История с веерными задержками рейсов Sky Express на прошлой неделе и угрозой приостановки сертификата эксплуатанта привела к продаже авиакомпании. О ней перевозчик ведет переговоры с Олегом Дерипаской, у которого уже есть авиационные активы. Помимо нескольких аэропортов в городах на юге России, включая олимпийский Сочи, ему принадлежат “Авиалинии Кубани”.
Кому сейчас принадлежит Sky Express, доподлинно неизвестно. Одним из инвесторов перевозчика еще на этапе его создания был гендиректор “Красэйр” и создатель альянса AirUnion Борис Абрамович. Но после того, как в 2007 году передаваемый в ведение “Ростехнологий” AirUnion с треском провалился (не без помощи “Ростехнологий”), Sky Express дистанцировалась от Абрамовича. И это, наверное, правильно: тень объединения, вызывающего неприятные воспоминания у пассажиров, сидевших на чемоданах в аэропортах летом 2007 года, не должна была омрачить бизнес первого российского дискаунтера.
В какой-то момент собственником Sky Express назвался совладелец аэропорта “Внуково” Виталий Ванцев. В прошлом году он сам мне рассказал, что де-факто он мог распоряжаться авиакомпаний на правах одного из главных кредиторов. Именно с ним гендиректор Sky Express Марина Букалова согласовывала развитие своей авиакомпании. Но де-юре владельцем дискаунтера Ванцев никогда не был. Таким образом, по сути, в кризисные времена Ванцев всего лишь взял перевозчика под покровительство. Зачем ему это понадобилось? Sky Express — одна из основных авиакомпаний “Внуково”, и ее крушение означало бы для аэропорта потерю внушительной части пассажиропотока (примерно 1 млн человек в год).
Словом, можно предположить, что Sky Express по-прежнему принадлежит... тому, кто авиакомпанию и основал, Борису Абрамовичу. Маловероятно, что он непосредственно участвует в бизнесе перевозчика. Скорее, он дал Букаловой полный карт-бланш на ведение всех дел. Нет никаких официальных данных, подтверждающих это. Но нет также и сведений, опровергающих эту конструкцию. А покровительство Ванцева пошло на пользу авиакомпании: ее стали кредитовать банки.
Затем, по моим данным, компания озаботилась снижением затрат на лизинг флота. Sky Express уже выплатила все таможенные платежи по арендованным самолетам и решила выкупить все свои самолеты у лизинговых компаний или перевести их в финансовый лизинг через российские банки и их дочерние структуры. По данным моих источников, знакомых со структурой готовящейся сделки, сейчас Sky Express платит ежемесячно $150 000 за каждый самолет. После рефинансирования каждая машина обходилась бы авиакомпании уже в $100 000.
Переговоры шли со Сбербанком, но сделка не состоялась. По некоторым данным, из-за того, что банк потребовал дополнительного обеспечения. Так что с новым собственником, которым может стать Дерипаска, в первую очередь ведутся переговоры о финансировании этой сделки. И тогда Дерипаска войдет в Sky Express через покупку самолетов, внесение их в компанию в обмен на акции. Но смогут ли развиваться вместе две авиакомпании: одна — дискаунтер, другая — “Авиалинии Кубани” — классическая?
Возможная выгода для Sky Express мне представляется такой. “Авиалинии Кубани” сейчас обновляют флот самолетами Boeing 737 и рисуют на их хвостах красивые подсолнухи в зеленых листьях, кроме того, у них есть флот, состоящий из 12 самолетов Як-42. Учитывая, что объем перевозок Sky Express при меньшем парке (9 машин) почти втрое превышает кубанский, у АЛК явно есть возможность подстраховывать дискаунтера своим флотом. У Sky Express довольно плотное расписание полетов, и вывод из эксплуатации хотя бы одного самолета приводит к тому, что мы видели на прошлой неделе. И это — больная мозоль перевозчика. Сейчас роль резервиста Sky Express выполняет авиакомпания “Тулпар” с теми же Як-42. Что сама Sky Express может дать “Авиалиниям Кубани”, кроме сестринской любви? Возможно, уроки технологий продаж, раскатки рейсов, экономичных моделей ведения бизнеса.
Словом, смысл в таком объединении есть. Но есть и опасность, что Sky Express станет всего лишь донором для АЛК и после использования по назначению будет выброшена. Так что, учитывая предыдущий опыт перевозчика, я не исключала бы вариант, при котором структура его акционеров де-юре не изменится: владелец флота Sky Express де-факто будет контролировать всю авиакомпанию, как это когда-то было с Ванцевым. Тем более, что подобная схема показала свою эффективность. Другое дело, что во втором случае авиакомпания тоже попадет в полную зависимость от Дерипаски. И если Ванцев был кровно заинтересован в том, чтобы авиакомпания выжила, то где гарантии, что в какой-то момент Дерипаске не надоест помогать Sky Express, он не сочтет, что АЛК дискаунтер больше не нужен и не отнимет самолеты у авиакомпании?
При любом из этих двух раскладов у перевозчика появится могущественный покровитель, с помощью которого можно решить, по крайней мере, две насущные проблемы. Кроме рефинансирования флота, это возможная приостановка сертификата эксплуатанта, которая, если и произойдет, сделает все остальное уже неважным. Станет ли кто-то отбирать главный документ авиакомпании у перевозчика, которому покровительствует Олег Владимирович и вроде бы финансирует его бизнес? Маловероятно. А это значит, что самая главная угроза, которая сейчас нависла над авиакомпанией со стороны Росавиации, будет нейтрализована. Изящно.
Ирина МОКРОУСОВА
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.