Сначала 23 июня глава парламентской фракции “Слуги народа” Давид Арахамия на пресс-конференции в Николаеве заявил, что достройка корвета проекта 58250 “Владимир Великий” если и начнется, то не раньше 2022 года. При этом было скаазано, что это, во-первых, дорого, а во-вторых, в условиях войны производственный цикл слишком долгий и вообще на эти деньги можно купить уже готовые корабли.
Затем командующий ВМС контр-адмирал Алексей Неижпапа в интервью одному из отечественных изданий заявил, что ракетный крейсер “Украина” проекта 1164 не будет включен в состав флота. И причин для этого несколько — от советских систем вооружения до невозможности использования его самостоятельно без кораблей сопровождения.
На деле это означает, что Украина отказывается от постройки крупных надводных кораблей и переходит к варианту “москитный” флот. То есть много катеров различного предназначения, которые будут нести исключительно вспомогательную функцию. А основу как оборонительного, так и наступательного потенциала береговой обороны будут составлять противокорабельные комплексы типа “Нептун” как в береговом варианте, так и воздушном (носитель — фронтовой бомбардировщик Су-24) и корабельном.
Правда, пока совершенно неясно, на какой базе будет корабельный вариант — о постройке ракетных катеров типа “Лань” пока ничего не слышно, скорее всего, этот проект реализован не будет. С другой стороны, понятно желание наших адмиралов поставить “Нептуны” как минимум на трех катерах типа Mark VI, которые передают нам американские союзники.
Правда, перед глазами есть пример “Айлендов”, куда не смогли (или не захотели) поставить даже приличный боевой модуль, ограничившись установкой орудия 50-летнего возраста, которое сводит на нет все возможности относительно “свежего” по году постройки корабля.
Зато стало известно, что после получения в этом году восьмого бронекатера типа “Гюрза-М” закупок их для нужд флота больше не будет. “Повисла в воздухе” и программа строительства штурмовых катеров типа “Кентавр” от “Кузни на Рыбальском”. Напомним, что оба они спущены на воду в сентябре 2018 г. и с того времени проходят ходовые испытания. Которые, судя по словам Алексея Неижпапы, идут достаточно сложно (еще бы — уже скоро два года как), но есть надежда, что после устранения производителем недостатков будут-таки приняты в состав флота.
Интересен и другой момент — в том же интервью командующего снова всплыла тема американских фрегатов типа Oliver Hazard Perry, которые, по некоторым данным, Вашингтон был готов передать Украине. Снова мы услышали, что корабли устаревшие, со снятым ракетным вооружением, выведены из боевого состава в 2015 году и ввести их обратно в строй будет очень дорого.
Мало того, нам якобы их чисто физически негде разместить — нет таких портовых сооружений. И вообще — они нам не нужны, так как у нас нет океанских амбиций, а это по сути корабль экспедиционного флота для сопровождения конвоев.
Между тем можно обратить внимание, например, на соседнюю Турцию, которой возраст восьми фрегатов типа Oliver Hazard Perry не мешает активно их использовать. Причем достаточно эффективно — так, в начале апреля 2020 г. с фрегата подобного типа, который находился в море в 55 км на запад от Триполи, был сбит китайский разведывательно-ударный дрон Wing Loong-2, принадлежавший войскам маршала Хафтара.
Тогда в его обломках были найдены остатки зенитной ракеты СМ-1ЕР. Причем тут необходимо отметить, что данные ракеты выпускались с 1967 по 1985 годы, то есть турки стреляли ракетой, которой как минимум 35 лет. Это к вопросу, стоит ли восстанавливать наши зенитно-ракетные комплексы, и будут ли они эффективны против российской авиации.
Свои фрегаты Анкара планирует оставить в боевом составе по крайней мере до 2030 года. Понятно, что турецкие корабли серьезным образом модернизированы — на них стоит новая боевая информационно-управляющая система местного производства с собственным программным обеспечением, новый радар, сонар большой дальности и многое другое.
Ну а говоря в целом, в мире упор на катера “москитного” флота делают по большому счету только страны Скандинавии и Иран. С гордыми потомками викингов понятно — изрезанность морского побережья позволяет достаточно эффективно применять катера по тактике “ударил — убежал”. С Ираном ситуация другая: почти полная международная изоляция с 1979 года дает о себе знать — возможности местной военной промышленности просто не позволяют производить более технологичные корабли.
У нас же есть возможность покупать корабли за рубежом, или доводить дома “до ума” свои корабли типа корвет, не хватает только понимания — зачем. Когда-нибудь оно придет, жаль только, что к тому времени в Украине уже может не быть собственной кораблестроительной отрасли.
Михаил ЖИРОХОВ
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.