Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Игорь Левитин: “Наши транспортные коридоры, как артерии, надо очистить от тромбов”

[08:52 03 ноября 2012 года ] [ Газета 2000, №43, 2 — 8 ноября 2012 ]

Недавний визит президента Виктора Януковича в Москву и переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным пресса комментировала преимущественно в ракурсе известного “газового вопроса” и предстоявших на тот момент парламентских выборов в Украине.

Хотя объявленная повестка переговоров была широкой — накануне пресс-служба президента России сообщала, что “основное внимание на переговорах планируется уделить обсуждению состояния и перспектив развития экономических связей в таких приоритетных сферах, как энергетика, транспорт, космос, мирный атом”.

Спустя несколько дней Киев посетил советник президента России Игорь Левитин. По его словам, визит не связан с состоявшимися переговорами, а является частью постоянного диалога в транспортной сфере, которую лидеры наших стран определили как одну из приоритетных.

— После заседания российско-украинской межгосударственной комиссии летом этого года президенты поставили перед правительствами России и Украины ряд задач, в том числе и в области транспорта. Эти вопросы я и планирую обсудить с вице-премьер-министром — министром инфраструктуры Борисом Колесниковым и первым заместителем министра инфраструктуры Константином Ефименко.

Прежде всего это развитие гражданской авиации. Сегодня только по маршруту Москва—Киев еженедельно выполняется 112 рейсов. Сейчас специалисты транспортных ведомств России и Украины изучают возможности либерализации воздушного сообщения между нашими государствами. Это позволит ввести режим “Открытого неба”, когда авиакомпании двух стран летают между ними без всяких ограничений. Думаю, такой шаг станет хорошим стимулом для дальнейшего роста объема перевозок.

Мы также коснемся и вопросов сотрудничества в сфере авиационной промышленности. Здесь будем думать, как лучше использовать произведенную в наших странах продукцию для развития гражданской авиации и России, и Украины.

Следующая тема переговоров — обмен опытом по привлечению инвестиций в транспортную инфраструктуру. Меня интересовал опыт Украины по подготовке к Евро-2012, в частности по строительству транспортной инфраструктуры, логистике, решению возникающих проблем. Россия, как известно, готовится к проведению масштабных спортивных мероприятий — Олимпийских игр в Сочи и чемпионата мира по футболу в 2018 г. Нам было очень интересно послушать украинских коллег. Считаю, что в целом транспорт-ники со своей задачей в обеспечении проведения Евро-2012 справились достаточно успешно, о чем я сказал министру Колесникову.

Третья тема — использование глобальных информационных технологий на транспорте. Здесь в Киеве мы презентуем программу “ЭРА ГЛОНАСС” — экстренное реагирование при авариях на автомобильных дорогах. В европейских странах эта технология будет работать с 2015г. А в России ее планируется ввести в 2014г. В чем ее суть? Все автомобильные дороги обеспечиваются связью и навигационными системами. В медицине есть правило “золотого часа” — это время, когда человек попавший в критическое положение, балансирует на грани жизни и смерти. Именно в этот период пострадавшему следует оказать наиболее эффективную помощь.

Одна из целей программы — максимально быстро такую помощь обеспечить. Для этого автомобиль оборудуется прибором “ЭРА ГЛОНАСС”, который сразу же сигнализирует о ДТП спасательным службам. Спасатели в свою очередь связываются с ближайшей к месту происшествия “скорой”. То есть человеку даже не приходится звонить — оповещение происходит автоматически. Система сама оценивает степень серьезности ДТП, поэтому информация о мелких авариях, где нет пострадавших, не передается.

Вот такую программу мы хотим представить коллегам в других странах, в том числе и в Украине. Ведь не секрет, что на постсоветском пространстве аварийность на дорогах довольно высокая, а дисциплина и менталитет водителей оставляют желать лучшего. Система “ЭРА ГЛОНАСС” даст нам с коллегами возможность оказывать эффективную помощь пострадавшим в авариях.

— Если в воздушном сообщении все выглядит оптимистично, как обстоит дело с путями, что называется, “посуху”? Хотелось бы узнать о реальности строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Еще год назад президент Янукович говорил, что “идет проектирование, есть различные варианты строительства моста разного уровня — автомобильного, железнодорожного, над морем, под морем”. Этим летом правительство Крымской автономии делало обнадеживающие заявления, даже сообщали, что россияне выделили первые 500 млн. рублей на переход “Керчь—Кубань”...

— Возможность строительства этого моста обсуждалась еще во времена Советского Союза. Но там есть ряд серьезных проблем. Во-первых, сложные грунты. Во-вторых, непредсказуемость Керченского пролива по погодным условиям, сложная ледовая обстановка. Мы ведь помним трагедию, произошедшую там в ноябре 2007 г. (тогда во время семибалльного шторма затонуло четыре судна, еще несколько выбросило на мель, в море попало несколько тысяч тонн нефтепродуктов; подобные катастрофы с человеческими жертвами происходили там и в другие годы. — Авт.) Профильные министерства Украины и России сейчас прорабатывают техническое задание по проектированию этого мостового перехода. Решение должно быть принято на уровне правительств двух стран. Правительство Российской Федерации приняло его еще в декабре прошлого года, а вот украинская сторона пока не определилась.

— Как часто у нас объясняют, решить сможем после выборов...

— С точки зрения совместной работы, интересных проектов, Россия и Украина за 20 лет упустили множество возможностей. К сожалению, политическая ситуация, которая складывалась преимущественно в Украине, сдерживала движение вперед. Не было надежных маршрутных коридоров, и в результате грузы пошли в обход и Украины, и России.

Тем не менее потенциал сохраняется. Надо только договориться. Но говорим и говорим уже два года. Первые поручения были даны еще в 2010г. Определен банк, который будет финансировать проектные и изыскательские работы, прошло четыре заседания рабочей группы. Но пока мы большей частью стоим на месте.

Понятно, что строительство моста потребует огромных затрат, которые окупятся очень нескоро. Тем не менее такой мост, по моему мнению, имеет стратегическое значение. Вспомним хотя бы, что в советское время в Крыму ежегодно отдыхали 10 млн. человек. Крым будет и дальше развиваться, я в этом уверен. Сейчас черноморские курорты России, тот же Сочи, постепенно становятся круглогодичными центрами отдыха. Не сомневаюсь, что такими могли бы стать и здравницы Крыма, ведь только летом паромная переправа обслуживает примерно миллион человек. Зимой погодные условия не позволяют в полной мере использовать паромы. Такой сезонный маршрут не дает развиваться и прилегающим территориям.

— Теперь, позвольте, о глобальных транспортных мостах. Россия, Белоруссия и Казахстан, которые входят в Таможенный союз, решили учредить единую железнодорожную логистическую компанию для реализации идеи транспортного коридора между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой. Сообщали, что сроки и схема ее создания уже активно обсуждаются. Можно ли подробнее об этом проекте?

— Да, с такой инициативой выступила компания “Российские железные дороги”. Сейчас разрабатывается модель акционерного общества, определяется его уставной капитал. Уверен — это шаг в верном направлении. Ведь логистика, выстроенная еще в Советском Союзе, с его распадом тоже фактически развалилась. Тогда, в СССР, Украина, Беларусь и Прибалтика были на границах государства. И логистика в тот период была выстроена таким образом, что железнодорожные перевозки заканчивались в портах Прибалтики и Украины. После 1991 г. порты, логистическая инфраструктура так и остались в этих странах. А Россия получила фактически замерзающие и необорудованные портовые терминалы в других регионах...

Только в 2008 г. в портах России был достигнут объем переработки грузов советских времен — 400 млн.т (столько было в последний год существования СССР). В прошлом году было переработано уже порядка 550 млн. т. В этом году, по нашим планам, можем достичь уровня 700млн. т. Для того чтобы превзойти объемы перевалки грузов в портах СССР, России понадобилось 20лет. Понятно, что если бы мы с самого начала сохранили единое экономическое пространство, не пришлось бы идти на такие большие затраты по строительству и содержанию необходимой портовой инфраструктуры.

— Кстати, совсем недавно в нашей печати было интервью первого министра транспорта Украины Ореста Климпуша, в котором он утверждал, что еще в 1992 г. предлагал России взять в аренду украинские порты...

— А я был назначен министром транспорта в 2004 г. — и уже никто не предлагал. (Смеется.) А может, так предлагали, что и взять было невозможно?.. Так вот, уже в действующем Едином экономическом пространстве трех стран оказалось, что мы часто дублируем друг друга. Сегодня наша цель — избавиться от такого дублирования. Скажем, есть у Беларуси возможности для выстраивания логистики по территории России и Казахстана, — пожалуйста, пусть белорусские коллеги этим занимаются. Такой же подход должен быть и в отношении грузопотока по железной дороге из Азии в Европу через Казахстан — пусть казахские перевозчики этим занимаются. Но поскольку получаемую прибыль потом трудно поделить, предложено создать такую модель, при которой каждая сторона будет в равных долях получать прибыль от общей логистической работы.

— И каждая сторона должна внести свои активы?

— Да, сейчас Беларусь и Казахстан решают, какие активы они могут внести. После чего Российская Федерация примет решение о своем вкладе.

— Реальные сроки определены?

— Компания “Российские железные дороги” считает, что оптимальным было бы создать такую компанию в следующем году.

— Были сообщения, что и Латвии предлагали участвовать в этом проекте...

— Да, и другие страны заинтересованы подключиться. Но здесь есть сложности. В Таможенном союзе существуют свои нормативы и регламенты, под которые другие государства могут не подпадать. Ведь в ТС нет таможенных границ. Поэтому любое участие других стран обусловлено барьерами, которые есть на границе.

— Были ли подобные предложения Украине?

— Мне об этом неизвестно. Эта инициатива озвучена совсем недавно. Но опять-таки возникает проблема устранения барьеров для стран, не входящих в Таможенный союз. Ведь задача этого логистического оператора — обеспечить максимально быстрое прохождение грузов. Пусть эксперты наших стран поработают... Весь наш земной “шарик”, как обручи, опоясывают пути сообщения. Сегодня без них немыслима ни мировая экономика, ни сама жизнь. У нас со времен распада СССР эти обручи остались, но они, словно артерии, забиты тромбами — пограничными постами, таможнями — которые тормозят поток живой крови, питающей экономику.

— Ну, вы, Игорь Евгеньевич, эти обручи и артерии видели даже не из космоса, а, можно сказать, держали в руках — начинали трудовую деятельность как военный железнодорожник на Приднепровской железной дороге, потом — уже после окончания академии — на БАМе...

— Транспортная инфраструктура, унаследованная Россией от Советского Союза, дала нашей стране возможность прожить эти 20 лет. Но если сегодня каждый будет создавать свое, то мы проиграем и вместе, и по одиночке. Нужно вместе создавать глобальные транспортные коридоры. И в этом транспортникам должна помогать политика.

Справка

Левитин Игорь Евгеньевич родился в 1952 г. в Одесской области. После окончания Ленинградского высшего командного училища железнодорожных войск и военных сообщений им. М.В.Фрунзе проходил военную службу в Молдавской ССР и Южной группе войск (Венгрия). После окончания Военной академии тыла и транспорта — на Байкало-Амурской магистрали. Полковник запаса. С 1994 г. занимался предпринимательской деятельностью в транспортной сфере в Украине, затем в России. С 2004-го по 2012 г. — министр транспорта РФ.С 22 мая 2012 г. — советник президента РФ.

Игорь СЛИСАРЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.