Правительству Владимира Гройсмана грозят судебные разбирательства с городами. Первый иск уже подан.
В июне 2016 года Славутский горсовет Хмельницкой области подал в суд на Кабинет министров.
Повод следующий: закон разрешает городам получать финансирование льгот на пассажирские перевозки, Кабмин же в госбюджете деньги на это не предусмотрел. Весь год средства не выделялись. Одни города частично финансировали эти расходы самостоятельно, другие — нет.
22 cентября Окружной административный суд Киева должен вынести вердикт. Если деятельность правительства будет призвана неправомерной, это решение станет прецедентным и может запустить цепочку исков против Кабинета министров.
Давняя история
Причина иска кроется в бюджетном процессе 2015 года. Минфин подготовил поправки в Бюджетный кодекс, которыми планировал переложить ряд расходов на местные бюджеты. Финансирование льгот на пассажирские перевозки были в числе этих трат.
В ходе согласования проекта сметы на 2016 год эти правки не были приняты. Депутаты, в частности парламентский комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмилы Денисовой, их отклонили. Получилась юридическая коллизия.
Законодательство говорит о том, что правительство должно выделить ресурс, но в бюджете средства на финансирование льгот не предусмотрены. Так, согласно 102 статье Бюджетного кодекса деньги на эти льготы должны выделяться в рамках субвенции из госбюджета.
Подспорьем в аргументации позиции для Славутского горсовета служит и Конституция.
В статье 143 Основного закона говорится: органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия исполнительной власти. Государство финансирует их за счет госбюджета в полном объеме или путем отнесения к местным бюджетам отдельных общегосударственных налогов.
Принцип “передача полномочий только с передачей дополнительного ресурса” заложен и в других законах: “О местном самоуправлении”, “О Кабинете министров”.
“Покуда с 2016 года в бюджете города дополнительные источники доходов не появились, а нормативы отчислений по отдельным налогам и сборам не увеличивались, то и оснований для финансирования таких расходов нет”, — аргументирует Славута свою позицию.
Попытка номер N
Почему Кабмин в судебном порядке обвиняется в неправомерной деятельности? Потому что проблема с финансированием льгот обнаружилась не сейчас и даже не несколько месяцев тому назад. О ней стало известно сразу же после принятия бюджета.
Города обращали внимание правительства на эту проблему. Так, в феврале 2016 года в Кабмин обратился Житомир. В этом населенном пункте на льготы вправе претендовать около 80 тыс жителей.
“Объем средств, необходимый на компенсацию стоимости перевозок, составляет около 60 млн грн в год, и городской бюджет не в состоянии профинансировать эти расходы”, — говорится в письме.
В том же месяце на имя депутатов, тогдашних премьера Яценюка и министра финансов Натальи Яресько аналогичное письмо направил исполнительный комитет Ивано-Франковского горсовета.
“Предприятия продолжают предоставлять услуги по льготным перевозкам. Остановка предоставления субвенции ставит под угрозу функционирование электроавтотранспорта и железнодорожного транспорта, поскольку за счет этой субвенции выплачивалась зарплата сотрудникам предприятий”, — говорится в обращении города.
Общая потребность в средствах — 1,9 млрд грн. По данным Ассоциации городов Украины, деньги в своих бюджетах предусмотрели не все города, а если предусмотрели, то не в полном объеме.
Например, Львов заложил на эти цели 8,1 млн грн при необходимых 120 млн грн, Ивано-Франковск — 21,9 млн грн при необходимых 120 млн грн, Житомир — 2,7 млн грн из 67 млн грн. Это означает, считают в ассоциации, что предоставление льгот в стране будет неравномерным.
Попытка решить вопрос через парламент также не увенчалась успехом. 28 депутатов из разных фракций зарегистрировали проект закона, которым предложили уменьшить на 1,9 млрд грн субвенцию на энергоносители и направить эти средства на финансирование льгот.
Депутаты приняли закон, однако президент его ветировал. Гарант счел такое финансирование льгот недопустимым из-за ожиданий, что количество получателей коммунальных субсидий возрастет, и будет недофинансирование по этой строке расходов.
По мнению президента, этот шаг мог бы разбалансировать бюджет.
Таким образом, проблема осталась нерешенной. Именно отказ правительства закладывать средства в бюджете и бездействие на протяжении восьми месяцев в решении этой проблемы может быть признано судом той самой “неправомерной деятельностью”.
Цепная реакция
Собеседники ЭП в правительстве говорят, что если иск Славутского городского совета будет удовлетворен, он станет прецедентом и запустит цепочку таких же исков от других городов. В данном случае возможно несколько вариантов развития событий.
Первый — Кабмин выполнит решение суда и профинансирует льготы.
Второй — Кабмин скажет, что выполнит решение суда “исходя из наличия средств в бюджете”.
Третий — начнутся встречные обжалования. Решение попытаются “утопить” в судебных разбирательствах и бюрократических процедурах.
Первый вариант маловероятен. Второй и третий — возможны. Все потому, что Минфин испытывает жесткий дефицит средств.
Причины — длительное отсутствие транша МВФ и связанного с ним финансирования от внешних кредиторов, а также отсутствие запланированных поступлений от Национального банка.
К тому же, у министерства есть вопросы касательно получателей льгот. “Мы не можем проконтролировать количество льготных перевозок и кому они предоставляются”, — говорит собеседник ЭП из министерства.
Минфин готовится не допустить переноса проблемы на 2017 год.
“Чтобы не допустить повторения этой ситуации, Минфин готовит поправки в Бюджетный кодекс. Полномочия по финансированию этих льгот будут закреплены за местными бюджетами.
Чтобы местные органы смогли обеспечивать эти расходы, мы обсуждаем разные варианты предоставления им дополнительного ресурса. В том числе — за счет перераспределения налога на доходы физлиц”, — объяснил в комментарии ЭП замминистра финансов Евгений Капинус.
Галина КАЛАЧОВА
Что скажете, Аноним?
[17:01 16 ноября]
[14:55 16 ноября]
[23:22 15 ноября]
11:00 17 ноября
10:30 17 ноября
10:00 17 ноября
09:30 17 ноября
09:00 17 ноября
08:30 17 ноября
08:00 17 ноября
13:00 16 ноября
12:30 16 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.