Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Банкир, который лопнул

[16:48 22 июля 2010 года ] [ Русский Newsweek, 18 июля 2010 ]

За десять лет Сергей Пугачев прошел путь от ближайшего к Кремлю финансиста до банкрота.

Графиня Толстая останавливает свой роскошный лимузин в центре Парижа возле гастрономического бутика Hediard. Через секунду она появляется с покупками—коробками элитного шоколада на несколько сотен евро. В декабре 2009 года, когда этот рекламный ролик был запущен, он никого не удивил—считалось, что у финансиста и промышленника Сергея Пугачева, владельца Hediard и мужа Александры Толстой, дела идут неплохо. Но за последние полгода картина изменилась, и теперь эта реклама раздражает кредиторов. Только государству бизнесмен должен более миллиарда долларов. Еще €200 млн банк должен был выплатить на прошлой неделе западным заемщикам, но не смог выполнить обязательства.

У Пугачева есть шанс сохранить и французские магазины, и даже купленную там же, во Франции, некогда влиятельную газету France Soir. Все это личные инвестиции. Но его бизнес-империя в России стремительно рушится. Принадлежащий Пугачеву Межпромбанк не в состоянии платить по долгам и вполне может лишиться лицензии. Ждут нового владельца угольные месторождения в далекой Туве, ради которых Пугачев стал сенатором от этой республики. А скоро он может потерять свои главные активы. Это судостроительные заводы в Санкт-Петербурге “Северная верфь”, “Балтийский завод”, конструкторское бюро “Айсберг”. На них претендует государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Она была готова купить эти активы за деньги. Но договориться по-хорошему Пугачев не смог и теперь рискует остаться без ничего.

На личных связях

Дело не только в кризисе. Пугачев расплачивается за ошибку, совершенную еще в 2004 году. Тогда основатель и владелец Межпромбанка, одного из крупнейших частных банков России, решил пойти по традиционному для успешных российских финансистов пути и создать вокруг банка полноценную промышленную империю. Пугачев собрал все свои активы под брендом Объединенная промышленная корпорация (ОПК). Затем банк перестал бороться за клиентов и кредитовать “посторонние” компании, сосредоточившись на обслуживании входящих в корпорацию предприятий. Банк Пугачева оказался в полной зависимости от успехов его промышленного бизнеса.

Сергей Пугачев—одно из самых громких имен российской политической истории конца 1990-х—первой половины нулевых. До 1990 года он работал клерком в Промстройбанке СССР. В 1992 году вместе со своим партнером, предпринимателем из Башкирии Сергеем Веремеенко, создал Межпромбанк. “Все тогда строилось на личных знакомствах, впрочем, как у других, кто занимался подобным бизнесом”,—вспоминает бывший сотрудник Межпромбанка. Пугачев дружил с начальником Управления делами президента Павлом Бородиным. Веремеенко чуть позже удалось завести почти столь же ценное знакомство—с руководителем “Роснефти” Сергеем Богданчиковым. И Управление делами, и “Роснефть” кредитовались и имели счета в Межпромбанке. Такие связи создали банку репутацию надежного. Хороших клиентов становилось все больше—Магнитогорский металлургический комбинат, “Башнефть”.

Межпромбанк стал крупнейшим частным банком в стране. Про Пугачева стали говорить, что он очень близок к церковным иерархам и лично к Владимиру Путину и даже что у него с Путиным один и тот же духовник—отец Тихон (Шевкунов). Известно, что он пытался построить собственную медиаимперию.

В 2003 году в Кремле развернулась острейшая аппаратная борьба. Пугачева связывали с так называемой группой силовиков в окружении Путина. В сентябре 2003 года совладелец ЮКОСа Платон Лебедев уже сидел в СИЗО, а Михаил Ходорковский еще нет—близкий к Кремлю политтехнолог Глеб Павловский опубликовал “аналитическую записку” о “политической активности так называемой группы С. Пугачева—И. Сечина—В. Иванова”, которая разворачивает либеральный президентский курс. А теперь с подачи Сечина Пугачева лишают последних активов.

В конце 2003 года Веремеенко ввязался в президентскую кампанию в Башкирии и вышел во второй тур, но затем—как тогда писали, после разговоров в Кремле—полностью свернул свою предвыборную кампанию и отдал победу Муртазе Рахимову. После этого Пугачев и Веремеенко разошлись. Трений между ними не было. “Наверное, двум медведям стало тесно в одной берлоге, и каждый решил пойти своей дорогой”,—рассказал человек, хорошо знающий обоих. Межпромбанк между тем богател, учредители покупали самые разнообразные активы: землю в Подмосковье рядом с резиденцией Путина, угольные месторождения, судостроительные верфи. Банк стал обслуживать промышленную империю Пугачева.

До поры до времени Пугачев успешно лоббировал интересы своего бизнеса: например, в 2006 году заручился поддержкой государства в освоении Элегестского угольного месторождения в Туве: было решено, что строительство железной дороги, без которой весь проект не имеет смысла, частично профинансирует бюджет. Но в случае с судостроением влияние Пугачева не сработало.

Объединённые пароходы

Проект создания Объединенной судостроительной корпорации в 2006—2007 годах курировал вице-премьер Сергей Иванов, который тогда ходил в преемниках Владимира Путина. Идея была в том, чтобы объединить в одном холдинге все судостроительные предприятия России. Такая структура, с одной стороны, могла бы выполнять заказы Минобороны (у министерства как раз появились деньги на обновление флота), а с другой—конкурировала бы за гражданские заказы с международными судостроителями. Разрозненным предприятиям судостроения это не удавалось. Российские компании лишь 4% своих заказов размещали на отечественных верфях. Государство поставило цель—довести эту долю до 30%.

Чтобы сделать отрасль реально конкурентоспособной, в ОСК задумали распределить предприятия по трем кластерам: Дальневосточному—во Владивостоке, Северному—в Северодвинске и Западному—в Санкт-Петербурге и Калининграде. Тут у ОСК возникла проблема—еще в 1990-х годах собственником ряда судостроительных предприятий стал Сергей Пугачев. Сергей Иванов активно продвигал сделку по поглощению этих активов Объединенной судостроительной корпорацией, вспоминает близкий к Пугачеву источник, но не преуспел в этом.

Но в мае 2008 года, когда Дмитрий Медведев стал президентом, а Путин ушел в правительство, у ОСК появился более энергичный и агрессивный куратор—совет директоров корпорации возглавил Игорь Сечин, пересевший из администрации президента в Белый дом, в кресло промышленного вице-премьера. В 2009 году Сечин поменял менеджмент в ОСК—заместителем гендиректора стал бизнесмен Роман Троценко: в октябре 2009 года он стал временно исполняющим обязанности директора, а в мае 2010-го официально возглавил компанию. Деловой хватки Троценко, который еще в 1990-х участвовал в рискованных сделках по слиянию и поглощению компаний, хватило, чтобы решить проблему консолидации активов. Заводы Пугачева заберут за долги Межпромбанка.

В расчёте на помощь

В конце 2008 года, в разгар кризиса, Межпромбанк, как и многие банки, воспользовался помощью Центробанка—стал брать беззалоговые кредиты. Это очень дорогие деньги, и банки при первой возможности от них отказывались. Но Межпромбанк плотно сидел на этих кредитах. Это при том что в июне 2007 года банк выпустил еврооблигации на €200 млн, а в феврале этого года—еще на $200 млн.

Куда же пошли огромные заимствования? В Межпромбанке не стали отвечать на этот вопрос. А эксперты придерживаются одной версии: все деньги были переведены в активы ОПК. Это называется “выдача кредитов связанным сторонам”. По правилам ЦБ банки не должны увлекаться кредитованием аффилированных компаний. Но этот запрет можно легко обойти, выдавая кредиты через цепочку фирм-посредников. “Можно предположить, что деньги, которые были получены от ЦБ, пошли на кредитование связанных структур, а не на антикризисную поддержку самого банка”,—говорит аналитик банка “Траст” Сергей Гончаров.

К началу года Межпромбанк должен был Центральному банку почти 40 млрд рублей. Потом начал гасить долг, но брал для этого деньги в основном в самом ЦБ. “Другие банки нашли иные инструменты финансирования, Межпромбанк не стал этого делать”,—говорит аналитик S&P Михаил Никитин. Почему? Потому что был уверен, что ЦБ и дальше будет продолжать его спонсировать и государство не оставит его в беде. Но вышло совсем иначе. Эксперты считают, что Пугачев переоценил свои связи. Аналитик Центра развития Высшей школы экономики и бывший сотрудник ЦБ Дмитрий Мирошниченко считает, что кредиторы Межпромбанка давали деньги “не под банковский бизнес, которого там никогда не было, нет и не будет”. “Средства даются под имя,—продолжает Мирошниченко,—даются в уверенности в том, что одни “большие дяди” всегда помогут другому “большому дяде” деньгами”.

Покупатели найдутся

Не помогли. Этой весной Пугачев сам пришел в судостроительную корпорацию, пытаясь продать заводы, чтобы спасти обремененный долгами банк. Но переговоры провалились. Сенатор запросил 89 млрд рублей. “Из газет мы узнали, что переговоры близки к завершению”,—рассказывает источник в Объединенной судостроительной корпорации. ОСК эта цена показалась сильно завышенной—она сама предлагала выкупить активы Пугачева за 23 млрд рублей. А теперь нужные активы сами плывут ей в руки. Акции заводов были отданы в залог ЦБ в обмен на реструктуризацию кредита. Банк России не будет заниматься судостроением и поэтому, скорее всего, продаст эти активы профильному инвестору. В ОСК не скрывают, что именно на это и рассчитывают. Причем необязательно дожидаться формальной смены собственника—госкомпания может получить активы Сергея Пугачева в управление.

Это, очевидно, не первая и не последняя потеря Пугачева. Терять активы Пугачев начал примерно с конца 2008 года. Тогда Федеральная служба охраны смогла зарубить его проект по реконструкции Средних торговых рядов. По адресу Красная площадь, 5 планировалось создать шикарный торговый и жилой комплекс, который поделили бы между собой Управление делами президента и Объединенная промышленная корпорация. ОПК получила бы право на управление и получение дохода со сдачи в аренду апартаментов. Правда, в ОПК указывают, что окончательное решение пока не принято. “Пока не вышло постановление правительства, проект “Кремлевский” продолжает осуществляться в соответствии с инвестиционным контрактом с Управлением делами президента”,—заявили в ОПК.

Потеря комплекса была первой ласточкой. После этого ОПК пришлось расстаться с 1200 га земли на Рублево-Успенском шоссе. В 2004—2005 годах земля была куплена за смешные деньги. Там планировалось построить развлекательный комплекс и коттеджный поселок. Для этого был взят кредит на $750 млн в Сбербанке. Потом он был рефинансирован с помощью кредита ВТБ на $2,4 млрд. Но в кризис стало не до строительства, и земля перешла в собственность ВТБ. Правда, сделку можно признать удачной: активы были проданы по докризисной цене $20 000 за сотку. Так что можно говорить разве что об упущенной выгоде. Ведь если бы проект довели до конца, конечный потребитель покупал бы эту землю от $70 000 до $150 000 за сотку, говорит управляющий директор Praedium Oncor International Михаил Гец.

Теперь Пугачев рискует расстаться с последним крупным активом. Долг ЦБ пока урегулирован, но Межпромбанк должен и иностранным кредиторам. Чтобы расплатиться с ними, Пугачев может одолжить деньги в государственном банке ВТБ. Банк уже заявил, что готов предоставить $600 млн под залог принадлежащего ОПК Элегестского месторождения. И если ОПК не сможет расплатиться—а аналитики считают этот сценарий весьма вероятным,—то ВТБ, скорее всего, перепродаст этот актив. Покупатели найдутся. Месторождение богатое—утвержденные запасы 894,8 млн тонн. Наиболее вероятные претенденты—Новолипецкий металлургический комбинат и Магнитка, считает аналитик “Уралсиба” Николай Сосновский.

Выходит, чтобы сохранить банк, Сергею Пугачеву придется отдать все значимые промышленные активы. Проблема в том, что Межпромбанк, сосредоточенный на обслуживании предприятий ОПК, в таком случае не очень и нужен. Сергею Пугачеву придется задуматься о том, как строить бизнес едва ли не с нуля.

Бизнес на службе

Кто помог вытеснить Сергея Пугачева из судостроительного бизнеса

Сейчас 39-летний Роман Троценко выполняет задание вице-премьера Игоря Сечина по консолидации российского судостроения. Но у бизнесмена богатая биография. Кризис Троценко встретил владельцем не только 1 млн кв. м офисной недвижимости в Москве—это не менее $1 млрд по докризисным оценкам,—но и акций шести региональных аэропортов. В 2009 году Троценко помогал Сергею Полонскому, владельцу Mirax Group, отбиваться от кредиторов: он член совета директоров его строительной компании. Последним крупным проектом нынешнего главы ОСК в бизнесе стало создание сети гостиниц при аэропортах совместно с сетью Azimut. Основным владельцем сети является бизнесмен Александр Клячин, экс-владельц инвестиционной компании “Нерль”. Ее наряду с компанией “Росбилдинг” в середине 1990-х называли среди самых активных игроков рынка слияний и поглощений Москвы. Замыкало неформальную тройку сильнейших Московское речное пароходство молодого бизнесмена Троценко. После ужесточения гонений на рейдеров Клячин занялся отелями, а Сергей Гордеев, которого называли бенефициаром “Росбилдинга”, теперь представляет в Совете Федерации исполнительную власть Пермского края. Все трое отрицают, что в их бурном прошлом есть что-то незаконное. Впрочем, в 2007 году Троценко проиграл иск к газете “Московский комсомолец”. Арбитражный суд отказал в опровержении сведений о том, что бизнесмен был причастен к захвату одного из московских НИИ.

Алексей САВКИН, Игорь ИВАНОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.