Война на Донбассе поставила перед нашим военно-политическим руководством задачу срочного наполнения армии армейскими грузовиками. Ведь старая советская техника находилась в ужасном состоянии, да и ее просто не было. Мобилизация гражданских машин фактически провалилась — каждый руководитель старался отдать на фронт машину в самом худшем состоянии, не решили вопрос и волонтерские поставки — слишком уж это дорогое удовольствие.
Причем речь шла о сотнях машин самого ходового класса 6х6, ведь в среднесрочной перспективе требовалось заменить в ВСУ советские “Урал-375”, “Урал-4320”, “ЗИЛ-131” а также военные модификации КамАЗа, серийное производство которых осталось на территории страны-агрессора.
Вариантов относительно быстрого и дешевого решения вопроса было несколько. Первый и самый очевидный — разработать и запустить в производство собственную платформу. Тем более что в стране на тот момент был полный цикл производства в виде Кременчугского автомобильного завода. Второй путь — купить необходимое количество грузовиков за рубежом.
После того как посчитали финансы, от зарубежных закупок отказались сразу. Наиболее доступный на рынке IVECO достаточно дорогое удовольствие, к тому же продавать их нам в 2015 г. никто не спешил. И сейчас еще ощущается негласное эмбарго на поставку как летального, так и нелетального вооружения из Европы.
Отказались и от создания грузовика, а тем более армейского, с нуля — это оказалось очень дорого и, что самое главное, — долго. Хотя у того же КрАЗа был один вариант — КрАЗ 6322, который на тот момент в целом был еще недоведенной конструкцией.
Взяли за основу третий путь — крупноузловая сборка необходимого количества машин на имеющихся производственных мощностях. Причем так как европейский рынок был закрыт, то выбор был небольшой — либо что-то из восточной Европы, либо китайское.
В итоге военные рассматривали два варианта — КрАЗ со своим В12.2МЕХ — версия китайского автомобиля F2000 по лицензии MAN F2000 и “Богдан Моторс” с белорусским МАЗ-6317. После долгих сомнений выбор был сделан в пользу последнего. Ведь к тому времени КрАЗ не мог обеспечить необходимого темпа выпуска, так как его мощности были полностью заняты.
После того как были проведены все подготовительные работы, в 2016 г. Черкасский автомобильный завод компании “Богдан Моторс” начал сборку армейских грузовиков под маркой “Богдан 6317”.
Отметим, что грузовик был создан в конце 1980-х гг. по достаточно жестким техническим условиям Министерства обороны СССР. Его опытные образцы прошли во всех природно-климатических зонах приемочные испытания, по результатам которых автомобиль был рекомендован к принятию на вооружение и даже включен в госзаказ на 1991 г. Однако после распада Советского союза про машину как бы забыли.
Лишь через пять лет автомобилем заинтересовались белорусские военные. Проведя серию испытаний, они пришли к выводу, что МАЗ-6317 может быть использован в белорусской армии в качестве замены отслуживших свой срок автомобилей-вездеходов советского производства типа КрАЗ, КамАЗ и “Урал”. Запущенный в серию автомобиль поступил на вооружение не только белорусской, но также российской и азербайджанской армий.
На первом этапе в Украине организовали крупноузловое производство, включая сборку шасси, сварку, покраску и установку грузовой платформы. В дальнейшем произошла локализация производства с привлечением украинских производителей комплектующих. В числе поставщиков выступают Кременчугский колесный завод (КрКЗ), шинный завод “Росава” (Белая Церковь), а также производитель аккумуляторов “Иста” (Днепр).
Интересно отметить, что первые партии грузовиков имели двигатели российского производства ЯМЗ — такие же, как и на КрАЗах и только с 2017 г. начали ставить китайские Weichai Power.
Причем компания продолжала развивать военное направление, и с 2018 г. армия стала получать также машины “Богдан 63172” с тем же китайским двигателем, коробкой передач Fast Gear и сцеплением Hummer Kupplungen турецкого производства.
По оценкам производителя, за это время армии поставлены 1200 автомобилей, которые серьезно усилили возможности нашей армии. Стоит также отметить, что в рамках унификации именно “Богдан-МАЗ” стали основой для создания специальных машин.
Так, частная “Практика” освоила бронированный вариант грузовика. Причем кроме новой бронированной кабины на белорусское шасси устанавливается или бронебудка (для перевозки личного состава или для мобильного штаба), или грузовая платформа с подъемником Hiab Multilift. Создан также целый ряд машин вспомогательного назначения, таких как, например, топливозаправщик.
Как и любая техника грузовики имеют свои “плюсы” и “минусы”. Так, машина разрабатывалась как шасси для РСЗО (что, кстати, реализовали в Беларуси, получив на выходе “БелГрад”), а не грузовик для перевозки личного состава. Поэтому кузов достаточно высокий (около полутора метров), и попасть в него можно только через откинутый задний борт по специальным, также откидывающимся, подножкам. Для этого солдаты, несущие на себе снаряжение и оружие, должны проявить соответствующую ловкость, ведь никаких поручней конструкция не предусматривает. Точно так же и покидать машину приходится, буквально десантируясь со “сверхмалой высоты”.
С другой стороны, по опыту белорусских военных, проходимость машины ничуть не хуже, чем у гусеничной техники, а скорость, соответственно, намного выше. На пересеченной местности МАЗ преодолевает подъемы и спуски до 30°, уверенно движется по зыбким грунтам, способен самостоятельно преодолевать броды. При этом машина остается хорошо управляемой и не теряет устойчивости.
Другое дело, что, учитывая конфликт интересов, производство таких грузовиков не стоило начинать исключительно на “Богдан Моторс”. А стоило бы, например, распределить по разным заводам, оставив на “Богдане”, например, только установку двигателей и трансмиссий. Почему не сделали этого, совершенно непонятно, — то ли посчитали, что это осложнит производственный процесс и будет потерян необходимый для армии темп производства или все-таки возобладали финансовые интересы.
К какому бы выводу ни пришло следствие по делу о завышенной цене на белорусско-украинский грузовик, с точки зрения снабжения ВСУ особенной альтернативы для армейских грузовиков “Богдан-МАЗ” как не было в 2016 г., так нет и сейчас.