Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Фактор Артеменко: испытание миром и демократией

[07:20 02 марта 2017 года ] [ Апостроф, 28 февраля 2017 ]

Сегодня референдум не является единственным способом решения накопившихся проблем в Украине, поскольку дискуссионные вопросы закреплены в Конституции.

Политические журналисты и операторы ведущих украинских телеканалов даже в перерывах между работой говорят о политике и обсуждают решения нынешней власти. 27 февраля темой дискуссии, которую начал один из телеоператоров стал вопрос эффективности революции. Собравшиеся на пресс-конференцию в парламентских комитетах представители СМИ отвлеклись от планшетов и смартфонов и в большинстве своем поддержали идею оператора, что ни одна революция ничего хорошего никому не принесла, и пора бы уже взяться за какое-то мирное решение накопившихся вопросов. Если бы в этот момент в зал не вошел народный депутат Украины Андрей Артеменко, то собравшиеся могли бы предложить свой вариант мирного урегулирования.

Против народа и социологии

С началом пресс-конференции Андрея Артеменко диалог о мирных инициативах не прекратился, а скорее приобрел более широкий формат и обозначил возможные пути мирного урегулирования. Хотя само мероприятие было посвящено серии публикаций в западных и украинских СМИ, в которых обсуждались мирные инициативы Артеменко и его соратников, началось оно с сообщения о том, что представители ГПУ проводят следственные действия в офисе адвоката нардепа Леонида Сивакова. “Несколько часов тому назад в его офис зашел следователь по особо важным делам шестого отдела ГПУ с вооруженной группой “Альфа”, вместе с неустановленными лицами, и они занимаются следственным действиями по неизвестному нам делу”, — сообщил Артеменко.

Давление, которое власть оказывает не только на Артеменко, но и на его защиту, стало той причиной, по которой, все, помогавшие нардепу разрабатывать мирные инициативы, попросили его не упоминать их имена в своих выступлениях. “Украинская реальность такова, что, когда ты планируешь что-то делать и люди видят, что у тебя есть контакты, связи — говорят с тобой все. Но ситуация после моих публикаций развивается так, что фактически все депутаты попросили меня не упоминать их имена в ключе этой инициативы. Сейчас меня обвиняют в государственной измене. И скажите, кто из народных депутатов захочет быть рядом в этой ситуации”, — поинтересовался Артеменко. Нардеп выразил сожаление, что за попытками установить авторитарный режим стоят те люди, которые были жертвами режима Януковича. Хотя эти люди не смогли сохранить целостность государства и обеспечить расследование событий на Майдане. “Они превращаются в нового Януковича, но более циничного”, — заявил Артеменко.

Чтобы ограничить реализацию мирных инициатив и продемонстрировать бесперспективность подобных действий другим сторонникам поиска мирного пути власть может использовать показательные методы давления, вплоть до тюремного заключения. “Учитывая агонию власти, она может принять решение, чтобы ограничить свободу Артеменко для устрашения остальных. Хотя такое решение является недальновидным и принесет репутационные потери, поскольку вызовет много вопросов у западных партнеров к демократическим процессам в Украине, — оценил последствия тюремного заключения нардепа Артеменко эксперт Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк. — Во-первых, оно будет восприниматься как ограничение народного депутата делать альтернативные заявления. Во-вторых, может стать хорошим инструментом для россиян, чтобы говорить о диктатуре в Украине. В-третьих, это еще больше актуализирует дискуссию о мирном урегулировании. Когда появляются политические жертвы, это может увеличить число сторонников и мобилизовать общество. Не секрет, что есть значительная часть экспертов, политиков и значительная часть общества, которые поддерживают идею мирного урегулирования”.

Заявление эксперта о высоком уровне поддержки мирных инициатив среди населения также были подтверждены данными социологических исследований, которые прозвучали во время пресс-конференции.

“Украинский конфликт не должен превращаться в противостояние между Северной и Южной Кореей, которые находятся в состоянии конфликта с другом уже более 50 лет. Я предлагаю всем сторонам компромисс: он должен отражать наши национальные интересы, но позволить всем сторонам выти из конфликта, сохранив лицо. Мы должны выйти из необъявленной войны с Российской федерацией, сохранив границы 1991 года. Минский процесс для это не подходит — это понято всем гражданам Украины. Он не имеет ни юридических механизмов, ни общественного доверия. Об этом говорят социологические исследования: 9% украинцев оценивают Минские соглашения положительно, 30% — негативно, еще треть — нейтрально. Относительное большинство респондентов (42%) считает, что вопрос о статусе ОРДЛО следует вынести на всеукраинский референдум. Половина населения (49%) намерена принять участие в этом референдуме. Социологи подтверждает поддержку обществом тех идей, которые я выражаю”, — заявил Артеменко.

Власть не поддерживает идею мирного урегулирования ситуации на Донбассе, поскольку она акцентирует внимание на провалах внутренней и внешней политики. Такая позиция власти идет вразрез с ожиданиями общества, 74% которого выступают за мир, способствует росту недовольства среди населения и снижению рейтинга власти. Если отсутствие поддержки среди населения не слишком ограничивает власть во внутренней политике, поскольку влияние избирателя на власть между выборами минимально, то кризис, который сформировался в отношениях с западными партнёрами блокирует не власть, а все возможности государства Украина как международного игрока. Ошибочная ставка на победу Хиллари Клинтон и попытка вмешаться в избирательную кампанию и дискредитировать кандидатуру Дональда Трампа в результате заблокировала возможность эффективного диалога между командой Порошенко и командой президента США. Новые мирные инициативы — возможно, единственный из сценариев, который обеспечит начало эффективного диалога и позволит уйти от темы украинского вмешательства в американские выборы.

Монополизация демократических инструментов

Имея желание выйти из кризиса, власть могла бы использовать предложения Артеменко и его контакты с администрацией Трампа, но вместо этого она акцентирует внимание на том, чтобы дискредитировать его мирные инициативы. Хотя Артеменко предлагает решить проблему Донбасса, путем введения в регион временной международной администрации, которая возобновит верховенство права на этой территории за два года, что лишь дополняет и развивает предложение президента Украины Петра Порошенко о введении миротворческой миссии на Донбасс. “Есть две возможности — либо мы приглашаем миротворцев, которые в соответствии с решением Совета безопасности ООН контролируют как линию столкновения, так и участок российско-украинской границы. Для чего? — Чтобы не допустить столкновения, не допустить провокаций, для того, чтобы сохранить, ... либо это будет миссия Европейского Союза, который сегодня также готов взять на себя эту ответственность”, — заявил Петр Порошенко 24 апреля 2015 года.

Первым шагом, по мнению Артеменко, к решению вопроса Крыма может стать международная временная администрация на время переходного периода, что позволит не только возобновить суверенитет Украины, но и не потерять его окончательно. Основным фактором, который способствовал аннексии Крыма является договори аренды для размещения Черноморского флота РФ в Севастополе от 1997 года, который потом был пролонгирован до 2047 года согласно Харьковским соглашениям. В 2014 году Россия денонсировала эти соглашения. Однако министр юстиции Украины заявил, что Украина не будет разрывать соглашения с Россией. “В международной практике, такие действия (односторонняя денонсация Россией) международными судами не признаются. Мы, со своей стороны, не будем ни одно из этих соглашений денонсировать”, — заявил Павел Петренко. Крым является территорией Украины и никаких разговоров о передаче его в аренду, по мнению Артеменко, быть не может.

Предложение Артеменко о том, чтобы судьбу временно оккупированных территорий решать на всеукраинском референдуме, вызвала недовольство власти, хотя ранее Петр Порошенко заявил о возможности проведения референдума по вопросу вступления в НАТО. “Как президент, я прислушиваюсь к мнению моего народа и буду проводить референдум по вопросу о вступлении в НАТО. И если украинцы проголосуют, я сделаю все возможное, чтобы достичь членства в Североатлантическом альянсе”, — заявил Петр Порошенко в интервью изданию Berliner Morgenpost за две недели до публикации материала в The New York Times, в котором говорилось о необходимости проведения всеукраинского референдума. При этом заявление президента о референдуме о вступлении в НАТО подавалось как значительная победа над Россией и усиление позиций Украины на международной арене.

Судя по тому, как власть реагирует на инициаторов референдумов (Артеменко и Порошенко), то референдум она воспринимает исключительно как атрибут власти. Поэтому пытается ограничить попытки других политиков использовать демократический инструмент в интересах народа.

Хотя со стороны власти было гораздо разумнее использовать оба эти референдума для решения, накопившихся проблем. Тем более без референдума о статусе ОРДЛО и Крыма предложенного Артеменко, бессмысленно проводить референдум, предложенный Порошенко о вступлении в НАТО. Поскольку страна, которая имеет территориальные конфликты не может стать членом НАТО.

В вопросах НАТО западные эксперты больше склонны к позиции Артеменко, чем к позиции президента Порошенко и заявляют, что в условиях новой архитектуры безопасности будет лучше, если Украина займет нейтральную позицию в отношении Альянса. “Постоянный нейтралитет, по крайней мере, с точки зрения формального членства в договорных взаимных оборонных организациях. Новый договор может быть между странами “дуги Европы”: Украиной, Молдовой и Беларусью, Грузией, Арменией и Азербайджаном, Кипром и Сербией, и, возможно, другими балканскими государствами. Процесс обсуждения должен начаться в рамках НАТО, а затем должны подключиться и нейтральные страны, тогда можно будет проводить и официальные переговоры с Россией”, — пишет старший научный сотрудник в Институте Брукингса Майкл О'Хэнлон.

Сегодня референдум не является единственным способом решения накопившихся проблем в Украине, поскольку дискуссионные вопросы закреплены в Конституции Украины. По мнению Артеменко, сегодня Украине необходимы изменения в основной закон, в частности по вопросам двойного гражданства. “Люди должны иметь возможность получать второе гражданство. Более 100 народных депутатов и более 17% населения Украины имеют двойное гражданство и весь цивилизованный мир пользуется преимуществом от двойного гражданства. Почему мы не вносим такие изменения в Конституцию. Нужно создать конституционную комиссию и сформировать новый общественный договор между людьми и властью и между людьми и государством. Мы еще не потеряли шанс спасти Украину, сделав ее внеблоковым государством. Украине нужна новая конституция, которая будет создана на новых принципах существования государства и власти”, — выразил уверенность Артеменко.

Ситуация вокруг Артеменко и его мирных инициатив превратилась в международный тест власти на приверженность демократическим ценностям. Поскольку благодаря публикациям в западных СМИ теперь внимание приковано к этой ситуации. Попытки оказать давление на Артеменко могут превратить украинскую власть в глазах западных партнеров из привычной коррупционной в коррупционно-антидемократическую. Судя по выжидательной ситуации, которую занял Запад в этой ситуации, последняя развилка еще не пройдена и есть все шансы получить поддержку 74% жителей страны, которые хотя мира.

Николай ТКАЧУК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.