Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Без инвесторов газовая труба превратится в рухлядь

Отсутствие финансирования отечественной газотранспортной системы может стать для страны настоящей катастрофой.

Энергетика на пальцах

В течение последних 20 лет Украина гордилась своей газотранспортной системой (ГТС), которая стала для нас неким символом Независимости с большой буквы. Именно благодаря тому, что российский газ в большинстве случаев транспортировался в Европу через территорию нашей страны, мы имели неплохую прибыль и даже долгое время могли получать голубое топливо по смехотворной цене. Однако никому не приходило в голову вкладывать деньги в ремонт и модернизацию нашей трубы. Но сейчас ситуация изменилась.

Сегодня украинскую трубу можно сравнить с квартирой в хрущевке, где уже десятки лет не делался ремонт, поэтому стены и потолок вот-вот рухнут. Рядом растут новые дома с современными планировками, а хозяева все пытаются сдать эту квартиру без ремонта квартирантам за те деньги, которые просят в соседних домах. Понятно, что желающих поселиться в убогом жилище не наблюдается.

Именно так обстоит дело и с украинской трубой. Россия и Европа запускают трубопроводы в обход нашей страны, объемы газа, прокачиваемые через нашу ГТС, постоянно снижаются, а денег на ее модернизацию как не было, так и нет. При этом попытки одолжить деньги на реконструкцию у той же Европы заканчиваются ничем. Потому у политиков и экспертов растет обеспокоенность тем, что через несколько лет в трубу будет нечего закачивать.

— Если мы и дальше не будем уделять внимание этим вопросам, то через какое-то время ГТС будут заниматься не газовики, а металлоломщики, — говорит председатель фракции Партии регионов Александр Ефремов. — Я приведу вам конкретные цифры: на сегодняшний день наша ГТС в состоянии транспортировать 120 млрд кубов газа в год. Но если на полную мощность заработает “Северный поток” и запустится “Южный поток”, то через нашу ГТС будет прокачиваться 40 млрд кубов газа, что с трудом позволит ее содержать. Поэтому нам необходимо принимать решение по этим вопросам. Сегодня специалистами разрабатывается проект тройственного консорциума между ЕС, Россией и Украиной, и, с моей точки зрения, это единственный выход для дальнейшего удержания этой системы в рабочем состоянии.

Где взять деньги

Многие читатели подумают, а почему мы сами не можем модернизировать свою ГТС? Теоретически, вложив в нее определенную сумму, можно получать неплохую прибыль еще десять-двадцать лет. Однако в бюджете таких денег нет.

А уровень износа украинской газотранспортной системы зашкаливает: 70 процентов труб эксплуатируются более 20 лет. По оценкам консалтинговой компании Mott MacDonald, реконструкция и модернизация украинской ГТС обойдется минимум в $4,8 млрд за семь лет, а ДК “Укртрансгаз” оценивает ее в $5,3 млрд.

Долгое время в Украине надеялись, что деньги на модернизацию газотранспортной системы хотя бы частично даст Евросоюз. Так, в прошлом году был подписан меморандум с ЕБРР и ЕИБ о выделении на эти цели 308 миллионов евро. В этом году нам снова пообещали финансирование, но дальше обещаний дело не пошло. Поэтому, не дожидаясь, пока заграница нам поможет, этим летом “Укртрансгаз” начал реконструкцию и модернизацию ГТС за собственные средства, но на весь объем работ денег не хватает.

Ищем инвесторов

— Самостоятельно найти такие деньги и модернизировать ГТС Украина не в состоянии, — считает независимый эксперт Владимир Сапрыкин. — Без инвесторов нашей стране сложно даже поддерживать свою трубу в рабочем состоянии, не говоря уже о модернизации. Сегодня украинской газотранспортной системе необходимы инвестиции. И тут должны быть задействованы как поставщик газа “Газпром”, так и европейские компании и структуры. Учитывая то, что с этой темой связано много других вопросов, в том числе и цена на газ, с точки зрения бюджета и экономики Украины проблему модернизации ГТС нашей страны необходимо решать в комплексе и срочно.

Такого же мнения придерживаются и политики. Вариант трехстороннего консорциума снова обсуждается на самом высоком уровне.

— Вы прекрасно помните историю всех переговоров по ГТС и предложения трехстороннего консорциума, — говорит первый заместитель главы Администрации президента Ирина Акимова. — Я думаю, этот вопрос будет дальше дискутироваться и обсуждаться. Потому что на самом деле в этом заинтересованы все: и те, кто производит газ, и те, кто транспортирует его, и те, кто является конечными потребителями. Поэтому я уверена, что эта дискуссия обязательно продолжится.

При этом первый замглавы Администрации призывает обсуждать тему ГТС максимально сдержанно и конструктивно.

— Есть много различных спекуляций, — говорит Ирина Акимова. — Я думаю, есть смысл обсуждать только серьезные практические варианты, когда они будут наработаны. И сбалансировать их в национальных интересах — это задача правительства.

Так что будем надеяться, что совместными усилиями всех заинтересованных сторон украинскую трубу сохранят с пользой для национальной экономики. Чтобы не было мучительно стыдно перед следующими поколениями.

Сергей ТИЩЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.