это требует определенных познаний, надо “быть в теме”, но это наилучшая технология для того, кто хочет избежать контроля государства”.
Безусловно, требование идентифицировать клиента при переводах от 30 тыс. гривен (не такая большая сумма) — это определенное ограничение личной свободы. Кто-то так и воспримет инициативу Минфина — и не захочет, чтобы правительство было в курсе его расходов и доходов. С другой стороны, все мы хотим жить в правовом государстве. А это подразумевает и прозрачность финансовых потоков — в том числе.