Для начала проанализируйте, пожалуйста, рынок новых легковых и легких коммерческих авто текущего года и свои позиции на нем. Многие эксперты ожидали его прироста в этом году, аналогичного прошлогоднему — примерно 20%, но по факту за 9 месяцев он значительно меньше. Каковы позиции ваших брендов?
Наше присутствие на рынке в этом году можно оценить как достаточно позитивное. За январь — сентябрь компания нарастила продажи легковых автомобилей почти на 12% по сравнению с таким же периодом 2017 года — до 7,364 тыс. Показательно, что компании удалось нарастить долю на рынке легковых авто — с 11,6% в прошлом году до 12,4% в 2018-м.
Коммерческих автомобилей Volkswagen за три квартала реализовано 811 ед., или 10,9% рынка коммерческих авто. Основными покупателями коммерческой техники являются юрлица и частные предприниматели (70% продаж этих авто).
Мы ожидаем по итогам года, как минимум, сохранить свои доли на рынке. В целом рынок легковых авто в этом году растет не очень быстро — сейчас около 5%, и к концу года продажи в целом могут составить 80—85 тыс. ед. (в 2017 году они превысили 80 тыс.), т.е. все-таки надеемся на небольшой прирост.
Большим нашим преимуществом является широкая линейка автомобилей, рассчитанная на любого покупателя.
Вы импортируете три достаточно мощных бренда. Как бы вы охарактеризовали ключевые отличия в их продвижении на отечественном рынке (между собой, а также в сравнении с продвижением на других рынках)?
Украинский рынок имеет свою специфику, поэтому продвижению брендов присущи индивидуальные особенности. Audi — это премиум-бренд, основные аспекты работы с ним — это премиальность во всем: в качестве продукции, уровне обслуживания, сервисе и индивидуальном подходе к клиенту. Массовый (”народный”) бренд Volkswagen имеет очень широкую линейку для любой аудитории: от хэтчбека Volkswagen Polo до флагманского внедорожника Touareg. Бренд SEAT фокусируется на более молодом и социально активном сегменте покупателей, т.е. это более узкая аудитория. Но сейчас данный бренд ориентируется на внедорожники, а в Украине автомобили SUV—сегмента пользуются достаточно высоким спросом — у нас люди любят большие авто.
Кроме того, мы делаем ставку на сотрудничество с корпоративными клиентами.
Были ли крупные корпоративные клиенты в последнее время?
Основная доля корпоративных продаж — коммерческие автомобили Volkswagen.
Как известно, корпоративные контракты — это некий индикатор экономической ситуации в стране: когда экономика в стране идет вверх — растет покупательная способность юрлиц, этот спрос сказывается на коммерческих продажах, мы можем спрогнозировать динамику продаж следующего года. Если говорить о последних крупных контрактах — это поставка 92 автомобилей SEAT Ibiza компании Coca-Cola.
Считаете ли вы сегодняшние показатели продаж достаточными? Насколько перспективен отечественный рынок для иностранных автоконцернов? Насколько может вырасти рынок в следующем году?
Сложный вопрос. Если посмотреть долгосрочную перспективу, то мы видим высокий потенциал рынка. Оценка потенциала — это сравнение уровня моторизации (автомобилизации) в различных странах. Например, в Германии — это около 550 автомобилей на 1000 человек населения, а в Украине — только 200 автомобилей, т.е. это по-прежнему большая страна с высоким потенциалом.
На самом деле худшая ситуация с продажами была после кризиса в 2014 году (понятно почему), когда было зафиксировано практически двукратное падение (цифры разнятся в зависимости от конкретных сегментов). Но начиная с 2015 года, рынок постепенно растет — медленно, но уверенно. Если наш прогноз на этот год около 80—85 тыс. новых легковых автомобилей, то в следующем году ожидаем 100 тыс. авто.
В секторе коммерческих автомобилей ситуация схожая — с 2016 года рынок медленно растет. Считаем, что в 2018 году в Украине будет зарегистрировано около 11 тыс. машин, а в 2019-м — 12 тыс.
Ситуация в Украине улучшается, отмечается рост доходов и покупательной способности, именно поэтому мы прогнозируем положительную динамику.
Расскажите о том, как компания смогла допустить ошибки в сертификации партии автомобилей Volkswagen Golf Sportwagen (Variant)? Почему хорошая идея — поставить украинским потребителям по доступной цене автомобили, изготовленные для американского рынка — обернулась проблемами для собственников транспортных средств? Что сегодня предпринимает “Порше Украина” для того, чтобы разрешить проблему и минимизировать моральные и материальные убытки клиентов?
Действительно, произошла такая ситуация — в середине апреля стало известно, что в процессе оформления сертификата на 2800 автомобилей Volkswagen Golf Sportwagen (Variant) были обнаружены несоответствия. Мы эту проблему анализировали и в первую очередь думали о том, как избежать затруднений для владельцев этих автомобилей. Но важно сказать, что после выявления проблемы мы сами уведомили об этом владельцев данных авто, вышли на открытый диалог с ними и сообщили об этом в СМИ. И сегодня продолжаем придерживаться данной стратегии.
Решение состоит из двух этапов. Первый — проведение индивидуальной сертификации, после чего необходима регистрация автомобиля. Индивидуальная сертификация началась 15 августа, и почти 80% авто уже сертифицированы.
Сейчас мы работаем над вторым этапом — регистрацией этих автомобилей. Эту процедуру мы также начали, первые пилотные авто зарегистрированы. Все наши усилия направлены на то, что после того, как этот этап протестируют, будет проведена регистрация общего количества авто.
Наша компания с помощью дилерской сети сопровождает каждого клиента на каждом этапе и покрывает все расходы, возникающие на прохождении этих этапов. После прохождения всех этапов клиент получает сертификат от нас, своего рода компенсацию моральных неудобств — это ваучер на 6 тыс. грн.
И уже есть клиенты, которые получили такой ваучер? Они удовлетворены суммой?
Да, есть. И мне не известны случаи возражений. В процессе диалога, конечно, возникали вопросы о самом процессе, которые мы должны разъяснять, но мы стараемся максимально оградить клиента от возможных неудобств во время прохождения этих процессов.
То есть можно сказать, что репутационные риски были сглажены?
Мы делаем все, чтобы вести открытый диалог и таким образом нивелировать репутационные риски. Открытый диалог с клиентами и СМИ позволяет это осуществить, но в то же время, это неприятная ситуация, побывать в которой не пожелаешь никому. Однако мы стараемся и должны ее решить.
Насколько, по вашему мнению, может коснуться Украины европейская тенденция сокращения и постепенного отказа от дизельных двигателей?
Я не вижу здесь большой проблемы, потому что автопроизводители ориентируются на потребительский спрос. В Украине есть спрос на авто с дизельным типом двигателя, и у нас большой выбор таких авто.
Думаю, что в перспективе Украина будет следовать европейским тенденциям, и мы уже наблюдаем интерес к альтернативным типам — постепенно спрос на авто с ДВС и дизелями будет падать.
По оценке экспертов, основные факторы, тормозящие рост рынка новых авто, — это ввоз подержанных автомобилей по льготным ставкам акциза и засилье “евроблях” с учетом пока так и не разрешенной на законодательном уровне проблемы. Как вы оцениваете влияние этих факторов, в том числе на продажи ваших брендов?
Что касается так называемых “евроблях”, мы здесь не видим большой проблемы для рынка новых авто и не стали бы смешивать эти два рынка — это разные целевые аудитории и, скорее, количество “евроблях” влияет на рынок подержанных авто, где есть соприкосновение интересов.
А вот что действительно влияет — это импорт подержанных авто по сниженным ставкам акциза. Мы наблюдаем и ощущаем его влияние — наши продажи немного проседают. И если на 2019 год льготные ставки не продлят, рассчитываем на рост продаж за счет этого фактора.
Что мы еще стараемся делать для удержания позиций — это следовать тенденциям рынка. Например, электромобили во всем мире являются трендовым сегментом. Украина не исключение, чему в немалой степени способствовали законодательные преференции, относительно быстрое развитие соответствующей инфраструктуры, рост цен на традиционные виды топлива, а также растущая экологическая сознательность украинцев.
“Порше Украина” не может оставаться в стороне от перспективной тенденции, и в 2019 году мы планируем презентовать в Украине первый полностью электрический автомобиль Audi e-tron. Конечно, мы не ожидаем, что в 2019 году будет большой объем продаж таких авто, но это своего рода заявление от имени бренда.
Но на этом рынке в Украине бума пока не наблюдается, несмотря на отмену для электромобилей ввозной пошлины, акциза и НДС. Как вы считаете, это из-за дороговизны авто, отсутствия достаточной зарядной инфраструктуры?
Здесь вы правы — тормозят и дороговизна, и отсутствие инфраструктуры. Но это не только в Украине, так во всем мире. Хорошие условия для развития рынка электромобилей будут там, где это регулируется властями — примером может служить Скандинавия.
Мы зависим от стратегии Концерна по производству и выводу автомобилей на рынок. Недавно был представлен полностью электрический автомобиль Audi e-tron, именно этот автомобиль выводится и на украинский рынок. У Volkswagen уже есть модель электромобиля — e-Golf, но в Украине мы его не представляли из-за отсутствия инфраструктуры. Согласно концепции бренда планируется замена линейки электромобилями серии ID, которые также будут представлены в Украине.
“Порше Украина” планирует в нашей стране инвестировать в собственную зарядную инфраструктуру?
Не планируем, но будем предлагать свое решение для подзарядки — например, это будет небольшая подстанция, которую можно поставить дома и заряжать авто.
Не могу не спросить о новинках, которые будут представлены на рынке в 2019 году
Мы представим сразу несколько новинок. В линейке Volkswagen — это компактные кроссоверы T-Roc, T-Cross, обновление текущей генерации Passat и абсолютно новый Golf. Также мы планируем расширить еще больше наше предложение на рынке Украины по бренду SEAT: модельный ряд пополнится семиместным A+ SUV представителем — Tarraco. Что же касается Audi, то 2019 будет годом новинок и передовых технологий: помимо полностью электрического Audi e-tron будет представлено новое поколение модели А6, новое поколение Q3, а также ряд спортивных новинок. В общей сложности бренд Audi порадует украинских автолюбителей восьмью новинками.
Оптимальна ли сегодня дилерская сеть компании, планируется ли ее количественное расширение либо качественная перестройка?
С учетом тех продаж, которые есть, сеть полностью соответствует спросу по количеству и качеству. Сегодня у Volkswagen — 26 дилерских предприятий плюс 4 сервисных партнера, у Audi — 9 дилеров плюс 2 сервисных партнера, у SEAT — 8 дилерских центров плюс 17 сервисных партнеров. А о расширении можно говорить только при росте продаж. Но мы постоянно инвестируем в качество сети. Хотя тут есть разница между брендами, например, есть потенциал развития дилерской сети у бренда SEAT.
У вас есть собственная финансовая компания — “Porsche Finance Group Ukraine“. Насколько активно ее инструментами пользуются украинцы, проявляют ли больше интереса к лизингу, популярность которого по-прежнему невысока?
Не могу говорить от имени компании Porsche Finance Group Ukraine, которой не управляю. Нам очень повезло, что в рамках группы есть структура, инструменты которой мы можем предлагать. Если не ошибаюсь, общее количество авто, которые покупают посредством финансирования, — около 20%. И сильная сторона Porsche Finance Group Ukraine — это как раз лизинговые предложения, компания хороший игрок на этом рынке. Но, конечно, если взять общий финрынок, то лизинг играет совсем маленькую роль — по сравнению с европейскими рынками Украина все еще на начальном этапе.
В Европе лизинг — обычный инструмент даже для физлиц, а в Украине на него больше нацелены юрлица.
Мы говорили о значительном влиянии на продажи импорта подержанных авто, тем более что самым популярным б/у авто остается Volkswagen. А ваша компания как-то присутствует на вторичном рынке?
Мы уже три года работаем на вторичном рынке. “Порше Украина” — единственный импортер на рынке, который развивает программу продажи и обслуживания автомобилей с пробегом (всех наших брендов) в соответствии со стандартами концерна Volkswagen (DasWeltAuto). Ее преимущество в том, что клиент приобретает подержанное авто с гарантией, т.е. может не бояться, что авто выйдет из эксплуатации в следующем году.
Сегодня эту программу предлагают 14 наших дилерских предприятий. Дилеры, которые по ней работают, должны соответствовать определенным критериям.
Вторичный рынок в Украине очень большой, в основном, это операции купли-продажи между частными лицами, т.е. без всяких гарантий.
И последний вопрос — каковы финансовые показатели “Порше Украина?
К сожалению, не могу давать такие данные. Но можно сказать, что прибыльность, в общем, достаточно хорошая, хотя в этом году немного снизилась из-за ситуации с автомобилями Golf Sportwagen, из-за наших инвестиций в ее решение.
Что скажете, Аноним?
[07:00 23 ноября]
[19:13 22 ноября]
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
08:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.