Эксклюзив газеты “Дело”. Люди с автоматами, в бронежилетах, быстро покидающие магазин с сумками денег. Нет, это не хорошо вооруженные грабители, это инкассаторы. Ежедневно они перевозят миллионы наличных гривен, долларов, евро, слитки и “слиточки” золота, серебра, драгоценные камни. Бизнес опасный и, как выяснило “Дело”, не всегда прибыльный.
Всего на рынке инкассаторских услуг активно работают семь банков: Ощадбанк, ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль, Укрсоцбанк, УкрСиббанк, Проминвестбанк и Экспресс-Банк. Кроме того, такие услуги предо-ставляет Государственная служба охраны при МВД (ГСО). Сотрудники ГСО помогают в инкассации и банкам. “Около 25% банков пользуются нашими услугами инкассации наличности. Остальным банкам, за исключением НБУ и Ощадбанка, предоставляются услуги сопровождения уполномоченных лиц вооруженными нарядами ГСО”, — сообщили в Госслужбе охраны. Сейчас у них на выезде работает около 400 инкассаторских автомобилей по всей Украине.
У некоторых финучреждений автопарки шире. Так, у ПриватБанка в наличии 600 специализированных инкассаторских автомобилей. За день они собирают выручку с 8 тыс. точек. Под инкассацию попадают 3 тыс. отделений банков, около 3,7 тыс. торгово-сервисных предприятий и 1,3 тыс. банкоматов. У Райффайзен Банка Аваль автомобилей в два раза меньше — всего 300, они объезжают 260 маршрутов и обслуживают 1,6 тыс. клиентов. У Экспресс-Банка около 150 авто. Банк “Финансы и Кредит” свои отделения, а также около 300 точек продаж обслуживает 30 инкассаторскими автомобилями. “Самые главные клиенты банка по инкассации — авиакомпании “Международные авиалинии Украины”, “АэроСвит”, ритейлер “Ашан” и компания “Карло Пазолини”, — отмечает директор операционного департамента банка “Финансы и Кредит” Галина Калашникова.
Банкам не хватает оружия
Банкиры считают, что главная проблема в инкассаторском бизнесе та же, что и с охраной отделений — монопольное положение ГСО. Дело в том, что по требованиям НБУ, каждый инкассаторский автомобиль, в котором перевозится более 500 минимальных зарплат (434,5 тыс. грн.), должен иметь вооруженную охрану, а ее может предоставить только ГСО. Но стоимость ее услуг, по мнению банкиров, слишком высока. “Банки вынуждены нанимать вооруженную охрану ГСО и платить им по заоблачным тарифам, к тому же их услуги с каждым годом дорожают”, — возмущается начальник отдела инкассации крупного банка.
На сайте Госслужбы охраны в прейскуранте отмечено, что стоимость услуг инкассации денежных средств составляет от 0,01 до 0,5% от перевозимой суммы. А помощь одного вооруженного сотрудника ГСО для банка обойдется от 36 грн. за час работы. Причем в одном инкассаторском автомобиле таких охранников должно быть не менее двух. В итоге, по словам банкиров, около 25% стоимости услуги инкассации финучреждения уходит на оплату работы ГСО.
У банков тарифы на инкассацию довольно сильно разнятся, да и сопоставить их можно не всегда. Так, стоимость одного подъезда службы инкассации ПриватБанка к объекту в регионах составляет от 22 до 33 грн., в Киеве — в два раза дороже. Если же выручка клиента уходит не на счет ПриватБанка, стоимость услуг повышается еще на 15%.
Многое зависит от перевозимых сумм. К примеру, в банке “Хрещатик” тариф за перевозку до 100 тыс. грн. со-ставляет 0,4% от суммы, более 100 тыс. грн. — в два раза дешевле. Проминвестбанк инкассирует средства по тарифам от 0,1 до 1% от суммы.
До десяти заездов в месяц инкассаторской бригады Укргазбанка за выручкой предприятия стоит 1 тыс. грн., до 20 заездов — 2 тыс. грн. Цена инкассации в “горячее” время (с 17.45 до 19.00) будет выше, ночная инкассация — еще дороже. Однако бывает, что банк инкассирует выручку хороших клиентов и вовсе бесплатно. В банке “Финансы и Кредит” предоставляют лояльные тарифы клиентам, которых инкассируют больше 10 лет.
Неприбыльный рынок
Банки, чьи инкассаторские службы обслуживают исключительно “родные” филиалы и отделения, отмечают, что работают в убыток. “Для многих банков инкассация — это убыточный вид деятельности, если не осуществлять ее “на стороне”, — утверждает замдиректора департамента инкассации банка “Форум” Юрий Васильев. Но, по его словам, нанимать инкассаторов крупным банкам у коллег или ГСО еще невыгоднее.
Получают прибыль от этого бизнеса только Госслужба охраны и “бравая семерка” банков — лидеров по инкассации. “Для того чтобы услуга инкассации была прибыльной, финучреждению необходимо иметь довольно развитую службу инкассации, с многочисленным автопарком, которая смогла бы минимизировать затраты на ее содержание или даже их перекрывать”, — объясняет начальник отдела перевозки валютных ценностей и инкассации средств Индустриалбанка Николай Алексеев. Greitieji kreditai internetu visą parą nedirbantiems, automobiliui be užstato su vekseliu iš žmonių, paskolų refinansavimas, Swedbank, Inbank, Šiaulių bankas, Medicinos, Luminor ir SEB bankų vartojimo paskolos https://paskolos-internetu.eu/vartojimo-paskola-iseitis-ivairiose-gyvenimiskose-situacijose/
В Экспресс-Банке признали, что инкассаторский бизнес прибыль им приносит, но не такую большую, чтобы стоило развивать это направление. В “Авале” на перспективы бизнеса по перевозке наличных и ценностей смотрят более оптимистично. “Динамика увеличения основных показателей деятельности подразделений инкассации банка в последние годы позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение клиентской базы и объемов перевозки наличности клиентов”, — сообщили в пресс-службе Райффайзен Банка Аваль.
Сколько конкретно зарабатывают на инкассаторском бизнесе, финансисты не говорят. Да и говорить особо не о чем — банкиры признаются, что прибыльность бизнеса в период кризиса не радовала. Более того, многие предприниматели так и не привыкли пользоваться услугами инкассаторов и перевозят наличные самостоятельно. “Культура пользования инкассацией не развита. По сей день клиенты предпочитают доставлять выручку в банк собственными силами”, — сетует зампредправления Укргазбанка Станислав Шлапак.
Все авто — одеть в броню
Не радуют участников рынка и действия регулятора. Летом прошлого года НБУ принял постановление, которым обязал банки до 2015 года осуществлять инкассацию на бронированных авто. По данным банкиров, стоимость одного бронированного автомобиля составляет 40-50 тыс. евро. Выделять деньги на не слишком прибыльный или убыточный бизнес финучреждения вряд ли будут, поэтому большинство опрошенных “Делом” экспертов считают, что рынок инкассации будет постепенно сокращаться, а стоимость таких услуг — расти. По словам Станислава Шлапака, выходом из ситуации могло бы стать создание единой службы инкассации на базе ГСО с участием НБУ и коммерческих банков.
Леся ВОЙТИЦКАЯ
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.