Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Бюджетные крылья

[15:26 20 марта 2009 года ] [ Комментарии, №10, 20 марта 2009 ]

Правительство обещает помощь украинским авиастроителям в выполнении ранее заключенных контрактов.

Некоторые самолеты были уже проданы несколько раз, но заказчики их так и не получили.

Нынешняя неделя была беспрецедентной по степени внимания правительства к проблемам украинских серийных производителей самолетов. В понедельник премьер-министр Украины Юлия Тимошенко посетила киевский авиазавод “Авиант”, во вторник — Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) .

Проблемы заводов сейчас идентичны — огромная кредиторская задолженность перед банками и невыполнение ранее заключенных экспортных контрактов на поставку самолетов. В 2006—2008 годах иностранные заказчики не получили ни одного из заказанных ранее летательных аппаратов. Оказалось, что выполнение контракта заводом “Авиант” на поставку шести Ан-148 казахстанской авиакомпании “Скат” заморожено, несмотря на получение предоплаты. Завод также обязан передать ГП “Лизингтехтранс” три Ан-148, конкурс на реализацию которых состоялся на прошлой неделе. Заявки на участие в нем подали АНТК им. Антонова и авиакомпания “Марс-РК”, которая победила в предыдущем конкурсе на Ан-148. Предыдущее руководство предприятия обвиняют и в нецелевом использовании средств на строительство двух Ан-70 по заказу Минобороны Украины. ХГАПП, в свою очередь, до сих пор не выполнил контракты на поставку самолетов Ан-74 различных модификаций в Ливию, Египет и Лаос. Есть у завода должок и перед внутренним заказчиком. С 2003 года ГАП “Украина” не может получить второй Ан-74ТК-300Д (ВИП-вариант), строительство которого финансировалось ОАО “Укртранслизинг” (УТЛ).

Помимо невыполнения контрактов предприятиям придется разрешать и другую проблему, связанную с тем, что продажа одной и той же единицы техники производилась нескольким заказчикам. В прошлом году, несмотря на крайне тяжелое положение, ХГАПП поднял в воздух первый за три года простоя самолет, Ан-74ТК-300Д, предназначенный для Ливии. Тут же выяснилось, что на этот же аппарат экс-гендиректор ХГАПП Павел Науменко подписал договор с УТЛ (средства на его достройку выделялись дважды: один раз — компанией, второй — из госбюджета-2006). В итоге “Укртранслизинг” обратился с письмом в Минтранссвязи с требованием не выпустить борт за пределы Украины, а ливийский заказчик не может получить оплаченную им технику. Об этом премьера информировал нынешний гендиректор ХГАПП Анатолий Мялица, но проблема, по утверждениям источников, пока еще не решена. По этому же пути, отмечают источники, близкие к Минпромполитики, готовится пойти и завод “Авиант”.

Сейчас практически готово решение о продаже одного из трех Ан-148 (заводской номер 02—03) в виде самолетокомплекта Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО). Кстати, на заводе, где ведется кооперационная сборка аппаратов этого типа, планируют в течение месяца выкатить первый серийный Ан-148. Хотя ВАСО начинал производство своих Ан-148 минимум на год позже Киева, в этом году там намерены собрать четыре машины. Первые два самолетокомплекта на ВАСО были отправлены еще в прошлом году. Видимо, для сборки четвертой машины будут вычищены все производственные заделы “Авианта”.

Тем более что киевский завод даже в нынешнем году может не закончить производство двух Ан-148, заложенных в 2006 году. Хотя во время посещения премьером “Авианта” аппараты скромно красовались позади единственного на нынешний момент готового Ан-148 (опытный самолет после завершения испытаний был доработан до типовой конструкции АНТК им. Антонова и торжественно передан ГП “Лизингтехтранс” на салоне “Авиасвит-2008”), но ни двигатели, ни навигационно-пилотажное оборудование к ним до сих пор не закуплено в отличие от российских. Так что трудно прогнозировать, что же будет — победа или катастрофа, если вдруг Иран в нынешнем году действительно подпишет контракт на 50 Ан-148. Может оказаться, что даже предоплата (или открытый аккредитив) не совершит чуда, так как производства уже нет.

В нынешнем году усилиями правительства уставный фонд ХГАПП пополнился 40 млн. грн., “Авианта” — 30 млн. грн. Кроме того, предприятиям пообещали реструктуризировать долги и поддержать на 0,5 млрд. грн. из стабфонда. Намерения Кабмина спасти авиационную отрасль более чем благие. Однако с точки зрения финансовой дисциплины и урока на будущее они схожи с инъекцией в протез. Правительству, похоже, совершенно не интересно, куда же делись выделенные ранее бюджетные средства. Пока все ограничивается констатацией “украли!”, но обещаниями дать еще — как в случае с Ан-70 и Ан-148, а ранее и с Ан-74.

Наталья ПЕЧОРИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.