Над крупнейшим украинским авиаперевозчиком МАУ сгущаются тучи. Слухи о серьезных финансовых проблемах в компании ходят уже давно. Но в последнее время они находят все больше подтверждений. Сейчас МАУ активно “режет” расходы по всем направлениям, начиная от сервиса и заканчивая персоналом.
Так, с 15 января этого года вступают в силу новые правила провоза ручной клади на всех рейсах “Международных авиалиний Украины”. Пассажиры, которые купили билет “без багажа” смогут взять на борт только одну сумку весом до 7 кг, а также верхнюю одежду или зонт. За все остальное — ноутбук, пакеты из Duty free и др. — придется доплачивать по 15 евро, хотя ранее эти вещи можно было провозить в салоне бесплатно.
“Порезали” также программу лояльности — если ранее владельцы карточек Panorama Classic могли провозить бесплатно 12 кг ручной клади, то теперь такая привилегия осталась только для держателей карт Premium. Урезали также начисление льготных миль (ранее за каждый потраченный доллар полагалось 10 миль, а теперь — от 5).
Вице-президент МАУ по коммерции Сергей Фоменко считает, что “новая политика провоза ручной клади становится все более прозрачной и понятной”. Впрочем, пассажиры так не думают — специализированные форумы и соцсети переполнены возмущенными комментариями.
Напомним, что ранее МАУ отменила бесплатное питание на борту (бутерброд там стоит 3 евро, а растворимый кофе или чай из пакетика — 2 евро) и ввела плату за регистрацию в аэропорту. То есть, по-сути, компания переходит на режим лоукост-полетов, хотя при этом не позиционируется как лоукостер.
Плюс — в МАУ начались серьезные кадровые чистки. Как стало известно “Стране” из своих источников, в компании идут массовые сокращения, задерживают выплату зарплат.
На специализированных форумах уже вовсю разгоняются панические настроения. Людям даже советуют не бронировать билеты на рейсы МАУ за несколько месяцев вперед — мол, вполне возможно, что к тому времени и лететь будет не на чем.
Впрочем, некоторые эксперты, с которыми пообщалась “Страна” не исключают, что на самом деле проблемы в компании не так велики, как их пытаются представить широкой общественности.
“Это явно политический заказ, месть Коломойскому за Зеленского”, — предположил один из аналитиков.
“Страна” разбиралась, что на самом деле происходит в МАУ.
“Атмосфера там специфическая”
Авиа-форумы и раньше были переполнены жалобами на сервис МАУ. Пассажиры в самых ярких красках описывают свои злоключения на бортах этого перевозчика. Самые распространенные жалобы — хамство персонала, дорогая и некачественная еда, массовые задержки рейсов, пропажа багажа. Но в недавних пор тональность обсуждений несколько изменилась.
На форумах все чаще стала появляться информация о возможном банкротстве МАУ.
“Компания МАУ заканчивает год с большими долгами и убытками. Сотрудникам задерживают зарплату. В финансовой отчетности МАУ, составленной по украинским стандартам бухгалтерского учета, говорится о том, что у авиакомпании задолженность, причем немаленькая — около $100 млн. Не рекомендую покупать билеты на долгосрочную дату на рейсы МАУ”, — написал один из форумчан.
Вот похожее сообщение уже от другого автора. “У МАУ практически весь парк в лизинге у зарубежных собственников. В собственности компании — один или два старых убитых боинга, которые сейчас в залоге Нацбанка по кредитам группы Приват Банка. Банкротство МАУ уже близко, поскольку на бесконечных акциях по билетам и низком сервисе компания не сможет конкурировать европейским перевозчикам. Долги МАУ растут как в финансовой пирамиде и уже нехватка средств вынуждает задерживать зарплату сотрудникам, понижать и так низкий уровень сервиса, и придумывать очередные акции продаж по билетам, чтобы хоть как-то справляться с выполнением текущих рейсов”.
Говорят также о массовых сокращениях персонала. Эти данные подтвердило несколько сотрудников компании, с которыми пообщалась “Страна”.
Якобы, указывают на дверь, в первую очередь, бортпроводникам. Люди жалуются, что работодатель сам провоцирует текучесть персонала — якобы, постоянно набирают новых сотрудников на невысокие зарплаты (до 10 тыс. грн.) на испытательный период. А как только он заканчивается — на подходе уже другая партия “начинающих”, которых также держат на мизерных окладах. При этом на сайте МАУ указано, что бортпроводники получают на время испытательного срока до 20 тыс. грн., а после его истечения — от 26 тыс. грн. Плюс — медстаховки, бесплатное обучение, льготные авиабилеты для всей семьи и др.
Тем не менее, репутация у МАУ как работодателя, мягко говоря, хромает. Специализированные форумы по трудоустройству наполнены негативными отзывами сотрудников.
“При компании существуют обучающие курсы. Людей набирают на работу на год и создают такие условия чтобы вы “не выжили” и ушли а на ваше место придут новые! На временном месте зарплата в два раза ниже!! Вот и крутят людьми чтобы работа обучающий центр и чтобы не платить больше!!! А если вздумаете пожаловаться в дирекцию это вам ещё и навредит”, — написал недавно один из форумчан.
“Главный недостаток — коллектив. Люди всегда чем-то недовольны, нет политики развития корпоративного духа. Напряженная атмосфера, стукачество, поощряемое руководством”, — пишет другой. “Внутренняя “кухня” у них достаточно специфическая”, — заметила аналитик rabota.ua Татьяна Пашкина.
Правда, есть и положительные отзывы (хорошая зарплата, премии, возможность путешествовать), но их меньшинство.
“Оптимизация” или подготовка к банкротству?
В самой МАУ, куда “Страна” обратилась за пояснениями, ситуацию не комментируют. Независимые же эксперты разошлись во мнениях. Так, директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий говорит, что в последнее время в МАУ ничего кардинально не поменялось.
“Все как обычно. Сейчас идёт оптимизация расходов в том числе пересматриваются некоторые позиции по персоналу. Часть функции передаётся на аутсорсинг или просто от них отказываются благодаря, в том числе, переходу на IT-решения. И поэтому часть персонала сокращают. Это обычный процесс”, — считает эксперт.
Судя по всему, новый бизнес-план МАУ состоит в том, чтобы побить одного из своих главных конкурентов — лоукостера Ryanair — его же же оружием, то есть, низкими ценами. Сейчас МАУ предлагает лоукост- тарифы от 1 тыс. грн. на рейсы в Европу (к примеру, в Берлин) и по 6 тыс. грн. — на магистральные перелеты (в США). Соответственно, чтобы влезть в эти цены, максимально сокращается расходная часть.
Но, как считают некоторые эксперты, если в краткосрочной перспективе этот шаг и позволит МАУ нарастить пассажиропоток, то в более отдаленной — чреват самыми печальными последствиями — вплоть до банкротства.
Впрочем, Ланецкий сомневается в скором банкротстве МАУ, о котором предупреждают пассажиров. “Самолеты в лизинге у большинства авиакомпаний мира. Только те, кому мировые банки не доверяют, вынуждены покупать их. Самолеты покупают также лоукостеры, у которых совершенно другие объемы закупок. И другие цены. Акции же связаны с тем, что зимой традиционно низкий сезон. Такие же есть и у других перевозчиков”, — говорит Ланецкий.
“Самолеты почти у всех компаний в лизинге, а не свои (просто подумайте 40 миллионов долларов самолет, а парк из 40 бортов — это от 1,5 миллиарда долларов)”, — подсчитал эксперт авиарынка, экс-глава Госавиаслужбы Денис Антонюк.
В то же время аналитик компании “Европатруль” Вячеслав Коновалов считает, что в МАУ второй год готовятся к повторению аэросвитовской истории (в 2012г “Аэросвит” был объявлен банкротом, а его активы подхватили “Международные авиалинии Украины”). “По разным источникам, у них от 4 до 7 миллиардов гривен долгов”, — рассказал “Стране” Коновалов.
Он не исключает, что и с МАУ могут провернуть аналогичную схему — вывести из компании все активы, объявив ее банкротом, “Наследником” МАУ может оказаться, к примеру, компания “Роза ветров”, которой достанется флот “Международных авиалиний Украины” (по слухам, “Роза ветров, как и МАУ входят в орбиту влияния Игоря Коломойского, и именно в эту компанию были переведены самолеты обанкротившегося “Днеправиа”).
Минус 20 млн. на Ryanair
Денис Антоник считает, что рассуждать о долгах МАУ пока можно лишь гипотетически. “Мы не знаем какой там кэшевый разрыв (зима всегда низкий сезон, но вот его глубину знают только пару человека в компании)”, — говорит он.
Финансового отчета МАУ за 2018 год еще нет. Но в 2017 г ее бизнес-показатели заметно просели. Так, валовая прибыть сократилась на 9,7% — до 1 млрд 699,13 млн грн, а операционный убыток составил 638,09 млн грн против операционной прибыли 31,21 млн грн в 2016 году. Суммарные обязательства компании составляли 954,4 млн грн, в том числе два просроченных банковских кредита на 607,8 млн грн (с погашением в 2016 году).
Свободные денежные средства уменьшились за год на 14,6% (до 260,9 млн грн). В то же время пассажиропоток вырос на 16,4% (почти до 7 млн. чел.), а объемы перевозки грузов и почты — на 32,2% (до 20,3 тыс.т). для сравнения: за 9 месяцев 2018 года, по сообщению МАУ, она перевезла 6 млн. пассажиров.
Эксперты допускают, что за прошлый год финансовое положение МАУ могло ухудшиться, В том числе, и из-за ужесточения конкуренции. На украинский рынок вышло сразу несколько лоукост-перевозчиков, но главным конкурентом МАУ называют Ryanair. В прошлом году, готовя иск к Минифраструктуры за то, что ведомство Владимира Оделяна позволило ирландскому перевозчику зайти на наш рынок, “Международные авиалинии Украины” оценили свои убытки в 20 млн.грн.
И, судя по всему, они будут только расти, так как продавать билеты дорого станет сложнее.
“Глобально — дешевые билеты это тренд авиарынка. Цены на билеты в Европе падают уже 15 лет подряд и тариф за это время снизился в 10 раз. МАУ пока только начинает чувствовать конкуренцию на некоторых направления с ирландцами (Ryanair — Прим. Ред.). Так что пока говорить о влиянии рано. Но оно конечно в той или иной степени будет. Возможно как в своё время Lot и AirBatic, МАУ найдет решение. Для иностранцев их продукт-дешевый транзит через Киев-очень привлекателен. Надо лишь понять, как на нем зарабатывать”, — говорит Ланецкий.
В МАУ сообщили, что в 2019 году авиакомпания расширит географию полетов в Юго-Восточной Европе (прямые рейсы в Измир, Софию, Бухарест). Полеты в направлении Киев — София будут выполняться самолетами Embraer-145 ежедневно. До Измира и Бухареста будут летать Boeing 737-800 нового поколения. Минимальная стоимость перелета в одну сторону при условии заблаговременного бронирования составит 591 гривну.
Впрочем, Денис Антоник считает, что нынешняя ситуация вокруг МАУ, это, скорее, политика, чем бизнес.
“При желании авиакомпании очень легко создать проблемы. В том числе, распуская слухи о проблемах. Думаю, может быть попытка надавить на акционеров авиакомпании за поддержку конкурентов президента на предстоящих выборах (речь идет о поддержке Коломойским кандидатуры Владимира Зеленского — Прим. Ред.)”, — предположил один из экспертов.
Людмила КСЕНЗ