Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Белорусы садятся на взлете

[14:07 18 августа 2009 года ] [ Экономические известия, №144, 18 августа 2009 ]

Отечественный рынок рискует накануне осени остаться без белорусских нефтепродуктов, импорт которых вырос в этом году настолько, что соседняя страна стала ключевым импортером дизельного топлива в Украину.

Мозырский завод, поставки с которого по отдельным товарным позициям выросли почти на 40%, пока не торопится возобновить работу после своей остановки на ремонт.

Этот год изменил расстановку сил среди импортеров топлива в Украину. Белорусы потеряли свои привычные рынки сбыта, и высвободившиеся объемы были переориентированы в пользу Украины. Во-первых, сократились объемы потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке Беларуси ввиду экономического кризиса. Во-вторых, просели два традиционных экспортных направления белорусской нефтепереработки — Прибалтика и США. “В период роста цен на нефтепродукты Штаты были заинтересованы импортировать белорусский продукт, даже с учетом солидных издержек на логистику. Когда же стоимость топлива откатилась вместе с сокращением объемов его потребления в США, везти ресурс при таком транспортном плече стало просто нецелесообразно”,— отмечает глава “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн. Благодаря этому обстоятельству, а также привлекательной цене, перенаправленные в Украину объемы белорусских нефтепродуктов сумели завоевать лидерские позиции по дизельному топливу, потеснив привычного лидера в этом сегменте — Россию. Приемлемая цена и оперативность поставок (расстояние между Мозырским НПЗ и Киевом сопоставимо с Кременчугским заводом и столицей) белорусского дизеля привели к тому, что российский продукт, поставляемый по трубопроводу, стал менее привлекателен для трейдеров. В результате, в то время как объемы импортируемого из России дизтоплива за семь месяцев этого года упали на 60%, объемы ввозимого белорусского дизеля выросли на 40%, если сравнивать с аналогичным периодом предыдущего года — соответственно.

Кроме того, выросли поставки с Мозырского НПЗ по бензиновым позициям. Если ранее, обладая налаженными каналами сбыта, белорусский высокооктан практически не присутствовал на украинском рынке (16,5 тыс. т за семь месяцев 2008 г.), то сейчас это направление входит в тройку основных стран-импортеров (147,5 тыс. т за аналогичный период 2009 г.) наряду с Литвой и Румынией (245 тыс. т и 156,3 тыс. т — соответственно). Лидирует, оставив далеко позади остальных конкурентов-импортеров, бензин А-92 — за прошедшие семь месяцев украинскую границу пересекло более 190 тыс. т, в то время как из Румынии и других направлений поступило чуть более 4,5 тыс. т.

Среди украинских розничных операторов наиболее востребован белорусский ресурс “Континиумом” (сеть автозаправочных комплексов WOG) и “Концерном “Галнефтегаз” (сеть ОККО) и пр. Кроме того, белорусское топливо обеспечивает и АЗС сети “Лукойл”, с которыми тот же “Континиум” работает по так называемым “своп-поставкам”, обеспечивая комплексы “Лукойла” в отдаленных северных и частично восточных регионах импортируемым ресурсом в обмен на обеспечение своих южных АЗС одесскими нефтепродуктами.

Однако дальнейшее обильное присутствие белорусского топлива на украинском рынке остается под вопросом. Остановленный на плановый ремонт Мозырский НПЗ не готов запуститься к намеченному ранее числу — 20 августа, равно как и назвать точной даты возобновления своей работы. Если завод не выйдет с ремонта, в ближайшее время отечественные импортеры будут вынуждены самостоятельно оперативно искать нужные объемы нефтепродуктов, что может привести, например, к дополнительным ажиотажным спекуляциям на рынке. “В отличие от работы с Мажейкяйским НПЗ, где терм-контракты гарантируют, что завод, несмотря на технологические трудности и остановки, поставит прописанные объемы, Мозырский завод является спот-поставщиком. И если белорусам не удастся решить свои проблемы и оперативно запуститься, украинские операторы могут испытывать серьезные трудности в обеспечении ресурсом своих сетей”,— рассуждает господин Куюн.

Главный поставщик белорусского топлива в Украину

Мозырский нефтеперерабатывающий завод введен в эксплуатацию в 1975 г., преобразован в ОАО в 1994 г. В уставном фонде предприятия доля государства составляет 42,7%, АО “НГК “Славнефть” — 42,6%, других акционеров — 14,7%. Завод входит в состав концерна “Белнефтехим”. В 2008 г. на предприятии переработано 10,9 млн. т нефти. Предприятие производит бензины автомобильные марок А-92 (АИ-92), А-95 (АИ-95) и Нормаль-80. Производство бензинов А-92 (АИ-92), А-95 (АИ-95) осуществляется на базе катализата риформинга и бензина каталитического крекинга с вовлечением легких углеводородных фракций без использования тетраэтилсвинца. Из стабильного катализата извлекается бензол, что улучшает экологические характеристики бензина. Для приготовления бензина марки А-95 (АИ-95) используется алкилат. Весь объем производимого дизельного топлива по качеству соответствует требованиям, предъявляемым к топливам для автомобилей класса “Евро-4”. Весь экспортный объем дизельного топлива выпускается с содержанием серы менее 10 ppm.

Наталья ДАВЫДЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.