Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Что нужно Украине: эволюция или революция?

[08:26 26 августа 2009 года ] [ День, №149, 26 августа 2009 ]

В последнее время в экспертных кругах Украины и в авторитетных СМИ обострились споры между сторонниками эволюционного и революционного путей развития нашей страны.

При этом эволюционисты настаивают на необходимости удерживания ситуации в стране исключительно в рамках демократических процедур, даже если это остановит выход страны из кризиса. А сторонники революции настаивают, в первую очередь, на необходимости коренных системных изменений в Украине; по их мнению, революция никак не сводится к узкому и примитивному пониманию: в смысле захвата вокзала, почты и телеграфа.
Чтобы определиться в приемлемости того или иного пути для Украины, необходимо глубже понять, в чем причина неурядиц Украины. А она кроется не в международном экономическом кризисе, не в «оранжевых» или «бело-голубых» политиках. Причина современных неурядиц заключается в глубоком кризисе государственно-политической системы в Украине. Эта система охватывает все государственные и политические институты, а также их отношения в сфере реализации публичной власти и управления Украиной.
Государственно-политическая система, как и любая другая система, согласно универсальным законам, тяготеет к установлению равновесия, когда внутренние активности и противоречия находятся в определенном стабильном соотношении. Украинская система находилась в таком состоянии относительного равновесия до 2004 года, пока внутренние процессы не расшатали ее в ходе президентских выборов.
2004 год предоставил украинской государственно-политической системе два мощных толчка, которые вывели систему из состояния равновесия. Первым внешним толчком со стороны общества стала оранжевая революция, которая была направлена на реформирование государственно-политической системы. Вторым толчком внутреннего характера стала неудачная конституционная реформа.
Эти два толчка оказались диаметрально противоположными по своей направленности, а поэтому и разрушительными для системы. С одной стороны, общество стремилось повысить эффективность государства и публичной власти, в то время как, с другой стороны, конституционная реформа усиливала внутренние противоречия и парализовала государственно-политическую систему Украины.
Так, со времен последних президентских выборов в государстве систематически начали накапливаться внутренние антагонизмы, ускорилась деградация демократических и властных институтов. На сегодняшний день внутренние ресурсы саморегуляции украинской государственно-политической системы практически исчерпаны. В неравнозначном, нестабильном состоянии она проявляет высокую достоверность спонтанных нелинейных процессов, Украина оказывается чувствительной к внешним воздействиям и даже подверженной распаду.
Сторонники эволюционного пути фактически предлагают осуществлять стабилизационные меры относительно системы поэтапно. И, в первую очередь, должны состояться выборы президента в пределах демократической процедуры, что, по их мнению, положит начало стабилизации государственной структуры и политических процессов в Украине. Однако эволюционисты не учитывают того, что, во-первых, демократичность процедуры стала сугубо формальной, — на сегодня в Украине выборы превратились в соревнование олигархического капитала, а реальный избиратель давно уже ничего не решает. Во-вторых, они часто не осознают, что именно выборы являются фактором обострения внутреннего противостояния в государственно-политической системе и ее расшатывания. В условиях кризиса она может такого испытания не пережить.
Революционный путь развития Украины предусматривает необходимость коренной перестройки государственно-политической системы, пока она окончательно не развалилась. Следует реформировать внутренние процессы в системе, реорганизовать ее структуру, смягчить внутренние противоречия. При этом изменения должны происходить не фрагментарно, поэтапно, а комплексно и в ускоренном темпе, ведь нужно не забывать, что жизнеспособность Украинского государства в условиях кризисного состояния очень ограничена.
Почти как в медицине, речь идет о диагностике состояния пациента. Смогут ли ему еще помочь терапевтические методы лечения или наступает время хирургического разрешения проблемы?
По мнению автора, украинская государственно-политическая система на сегодняшний день дошла до такой катастрофической границы, что эволюционные подходы могут только временно отодвинуть ее полный коллапс. Спасти систему можно только революционным путем.
Очевидно, требует дополнительного уточнения то, что понимается под революцией в украинских условиях. Ни в коем случае речь не идет о бунтах, восстаниях, захвате государственных органов и вооруженной борьбе — так может выглядеть только окончательный крах системы с ее переходом в состояние хаоса. В наших условиях речь должна идти о революции в смысле стремительных и комплексных реформ государственно-политической системы при участии широких слоев общества. Если в течение года будет в корне изменена избирательная система, созваны учредительные собрания для принятия новой народной конституции, власть поставлена под контроль гражданского общества, будут запущены инфраструктурные проекты восстановления экономики, — это будет настоящая украинская революция, которую народ ждет с далекого 1991 года!
Революционный путь для Украины — это организованная перестройка системы, реализация реформ с целью обеспечения широкого общественного, экономического и государственного развития Украины. Следствием такой революции должно стать полное обновление государственно-политической системы в Украине и ее стабилизация. Революция — это мощное, продуманное организующее воздействие, которое осуществляется на недееспособную систему.
Кто в Украине способен на это? Очевидно, политики, государственные институции и политические партии не способны изнутри изменить государственно-политическую систему, хотя все именно это и обещают. Их потенциал исчерпан.
Революционное воздействие должно быть непременно внешним относительно больной системы, тогда оно будет эффективным. Внешним не в смысле иностранного вмешательства в украинские политические дела, а в смысле осуществления его внешним относительно системы субъектом — украинским обществом. У кого-то, возможно, возникнут вопросы, как его можно считать внешним субъектом? Однако в современных условиях именно так и есть, ведь пока что общество никаким образом не было привлечено к осуществлению публичной власти в Украине, а его влияние на государство оставалось мизерным. Фактически государство и политическая система в Украине до сих пор существовали в определенной автономии от народа.
УКРАИНСКОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Для того, чтобы осуществить эффективное революционное воздействие на государственно-политическую систему, общество должно приобрести организованные формы. Должны возникнуть мощные гражданские объединения и, в конечном счете, общенациональное гражданское движение, которое станет проводником изменений в Украине. Граждане поодиночке не способны существенно повлиять на состояние дел, ведь хорошо известно, что эффективность 10 организованных людей соизмерима с активностью неорганизованной толпы в 100 человек.
За последние полгода в Украине начали масштабно возникать группы гражданской активности, народные движения и общественные объединения, которые преследуют цель системных изменений в Украине. Они малочисленные и не координируются между собой, но эта начальная гражданская активность создает идеальные условия для последующей революционной консолидации.
Для проведения революционных изменений в Украине должно возникнуть общенациональное гражданское движение наподобие польской «Солидарности», сербского «Отпора» или хотя бы украинской «Поры» образца 2004 года. Подобное движение может возникнуть в виде коалиционной сети граждан и организаций вокруг идеи проведения революционных системных изменений в стране мирным, ненасильственным, путем. Он станет общественным заказчиком перестройки государственно-политической системы в Украине.
Скептики сразу могут отрицать шансы такого массового движения, сославшись на глубокое разочарование украинского общества. Однако здесь необходимо существенное уточнение — общество разуверилось и разочаровалось в политических партиях и политиках, которые борются за власть. Это объясняется общим недоверием общества ко всей государственно-политической системе и ее участникам. Именно поэтому новое революционное народное движение должно исходить от самого общества, а не от очередного политического лидера или технолога с привкусом олигархических денег.
Каким должно быть украинское движение, чтобы стать массовым и успешно осуществить революционную перестройку государственно-политической системы в Украине?
В первую очередь, революционное движение должно быть идейным. Как уже отмечалось, основой для объединения граждан должна быть не персона лидера, не личные амбиции каждого или финансовая выгода, а идея революционной перестройки государства и политической системы в Украине мирным, ненасильственным, путем.
Революционное движение должно быть непартийным. Сейчас общество не доверяет каждому субъекту, перспективной целью которого является приход к власти. Любая реальная связь гражданского движения с существующими партиями или действующими политиками способна поставить крест на перспективах гражданского дела. Движение должно быть далеким от государственно-политической системы, которая разлагается на составные части, иначе оно не сможет осуществить внешнего воздействия на нее.
На начальных этапах движение должно быть безлидерским. Подобное требование обусловлено необходимостью консолидации наиболее широких общественных слоев вокруг идеи. К тому же, это создаст условия для роста в обществе новых лидеров. В этом вопросе необходимо не забывать об опыте польской «Солидарности» — стала бы она успешной, если бы Лех Валенса был воспитанником Коммунистической партии или с самого начала демонстрировал свои властные амбиции? Безлидерность движения, однако, не означает, что он будет неуправляемым. Руководство должно быть, и наилучшая его форма на начальном этапе — коллективная координация.
Движение непременно должно быть дисциплинированным — в этом проявляется организованность движения, которое только в такой форме способно совершать воздействие на систему. Дисциплинированность означает, что каждый активный гражданин должен понимать свою миссию и быть ответственным. Если взялся склеить открытку — так должен это сделать. Если пообещал прийти на митинг — должен прибыть вовремя.
И, по глубокому убеждению автора, движение в Украине должно быть ненасильственным. В условиях дестабилизации государственно-политической системы любое проявление насилия недопустимо, поскольку привет к системному хаосу. Как уже отмечалось выше, силовой вариант может стать началом конца Украины, но никак не приведет к конструктивной перестройке политической системы.
ФОРМАТ УКРАИНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Как должно действовать революционное движение? Какую тактику выбрать?
Чтобы осуществить перестройку государственно-политической системы, общенациональное движение должно, в первую очередь, активизировать общественный спрос на изменения. Для этого достаточно предоставить широким слоям населения достоверную информацию о состоянии дел в стране — тогда каждый гражданин поймет, что жить дальше без коренных изменений невозможно. В то же время, движение должно проводить пропаганду конструктивных ненасильственных действий общества, чтобы сдержать эскалацию антагонизмов в государственно-политической системе Украины. Подобная «подготовка» социальной среды должна сделать революционное дело общенациональным.
Далее движение должно консолидировать интеллектуальный потенциал общества, чтобы разработать план первоочередных реформ в государстве и всем обществом определить стратегию развития Украины. Подобная деятельность уже как-то начиналась в рамках проекта «Идеальная страна», однако как раз из-за узкопартийной привязки проекта он завершился ничем.
В результате должна сложиться ситуация, когда общество активно будет требовать перемен, будет готово оказывать давление на государственную власть и, в то же время, будет иметь перечень реформ, необходимых для спасения страны. Останется только заставить власть реализовать эти реформы — конечно, под жестким давлением.
Фактически речь идет о необходимости заставить государственную власть подписать и выполнить малый общественный договор, в котором будут перечислены реформы, необходимые обществу и Украине. При этом одной из сторон такого договора может выступить новоизбранный президент Украины, а с другой — общенациональное революционное гражданское движение, о котором идет речь.
Заключение малого общественного договора могло бы привести к революционному изменению характера государственной власти. Она, наконец, станет грузом служения и ответственности, а не безграничным корытом возможностей для избранных. Малый общественный договор должен обязать государственную систему реализовывать требования общества, проводить долгожданные реформы и осуществлять перестройку политической системы в Украине. Таким образом, подобный договор стал бы фактором стабилизации и одновременного реформирования государственно-политической системы, которая сейчас находится на грани хаоса. В случае же невыполнения условий малого общественного договора властью, например, в случае непроведения судебной реформы в отведенный срок, следствием для власти должна быть отставка в добровольном или принудительном порядке.
Предложенный подход к определению обязательств власти перед обществом через малый общественный договор является революционным, однако как раз о необходимости таких подходов идет речь в современных кризисных условиях.
Какие же реформы необходимы обществу для спасения отечественной государственно-политической системы? Ответ на этот вопрос должно найти гражданское движение при участии широких народных масс. Однако некоторые направления реформирования государственно-политической системы можно очертить уже сейчас.
В первую очередь необходимо основательное изменение правовых основ функционирования всей системы — т.е. необходимо изменение Конституции. Однако конституционная реформа — это слишком серьезное дело, чтобы доверять ее политикам. Следовательно, революционное общенациональное движение должно обеспечить народное представительство в этом процессе — инициировать созыв учредительного собрания (конституционной ассамблеи) для разработки и принятия от имени народа нового Основного Закона.
Революционное движение должно приложить усилия для изменения характера отношений между гражданским обществом и государством. Гражданское общество должно перестать быть отстраненным наблюдателем государственно-политического произвола и, наконец, подчинить государство своим интересам. Такая модель служения государства интересам гражданского общества была заложена еще в первых проектах Конституции независимой Украины в 1992 —1993 годах.
По инициативе движения и под давлением общества должны быть реализованы фундаментальные реформы избирательной системы, введены публичные отчеты государственных руководителей о результатах своей деятельности. Неотложными являются реформы правоохранительных органов и системы правосудия. В корне должна быть пересмотрена экономическая политика государства, под контролем широкой общественности должны стартовать и реализовываться масштабные проекты модернизации Украины. В качестве модернизационных приоритетов для начала можно определить пять: развитие инфраструктуры, образования, сельского хозяйства, регуляторная политика и экология.
Однако основное, чего должно добиться украинское общество в ходе системной революции, — это коренная очистка элиты власти. Речь идет о фактической люстрации, ведь дальше украинский корабль не может плыть с паразитами на борту. Есть два варианта люстрации — законодательная и общественная. Законодательная нуждается в разработке четких критериев, которые будут закреплены в соответствующем законе. Однако наиболее эффективной для Украины является общественная люстрация. Активная общественность своим мнением и позицией будет оценивать каждого политического или государственного деятеля одобрительно или осуждающе. В 2005 году была попытка проведения такой общественной люстрации через составление общественных «черных списков». Этот пример необходимо будет повторить в 2009—2010 годах, сделав его общенациональным делом.
После достижения первоочередных революционных целей и перестройки государственно-политической системы гражданское движение должно сориентироваться на перестройку гражданского общества. Это задание является сверхважным в стратегической перспективе, ведь только активность и сила гражданского общества могут сдерживать государственно-политическую систему от новых кризисов и деградации.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Описанный революционный подход к разрешению системного кризиса в Украине является моделированием наиболее эффективного пути. Пока что в обществе наблюдаются лишь предпосылки для развития событий по указанному сценарию. Однако подобная революция в Украине, конечно, может и не произойти. Под воздействием эволюционных факторов государственно-политическая система найдет какое-то новое состояние относительного равновесия и как-то переживет будущие президентские выборы. Однако, по глубокому убеждению автора, такой путь законсервирует фундаментальные недостатки самой системы, что в перспективе приведет к новым кризисам уже в другой форме и в другом масштабе. Иными словами, системной перестройки в Украине не избежать, ее можно только отложить себе же во вред.
Таким образом, основной выбор, который предстанет перед украинским обществом уже через несколько месяцев, — вовсе не выбор нового президента для Украины. Перед народом предстанет другой глобальный, более важный выбор, — какой путь избрать: эволюционный или революционный? Evo или Revo — это судьбоносный выбор между долготерпением и волевым действием. От решения народа в этом вопросе будет зависеть стратегическая перспектива Украины и ее жизнеспособность. И хочется верить, что, сделав этот сложный выбор, Народ Украины наконец станет активным творцом собственной истории и своего будущего.

Алексей ТОЛКАЧЕВ
председатель Общественного комитета национальной безопасности Украины

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.