Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Бизнес возвращают в порты

Кабмин отменил постановления прежней власти о выделении акватории двум государственным портам, ущемлявшие интересы частных компаний.

В целом эксперты прогнозируют изменение вектора политики нового правительства в отношении частной собственности в портах.

Одним из первых решений правительства в морской отрасли стал пересмотр нормативных актов своих предшественников, принятых в ущерб интересов частных компаний. Согласно опубликованному вчера постановлению Кабмина от 24 марта 2010 г. №278, признаются утратившими силу два других решения правительства каденции премьерства Юлии Тимошенко о выделении акватории спецпорту Октябрьск и Николаевскому морскому торговому порту. Постановлению об отмене этих актов предшествовало разбирательство в Конституционном суде на предмет их соответствия главному закону страны. 16 марта 2010 г. Конституционный суд закрыл производство по данному делу, мотивировав это несоответствием представления требованиям, предусмотренным Конституцией.

Как объясняют участники рынка, данные правовые перипетии лежат в плоскости противостояния интересов госпортов и частного бизнеса. Занимавший в прошлом Кабмине должность министра транспорта Иосиф Винский считал, что порты должны оставаться в госсобственности. А потому во времена каденции господина Винского активизировалась работа по закреплению акваторий за морскими портами. По данным ассоциации портов Украины “Укрпорт”, к настоящему времени отдельными постановлениями Кабмина акватории выделены 12 из 18 морских торговых портов. Однако в случае с Николаевским портом и портом Октябрьск сделать этого не удалось: депутаты местного совета обратились к президенту Виктору Ющенко с требованием проверить соответствие постановлений Кабмина о выделении акваторий Конституции. “К акватории портов отнесены земельные участки водного фонда, предоставленные в пользование и собственность другим субъектам ведения хозяйства” — была их аргументация. Имелись в виду ООО “Компания “Евровнешторг” и ООО “Морской специализированный порт “Ника-Тера”, ведущие стивидорную деятельность в акватории упомянутых госпортов.

“Координаты акваторий, указанные в постановлениях Кабмина, охватывают значительную территорию, включая все пространство, где может осуществляться торговое мореплавание. И интересы компаний, которые построили за свой счет причалы и ведут на них бизнес, оказываются неучтенными. На наш взгляд, чтобы избежать подобных споров в дальнейшем, необходимо законодательно разграничить понятия “акватория” и “операционная акватория”, то есть часть водной поверхности для обработки судов. Тогда акваторию справедливо будет оставить государству, а частным компаниям разрешить пользование операционной акваторией”,— комментирует ситуацию директор Союза портовых операторов (представляет интересы частных портовых операторов) Сергей Никулин.

Другой точки зрения придерживаются в ассоциации “Укрпорт”, стоящей на защите госпортов. “Статус морских акваторий закреплен в ст. 13 Конституции Украины, согласно которой такие природные ресурсы, как вода, земля и пр., являются достоянием народа и государственной собственности. Ни на что из этого частник не должен иметь права”,— убежден юрист ассоциации Арнольд Нырко.

Чью сторону в этих спорах примет новая власть — покажут первые решения, одно из которых уже свидетельствует об определенной позиции. Однако вряд ли речь здесь идет о простых симпатиях или справедливости. Скорее, верх возьмет хозяйственный ракурс, ведь пришедшая к власти команда имеет довольно обширные интересы в морском бизнесе. Так, Николай Лисин и Николай Злочевский (к сфере их интересов относят одного из крупнейших стивидоров в Одесском порту — ООО “Бруклин-Киев”), Александр Савчук (владеет зерновым терминалом в Мариупольском порту), Ринат Ахметов (ему принадлежит компания “Авлита” в Севастопольском порту) — выходцы из Партии Регионов. Но еще более ощутимое влияние на политику власти в портовой отрасли может оказать давление со стороны России, поскольку российский капитал весьма широко представлен в отечественном морском бизнесе. По информации российских СМИ, во время вчерашней встречи премьеров России и Украины Владимира Путина и Николая Азарова поднимался вопрос о пересмотре итогов передела собственности в период президентства Виктора Ющенко. Среди бизнесменов из РФ, потерявших в этот период свои активы,— акционеры “Национальной контейнерной компании” (в Украине владеет ЧП “Укртрансконтейнер”) Виталий Южилин и Сергей Генералов. Поэтому не исключено, что данному предприятию скоро удастся восстановить свои позиции на рынке отечественной перевалки.

Екатерина ГРЕБЕНИК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.