Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Город славы российских троллейбусов

[07:16 20 апреля 2012 года ] [ Комментарии, 20 апреля 2012 ]

Через два года после подписания Харьковских соглашений севастопольцы так и не поняли — что же выиграл от этого город-герой, кроме новых троллейбусов.

“Выделили троллейбусы…” — перечислял российский адмирал. “Троллейбусы появились”, — сообщил военный пенсионер. “Новые троллейбусы в городе”, — вспомнил портовый рабочий. Завтра исполнится два года со дня подписания Харьковских соглашений, на четверть века продливших срок пребывания Черноморского флота России на территории Украины. “На территории Севастополя” — уточнили бы севастопольцы. Но почему-то два года спустя, когда мы спрашивали, а что изменилось в городе после этого эпохального события, все наши собеседники вспоминали лишь о троллейбусах, подаренных россиянами. Которые за целый день, который я провел в Севастополе, мне так и не посчастливилось увидеть. Зато видел автомобиль с наклейкой на кузове: “Порт приписки — Севастополь, Россия”.

Яхта Абрамовича вместо крейсера

Кому-то расположение Дома Москвы в центре Севастополя на площади Нахимова может показаться символическим. Здание с флагами Севастополя и столицы России, дом номер один, является как бы вершиной виртуального треугольника: улица Ленина, 2 — это здание Севастопольской городской администрации, Ленина, 3 — горсовет. Здесь я встречаюсь с учредителем Института стран СНГ в Севастополе Владимиром Соловьевым.

Над рабочим столом Соловьева, там, где у крупного чиновника висел бы портрет президента, — его фотография с Константином Затулиным. Затулин — директор Института стран СНГ и уже бывший депутат Госдумы РФ, Соловьев — контр-адмирал запаса.

— Никто не говорил, что после подписания Харьковских соглашений наступит благодать. Наверное, это был посыл к большой работе, которая должна была произойти. К сожалению, севастопольцы отмечают: крупных перемен не произошло, — характеризует Соловьев прошедшие два года.

К настольной лампе привязаны георгиевская ленточка и российский триколор, на стене грамота Русской общины Крыма, из патриотического ряда выбиваются лишь массивные нарды в углу комнаты, но это память о временах, проведенных в Грузии. Время от времени наше общение прерывает бой кремлевских курантов — это звучит рингтон, установленный на мобильнике контр-адмирала. В подобной обстановке его оценка ситуации кажется мне несколько неожиданной.

Но какие-то изменения, по словам Соловьева, все же произошли. Например, российские и украинские моряки организовали совместный забег по городу, а также решили праздновать дни двух флотов в один день. Иными словами, поняли, что от совместного пребывания в одном городе никуда не деться. Соловьев обрадовался, прочитав недавно о договоренностях, согласно которым российская сторона будет размещать свои корабли на ремонт на Севастопольском морском заводе им. Орджоникидзе.

— Это рабочие места, это и зарплата, и связь двух флотов, — перечисляет он плюсы этой сделки.

А вот бывший первый вице-губернатор Севастополя Владимир Казарин не проявляет даже такого сдержанного оптимизма. “Когда я читаю в Интернете сообщения о том, что у Севморзавода начался хороший новый период из-за того, что Россия заказала там ремонт кабелеукладчика, я думаю: чему мы радуемся? Всего-навсего на Севморзаводе будет отремонтировано техническое судно, а ведь мощности предприятия во многие десятки раз превышают отдельно взятый заказ”, — говорит он. Для Казарина это, наоборот, свидетельство кризиса, в котором находится судоремонтная отрасль города. Он рассказывает о событиях четырехлетней давности, когда для завершения ремонта крейсера “Очаков” не хватило 22 млн. долларов, тогда как спущенная чуть позже со стапелей яхта Романа Абрамовича оценивалась в сотни миллионов.

— Яхта Абрамовича была длиннее крейсера “Очаков”! — восклицает Казарин. И после паузы продолжает уже на полтона ниже: — Мне тогда стало ясно, что Черноморский флот не имеет будущего.

Казарин не только бывший чиновник, но и доктор филологических наук, поэтому с болью говорит и о том, что Севастополь не отметил как следует столетие театра Луначарского: формально было заседание, формально цветы какие-то вручили. В театре сейчас капитальный ремонт, на прошлой неделе украинское правительство выделило на него дополнительно 4 млн. грн. “Сегодня говорят, что мы отметим это следующим летом. Но ведь сейчас в театре 101-й театральный сезон. Сто первый! Столетие уже давно позади”, — огорчается Казарин.

Унизительные зарплаты

Капитан первого ранга запаса Алексей Киселев руководил экипажем “Славутича” — первого корабля ВМСУ, украинскому флагу на котором, хвастает Киселев, отдавал честь президент США Клинтон, а в 2000 году корабль отправился за океан для участия в международном военно-морском смотре. А потом следует рассказ о том, что боевая подготовка как таковая сегодня не проводится ни на украинском, ни на российском флоте, которые базируются в Севастополе.

— Это госпитальное судно, а это суда обеспечения, — военный пенсионер Юрий Ильин вызвался быть моим проводником. Мы прогуливаемся неподалеку от кораблей ЧФ. Без перерыва визжит “болгарка”, значит, здесь кипит работа. Но внешне это незаметно: все военнослужащие и вольнонаемные, которых можно увидеть на судах, кажется, только то и делают, что, перебрасываясь редкими фразами, равнодушно наблюдают за морем. Отличительная особенность многих кораблей — одна свежепокрашенная деталь, будь то шлюпка или просто полоска с цветами российского флага, как будто на судно выдают по банке или по три тюбика краски в сезон. Если это и металлолом, как порой любят называть корабли Черноморского флота, то довольно презентабельный.

— Выглядят они внушительно, — говорю я Ильину, который служил в ЧФ РФ.

— Да это только снаружи, — смеется он.

“Для нас, севастопольцев, Черноморский флот — это стабильность, — говорит мой следующий собеседник Анатолий Бородатов — депутат горсовета Севастополя от Партии регионов, а потому слово “стабильность” из его активного лексикона. — Не в военном отношении, — тут же уточняет он, будто мне в голову могла прийти мысль, что российские войска на украинской территории могут гарантировать ей военную стабильность. — В отношении экономическом и культурном”.

В ладно сидящем костюме Бородатов вполне вписывается в традиционный образ чиновника, рассматривающего трещины на потолке в своем кабинете от первой служебной записки и до пенсии. Но это впечатление ошибочно. В свое время Бородатов был первым помощником капитана и за 17 лет, которые провел в плаваниях, побывал в 80 странах мира. Теперь депутат уверен, что развитие Севастополя как круглогодичного курорта бесперспективно, и главная причина этого — в коротком сезоне, который длится 60 дней в году. Вывод Бородатова основан на собственном опыте: с середины девяностых он владел баром и понял, что рассчитывать можно не на туристов, а только на военных, которые находятся в городе круглый год. Депутат вспоминает, что по выручке своего заведения мог определить, когда служащим задерживали зарплату. Второй положительный момент от базирования в городе флота, по его мнению, в 25 тысячах вольнонаемных, которые трудятся на предприятиях ЧФ. “Если бы Черноморский флот готовился уходить, их бы сокращали. Куда им идти работать?” — говорит он.

По словам председателя Севастопольской госгорадминистрации Владимира Яцубы, средняя зарплата этого гражданского персонала — 3—3,5 тыс. грн., тогда как средняя зарплата по городу — около 2,5 тыс. грн.

— Но и здесь есть нюансы. Периодически предприятия Черноморского флота России оказываются крупнейшими должниками по выплате зарплаты. К примеру, строительное управление, 771-й ремонтный завод средств связи Черноморского флота, 13-й Судоремонтный завод ЧФ Министерства обороны РФ, — говорит Яцуба.

Не все однозначно и с повышением в два раза выплат российским военным с января этого года. По словам Владимира Яцубы, это, конечно, увеличило вклад российского флота в пенсионный и другие фонды города, однако повлияло на рост цен в регионе. Что не могло не отразиться на покупательной способности всех остальных севастопольцев.

— Черноморцы РФ сегодня платят солидные зарплаты своим офицерам, мичманам, прапорщикам, матросам срочной службы, контрактникам. Не секрет, что лейтенант получает больше, чем командующий ВМСУ, а это унижает тех офицеров, тот личный состав Военно-Морских сил Украины, который находится на защите рубежей собственного государства. И это удар уже непосредственно по нашим вооруженным силам, — говорит о другой стороне этой проблемы Алексей Киселев.

Большие надежды

Ветер на месте бывшего танкодрома такой, что мог бы разворачивать танки. Но сегодня здесь ведется активное строительство домов для служащих российского флота. Впрочем, слово “активное” довольно скромно характеризует объем выполняемых работ: с десяток башенных кранов, скалящиеся арматурой фундаменты и уже возведенные этажи сразу нескольких домов, жестяной забор с колючей проволокой по периметру. Строительство в районе Казачьей бухты — главное замеченное мною следствие подписания соглашений по флоту.

— Строительство крупное: с детским садом, поликлиникой, в перспективе — со школой, — описывает его Соловьев из Института стран СНГ. — Харьковские соглашения повлияли в этом плане, потому что Россия думала: наступит 17-й год, начнутся всякого рода тяжбы… Строить? Не строить? Теперь решила — строить.

В прошлом году Стройуправление ЧФ России обанкротилось. Сегодня уже строит компания, которую, как мне сообщили в частной беседе, молва связывает с экс-министром обороны Украины Михаилом Ежелем.

Несколько пяти- и семиэтажных домов уже сданы в эксплуатацию и теперь образовали улицу Лиговскую — видимо, люди, от которых зависело ее название, ностальгировали по Петербургу. Сидя у детских площадок в центре образованного домами квадрата, думаешь: зря они так. Теперь будут грустить о настоящем Лиговском проспекте. Горки и скамеечки установлены недавно, но это видно только по молодым деревцам рядом с ними — ветер отшлифовал внешний вид площадок на добрый десяток лет.

А вот главное, чего ожидали от Харьковских соглашений, но не дождались — это существенное увеличение субвенций из госбюджета за размещение флота на территории Севастополя.

— В 2012 году в качестве субвенции город рассчитывает получить 214,5 млн. грн., — делится надеждами губернатор Яцуба. — Разумеется, эти суммы учитывают всего лишь уровень налоговых сборов и не учитывают так называемой упущенной выгоды от использования земли, размещенных на ней капитальных строений, акваторий, причального фронта и прочего имущества.

В 2009 году эта сумма составляла 100 млн. грн., в 2010 — 107,6, в 2011 — 117 млн. грн.

— Обещали 500 млн., а в конце 2010 года сказали, что 100 млн., и больше пока мы не можем. Это связано с тем, что нужно было вытащить Евро, — Анатолий Бородатов объясняет связь между футбольным чемпионатом и размером субвенций. И вот как теперь севастопольцам радоваться Евро-2012?

Рустем ХАЛИЛОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.