Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Федор Ярошенко: Контроль за расходами и доходами физлиц будет осуществляться косвенным методом

[14:50 28 мая 2010 года ] [ Комментарии, №20, 28 мая 2010 ]

Принятый недавно бюджетный закон ставит перед фискальными органами довольно серьезную задачу по наполнению казны.

О том, какие законодательные инициативы в ближайшее время предложит правительство для увеличения доходной части бюджета, “Комментариям” рассказал министр финансов Федор Ярошенко

- За счет каких источников будет покрываться реальный дефицит бюджета?

— Из 57,7 млрд. грн. дефицита 19,1 млрд. грн. будет покрыто за счет внутренних заимствований, 27,3 млрд. грн. — за счет внешних займов, 10 млрд. грн. — за счет приватизации и 1,3 млрд. грн. — за счет финансирования по активным операциям (использование остатков средств прошлого года, приобретение ценных бумаг и т.п.). Всего же будет выпущено ОВГЗ на 47,9 млрд. грн.

Виктор Янукович расширил круг официальных помощников финразведки. 21 мая Президент подписал изменения в Закон “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”, согласно которым к субъектам первичного мониторинга отнесены банки, страховые компании, платежные системы, биржи, профессиональные участники рынка ценных бумаг, компании по управлению активами, операторы почтовой связи и другие учреждение, осуществляющие денежные переводы, филиалы и представительства иностранных компаний, предоставляющие финансовые услуги. Также сведения о подозрительных операциях отныне должны передавать в Госфинуслуг риелторы, торговцы драгметаллами и камнями, субъекты хозяйствования, организовывающие лотереи и азартные игры, нотариусы, адвокаты и аудиторы. В то же время документ повышает (с 80 тыс. до 150 тыс. грн.) порог финансовых операций, которые подвергаются мониторингу. Закон содержит также положение о международном сотрудничестве в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма. В частности, предусмотрено, что доходы, полученные преступным путем, подлежат возвращению в Украину или другому государству, в соответствии с международными договорами относительно распределения конфискованных активов или доходов от размещения этих активов. Средства, полученные Украиной согласно такому международному договору, зачисляются в специальный фонд госбюджета, если другое не установлено законом.

 

 

Внешнее финансирование общего фонда предполагается за счет очередных траншей займа на политику развития Всемирного банка в сумме $0,5 млрд., очередного транша займа МВФ в сумме $2 млрд. и выпуска ОВГЗ на $1,3 млрд. Количество выпусков ОВГЗ будет зависеть от условий на международных рынках капитала в период осуществления выпуска ОВГЗ. Наиболее приемлемые условия по привлечению внешних заимствований — уровень доходности по ним не выше, чем по существующим инструментам.

Для финансирования спецфонда предполагается задействовать средства от целевого размещения государственных ценных бумаг на 18,3 млрд. грн., которые направляются на пополнение стабфонда, а также от международных финансовых организаций на финансирование проектов развития экономики и бюджетной сферы — 3,7 млрд. грн.

- Насколько оправдано наращение государственного долга?

— Предельный объем государственного долга запланирован в сумме 308,3 млрд. грн., что составляет 28,5% ВВП. Такой уровень долга не угрожает экономической безопасности государства и находится в пределах, определенных Бюджетным кодексом — 60% ВВП.

- Закон “О Государственном бюджете на 2010 год” предусматривает право Кабмина наращивать уровень госдолга. Возможно ли, что при пессимистическом сценарии Минфин может увеличить его до 60% ВВП?

— Нет. Наращение государственного долга до 60% ВВП означает его прирост на 341,5 млрд. грн., или более чем в 2 раза по сравнению с предельным объемом госдолга на конец 2010 года. Если даже будут исполнены все заложенные в бюджете программы, реализация которых связана с привлечением заемных средств, это не приведет к росту госдолга до такого уровня.

- Какие меры будет применять Минфин для увеличения налоговых поступлений?

— Минфином уже разработан и направлен на согласование в министерства и ведомства проект Концепции реформирования налоговой системы, который в ближайшее время будет представлен на рассмотрение правительства. На его основе будет разработан проект Налогового кодекса.

На сегодня действующим законодательством и в проекте Налогового кодекса Украины, работа над которым уже начата, предусмотрена единая ставка налога на добавленную стоимость. Это даст возможность сохранить один из основных принципов функционирования налога — его нейтральность для разных сфер экономики, его влияние на формирование конкурентной среды и выбора инвестирования в ту или другую сферу деятельности.

Несмотря на то что в странах ЕС применяются пониженные ставки НДС для некоторых товаров (услуг), прежде всего это касается фармацевтической продукции, медицинского оборудования, книжной продукции, в Украине по указанным товарам предусмотрено освобождение от налогообложения НДС. Это дает возможность государству стимулировать развитие данных сегментов. В дальнейшем вопрос о снижении ставки налога на добавленную стоимость, а также налога на прибыль предприятий будет зависеть от сбалансированности бюджета.

- Какие еще новации предлагаются?

— В Налоговом кодексе мы планируем заложить перенесение налоговой нагрузки с мобильных факторов производства — работы и капитала — на потребление, ресурсные и экологические платежи. Также речь идет об оптимизации системы налоговых льгот. В частности, об исключении из упрощенной системы налогообложения видов деятельности, являющихся высокорентабельными или доходы от которых являются преимущественно пассивными, в частности осуществление внешнеэкономической деятельности, оптовой торговли, сдача в аренду торговых площадей и нежилых помещений, продажа предметов искусства, предметов коллекционирования и антиквариата, предоставление услуг коммуникации, мобильной и сотовой связи, а также некоторых видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Кроме того, запланировано введение налога на недвижимое имущество (недвижимость) с включением его в перечень местных налогов и сборов (обязательных платежей).

- О каком размере налога на недвижимость идет речь в нынешней редакции проекта Налогового кодекса?

— О конкретных ставках налога говорить пока рано, так как работа по их согласованию с другими членами рабочей подгруппы еще не завершена. Тем не менее уже сейчас можно сказать, что облагать налогами недвижимое имущество предполагается по прогрессивной шкале — в расчете за квадратный метр общей площади. Максимальная ставка налога для жилья площадью от 500 м2 будет не меньше 9—10 грн. за квадратный метр.

- Каков механизм косвенного определения налоговых обязательств плательщиков, который планируется задействовать в перспективе?

— К физическим лицам будет применяться косвенный метод контроля над расходами и доходами налогоплательщика. Он базируется на результатах анализа фактически полученных доходов и осуществленных налогоплательщиком затрат, в том числе выявленных налоговым органом. Из суммы расходов, понесенных физическим лицом в отчетном периоде, высчитываются суммы доходов, полученных в этом же периоде. Если затраты превысят доходы, орган государственной налоговой службы обратится к налогоплательщику с требованием предоставить объяснение и документальное подтверждение осуществления расходов свыше суммы задекларированных доходов за счет имеющихся у физического лица активов или других источников. Если налогоплательщик не предоставит объяснение и документальное подтверждение, его налогооблагаемый доход будет увеличен на сумму превышения расходов над его доходами.

Косвенные методы планируется применять лишь после проведения общего декларирования гражданами Украины своих доходов и имущественного состояния.

Для юридических лиц будет использоваться метод сравнения производственных мощностей, сырьевых ресурсов, объемов производства.

- Какие новации планируются для борьбы с минимизацией налоговых обязательств?

— Мы уже разработали и направили на согласование министерствам и ведомствам соответствующий проект Закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины”. Его целью как раз является предотвращение минимизации налоговых обязательств. Среди положений закона, в частности, определение датой возникновения права плательщика НДС на налоговый кредит даты получения товаров (вместо действующей нормы относительно даты получения налоговой накладной, что удостоверяет факт приобретения товаров), установление исчерпывающего перечня оснований, освобождающих плательщика НДС от составления и выписки налоговых накладных. Кроме того, мы планируем ввести налогообложение доходов физических лиц от операций с движимым имуществом, исходя из договора купли-продажи (но не ниже оценочной стоимости), включать в налоговый залог активы плательщика, балансовая стоимость которых не меньше двукратного размера налогового долга. Определение финансового результата в операциях с ценными бумагами будет осуществляться в случае с каждой ЦБ в отличие от действующего порядка определения результата в разрезе видов ЦБ. Будет введена уплата налогов при отчуждении транспортных средств, которые были ввезены на таможенную территорию Украины без налогообложения, а также дано право таможенным органам самостоятельно определять базу налогообложения и налоговые обязательства плательщика в случае получения от уполномоченных иностранных органов информации относительно стоимости импортированных товаров, отличающейся от задекларированной при таможенном оформлении.

- Предприниматели сетуют, что в бюджет заложено недостаточно средств для возмещения НДС. Из каких расчетов исходил Минфин?

— Бюджетом на 2010 год предусмотрен бюджетный ресурс возмещения НДС в сумме 24,9 млрд. грн. По состоянию на 13 мая НДС возмещен на сумму всего 5,2 млрд. грн., что составляет 20% от запланированного. Возмещение остатков невозмещенных сумм, накопленных в течение прошлых лет, предусмотрено тем плательщикам, чьи суммы налога задекларированы для возмещения до 1 мая, подтверждены проверками путем оформления облигаций внутреннего государственного займа со сроком обращения пять лет. По оперативной информации ГНА, на 1 мая остаток невозмещенных сумм, подтвержденный проверками, составлял 23 млрд. грн. Проект постановления правительства “О выпуске облигаций внутреннего государственного займа для возмещения налога на добавленную стоимость” уже разработан. Им предусмотрена непосредственная, без привлечения любых финансовых посредников, передача облигаций плательщикам налога, которым следует погасить задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость; выпуск амортизационных облигаций со сроком обращения пять лет, уплатой дохода каждые шесть месяцев и одновременной выплатой 10% номинальной стоимости облигации. Выплата дохода по облигациям предусмотрена в размере 5,5% годовых.

- Из какого расчета была предложена доходность 5,5%?

— Речь идет о таком уровне доходности в течение всего срока обращения облигаций при условии, что плательщик налога будет удерживать облигации в своей собственности и инвестировать полученные в виде уплаты дохода и амортизационной стоимости средства на условиях, аналогичных условиям выпуска облигаций. Именно исходя из этих условий и уровня эффективной ставки около 10% и осуществлялся расчет номинальной процентной ставки по облигациям.

- С каким дисконтом будут продаваться облигации на рынке?

— Уровень дисконта будет формироваться в соответствии со спросом и предложением таких облигаций на вторичном рынке, с учетом пожеланий продавца — плательщика налога и покупателя — инвестора. По прогнозам участников рынка, размер дисконта по облигациям будет колебаться на уровне до 20%.

- Какая часть заявлений в ГНА на возмещение НДС фиктивна?

— В течение января-апреля 2010 года ГНА предупредила незаконно заявленных к возмещению сумм НДС на 2970,4 млн. грн., что составляет в среднем 16,5% от всех заявленных сумм. В прошлые годы этот показатель был приблизительно таким же в процентном соотношении: в 2007 году — 20,5% (или 6118,1 млн. грн.), в 2008 году — 15,6% (или 7605,7 млн. грн.), в 2009 году — 16,3% (или 9522,4 млн. грн.).

- Сейчас в правительстве обсуждается инициатива введения налога на роскошь. В каком виде наличие и администрирование этого налога может быть наиболее эффективным?

— Во-первых, в Украине отсутствует законодательное определение понятия роскоши. Например, в России к предметам роскоши относят жилые здания, квартиры, дачи, земельные участки стоимостью более 2 млн. руб. (540 тыс. грн.), частные самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 млн. руб. В США это драгоценности, меха, яхты, частные самолеты, автомобили стоимостью свыше $40 тыс. США (320 тыс. грн.).

Разработанным Минфином законопроектом предусмотрено, что в Украине к предметам роскоши будут отнесены квартиры площадью свыше 300 м2, жилые, дачные, садовые дома свыше 500 м2. Кроме того, в рамках Закона “О плате за землю” предлагается ввести повышающий коэффициент “5” для земельных участков несельскохозяйственного назначения размером свыше 50 соток, которые находятся в собственности и пользовании физических лиц. Также мы бы хотели увеличить акцизный сбор на автомобили стоимостью свыше 50 тыс. евро и мотоциклы стоимостью более 10 тыс. евро, включить в подакцизные товары яхты, самолеты и вертолеты со ставкой налогообложения 10% от их стоимости. От ввода такого налога планируется получать свыше 350 млн. грн. ежегодно.

- Не маловато ли для такого большого количества элитных автомобилей в стране и реализованной элитной недвижимости? Стоит ли вообще говорить о необходимости нового налога, который будет приносить всего 30 млн. грн. в месяц?

— В Украине отсутствует прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. Существующая разница (больше чем в десять раз) между максимальными и минимальными доходами граждан создает определенную социальную несправедливость в налогообложении. В мировой практике с целью цивилизованного перераспределения богатств в обществе вводится налогообложение предметов роскоши.

Юрий ЩЕРБИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.