Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

IТ-потребитель продвинут технически. Но что происходит в его сознании?

[12:11 28 декабря 2011 года ] [ День, №238, 28 декабря 2011 ]

Эксперт: Идет целенаправленная атака на качество украинских горизонтальных социальных связей.

Использование Интернета стало для Украины, а также для ряда других развивающихся стран жизненной необходимостью. К такому выводу пришла лаборатория ConsumerLab компании Ericsson, которая провела исследование потребительских предпочтений в сфере использования телекоммуникационных продуктов и услуг в Украине. Результаты анализа позволили составить портрет украинского потребителя. В частности, исследование показало, что более половины населения (59%) в городах Украины имеет доступ к высокоскоростному Интернету. Его использование, утверждает исследовиние, является столь же технически продвинутым, как и на остальных развитых рынках, в частности, в России (72%), Германии (61%), Италии (52%). К тому же использование Интернета и зависимость от него ежегодно растет, и, как ожидают эксперты, эта тенденция со временем только усилится, поскольку люди активно переносят свою повседневную деятельность и поддержание личных отношений в он-лайн. Интерестно, что 68% интернет-пользователей в городах Украины еженедельно используют социальные сети (в Великобритания эта цифра составляет 63%, в США — 62%), а 28% пользуются Skype или аналогичными услугами IP-телефонии для связи по меньшей мере раз в неделю (Великобритания — 20%, США — 19%).

Исследование было проведено в мае — июне 2011 года. В опросе приняли участие 500 респондентов в возрасте от 15 до 69 лет из Киева, Львова и Донецка в формате индивидуальных интервью. Такой выборки, по мнению экспертов, вполне достаточно, чтобы оценить ситуацию в целом. Она, по их подсчетам, отображает мнение около 3,4 миллиона человек, включая все слои населения.

Интерестно, что 33% опрошенных являются “первопроходцами” или “цифровыми старожилами” в Украине. Именно они и стимулируют внедрение новых сервисов и устройств, отмечает директор по бренд-менеджменту Ericsson в регионе Северной Европы и Центральной Азии Эрик Йоханниссон. По его словам, ранние “юзеры” — это ценный сегмент рынка, они с легкостью пробуют новые сервисы, продукты и устройства, а также являются активными пользователями телекоммуникационных услуг. У этой категории украинских потребителей много общего с другими “передовиками” из Европы и США, они значительно влияют на развитие рынка и его последователей, стимулируя внедрение новых услуг, устройств и технологий, отмечает Йоханниссон.

Но что еще общего можно обнаружить между нашими “юзерами” и их европейскими коллегами? К сожалению, проблему качества украинской интернет-аудитории исследование лаборатории ConsumerLab не затрагивает. Ведь даже если брать во внимание украинский сегмент социальных сетей, далеко не все их участники обеспокоены общественно-политическими проблемами, далеко не все принимают активное участие в мировоззренческих дискуссиях. Многие пользователи социальных сетей остаются на уровне бытовом. И на фоне революции “интернет-хомячков”, “креативного класса” в России, вопрос не о количестве, а именно о качестве нашей интернет-аудитории становится еще более актуальным. Насколько она по качественному показателю отличается от российской, от европейской, от арабской? Может ли из этого виртуального объединения вырасти что-то более существенное в общественно-политической жизни? Да, безусловно, эти люди продвинуты в техническом понимании, но носителями какого сознания они являются? Не постсоветсткого ли со всеми вытекающими отсюда последствиями? Способны ли “интернет-хомячки” распрямить спины и стать гражданским обществом — не в смысле выхода на улицу с плакатами и лозунгами, а в смысле понимания своей страны и осознания собственной ответственности?

Слишком много вопросов... Единственное, что можно сказать с полной уверенностью, — так это то, что прозрачность наступает. И это доказал 2011-й год с его многочисленными акциями протеста по всему миру (и Украина здесь не стала исключением), в которых непоследнюю роль сыграли, как известно, социальные сети.

Кстати, интерестная в этом отношеннии статья “Революция не побеждает он-лайн” появилась вчера на сайте gazeta.ru. В ней авторы ссылаются на исследование, опубликованное в издание Nature. Доктор Сандра Гонсалес-Байлон из Института Интернета при Оксфордском университете и команда социологов из Университета Сарагосы, работающая под руководством социолога Йамира Морено, пронализировали с помощью специальной программы активность 87 569 пользователей Twitter, разославших 581 750 протестных сообщений за 35 дней “испанской весны” — широкого протестного движения, кульминацией которого стал массовый митинг на мадридской площади Пуэрта-дель-Соль и многочисленные лагеря протеста, оккупировавшие центральные площади 59 испанских городов за неделю до выборов в национальный парламент. Анализируя исследование, издание приходит к выводу, что локомотивом протеста выступают онлайн-сообщества, сформировавшиеся на основе реальных социальных связей и знакомств, а переломным моментом, не позволяющим протестным сигналам раствориться внутри виртуальной сети, также является офф-лайн — выход протестующих людей на городские площади. “Безусловно, социальные сети интенсифицируют горизонтальные социальные связи и протестные настроения, однако критическим условием все равно остается улица и способность протестующих предложить обществу реальную альтернативу, а не только планшетную игрушку с Интернетом”, — резюмирует gazeta.ru.

Действительно — и “День” писал об этом не раз, — социальные сети — не более чем инструмент. Но, поскольку в украинских условиях большинство СМИ и, в частности, наиболее массовое среди них — телевидение остается заблокированным для высокой планки, могут ли соцсети стать площадкой для вырабатывания новых смыслов, вариантов этой самой альтернативы?

— Социальные сети могут стать инструментом распространения такой альтернативы, но разрабатывать ее должны политические силы и их штабы, — говорит Виктор РЫБАЧЕНКО, вице-президент Ассоциации политических психологов. — Ведь сколько бы ни было протестных настроений, социальная психология доказывает, что они должны быть канализированы в определенные организованные потоки. Они должны быть упорядоченными, и в их главе должны быть личности. Кстати, сейчас активно обсуждается идея о том, чтобы объединенные списки оппозиции возглавили люди высокого духовного уровня, например, називают имя Лины Костенко. Это показывает, что политики понимают свою ограниченность на данном этапе, уменьшение доверия среди масс и то, что обыденными политическими методами, лозунгами и даже привычными лицами уже не подымешь массовую волну протеста. Однако... Пусть так, общество может уважать, чтить моральных авторитетов, и среди нас есть такие люди, но реально возглавить политическую волну протеста может только политик. Если человек не идет за одним политиком, это еще не значит, что он не пойдет за другим. Вопрос: где найти эту политическую альтернативу? И здесь особенно важны социальные сети. Потому что они учат общаться. Ведь со времен Советского Союза наше общество, как правило, держится на вертикальных связях, уровень самоорганизованности — низкий. А благодаря социальным сетям самоорганизация растет. Горизонтальные связи помогают развить способность общества к самоорганизации, не ожидая при этом пастуха-организатора, лидера, командира. Следует признать: сначала это у них не слишком хорошо получается. Если оценивать качество украинского Интернета, к примеру, по блогам, комментариям, форумам, то можно констатировать множество некачественных комментариев, демонстрирующих низкий уровень культуры. Но нужно понимать, что идет целенаправленная атака на качество украинских интернет-связей, социальных горизонтальных сетей. Определенные политические силы имеют свои команды, так сказать, “троллей”, которые специально запускают на форумы ругательства, мат, оскорбления, с тем чтобы отвлечь внимание людей от сути вопроса. К сожалению, интернет-общество до сих пор ведется на такие сообщения, и это выводит дискуссию за рамки интеллекта. Не удивляйтесь, но я считаю, что “тролли” тоже полезны. Это как прививка. Если мы не научимся углублять содержательные комментарии, мы не поднимемся ступенью выше. Я позитивно оцениваю даже такие одиозные соцсети, как “Одноклассники” или “ВКонтакте”. Потому что они просто учат контактировать. И когда-нибудь эти каналы, которые сегодня переполнены стоящим внимания содержанием, могут наполниться серьезным содержанием. Главное, чтобы эти каналы уже были отработаны”.

Если даже такие сайты, как “Одноклассники”, и могут в конце концов перерасти в площадки для интеллектуальных дискуссий, это не освобождает от нужды создавать в сети новые стандарты качества, которые смогут противостоять перепроизводству “троллей” и быть привлекательными для думающих людей.

Мария ТОМАК, Алла ДУБРОВЫК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.