Но коалиция и Кабмин на пути к автомобилистам не смогли “объехать” интересы торговцев бензином.
На следующей неделе парламент вернется к вопросу автотранспортного сбора. Во втором чтении будет рассматриваться законопроект коммунистов, определяющий ставки для различных автомобилей. По данным, ко второму чтению этот проект могут объединить с правительственным вариантом, в котором ставки чуть выше, чем у КПУ.
Для наглядности я подсчитал, сколько будет составлять налог на примере автомобилей двух сотрудников издания: BMW 525 (выпуск 2000 г., объем чуть меньше 2500 куб. см) и Hyundai Getz.
Для девятилетнего и более мощного BMW “коммунистическая” ставка налога, взимаемого при проведении техосмотра, составила бы 250 грн. Правительственная ставка — 500 грн.
Hyundai по всем версиям стоит владельцу 112 грн. в год, то есть в два или четыре раза меньше, чем “бумер”.
Автосбор предназначен исключительно на ремонт и содержание местных дорог. То есть автовладельцы платят за ущерб, который сами же и дорогам наносят. Однако “вскрытие” показывает несправедливость, заложенную в саму логику украинского налога.
По оценкам владельцев, Hyundai и BMV в месяц пробегают приблизительно одинаковые расстояния — чуть больше 1000 км. При этом, как мы уже подсчитали, разница в ставке налога для них весьма существенна.
Но разница в массе этих машин не настолько велика, чтобы говорить “BMW бьет дороги в два-четыре раза сильнее, чем Hyundai”. Понятно, что среди легковых авто больше бьет дорогу тот, кто больше ездит, например, те же таксисты.
Тогда как суть украинского налога такова: налог взимается с каждого автомобиля и зависит от объема двигателя по прогрессивной системе. То есть чем больше объем, тем больше ставка налога в перерасчете на 100 куб. см. Украинская логика: большой двигатель — видимо, большая машина — может разбивать дорогу сильнее маломощной — должен больше платить. Даже если машина выезжает из гаража только летом на дачу.
В мире есть пример того, как решается вопрос с этой несправедливостью, например США.
Суть “американки” чрезвычайно проста — налог закладывается в цену топлива и взимается в момент его продажи на АЗС. Американская логика: покупаешь много бензина — много ездишь — много бьешь дороги — платишь больший налог. Не страдает тот, кто мало ездит или имеет малолитражный автомобиль, и, соответственно, бьет дороги меньше, чем грузовик или таксист.
Эту логику использована в законопроекте бютовца Александра Сочки. Однако в момент рассмотрения аж 13 законопроектов, посвященных урегулированию скандала с декабрьским многократным повышением ставки налога, до него депутаты даже не дошли. Сразу был принят коммунистический, являющийся лишь одной из разновидностей “украинской” логики.
Сочка предлагал сделать ставку налога в размере 6% от цены топлива (около 30 копеек) и взимать его в месте продажи конечному потребителю.
(Подобную новеллу предложили также “руховцы” Тарасюк, Коваль и Черноволенко. Но в их версии размер налога отдается на откуп Кабмина. А также забиваются некие льготы, которые у нас традиционно уводят в тень всех кому не лень).
Для владельцев вышеупомянутых Hyundai и BMV несправедливость была бы и в этом случае. “Бумер” съедает почти в два раза больше дизтоплива, чем корейская малолитражка. Поэтому для него “бензиновый” налог такого размера за год составил бы около 450 грн. А для Hyundai — чуть меньше 300 грн. И в обоих случаях это выше, чем предложенные коммунистами ставки “украинского” сбора.
Однако “американская” логика приближает Украину к хотя бы приблизительному осознанию сумм, которые необходимы и возможны на содержание дорог. Ведь сейчас никто в Украине не знает даже приблизительно, сколько на самом деле денег от автосбора через местный бюджет попадает на ремонт дорог.
Тогда как “американка” дает такую возможность — можно посчитать простым калькулятором, умножив количество реализуемого в Украине топлива на его цену и налоговый процент.
По данным Сочки, Украина потребляет в год 11 млн т светлых нефтепродуктов — импортных и собственного производства. Суммарный сбор от автоналога, по его расчетам, составил бы 2,65 млрд грн при средней цене на дизтопливо 4,50 грн/л и 5,00 грн/л за бензин.
В этом случае Украина хотя бы знала, сколько денег она собирает на дороги. И что на них можно отремонтировать. Ведь в нашей стране на дороги можно потратить хоть миллиард, хоть триллион — вне государственных трасс ездить зачастую просто опасно. Тогда и водитель бы знал, что, покупая бензин в Житомирской области он платит за дороги именно в этой области.
Тем не менее такая ясность прогнозирования не нашла понимания в Раде. Побеждает нынешняя туманность автосбора.
Справка об уплате налога, а точнее ее отсутствие, исторически является важным пунктиком в отношениях водителей с ГАИ. К тому же, нынешняя система поступления налога от водителя к бюджету отработана поколениями чиновников еще со времен СССР. А новая система потребует выработки новых навыков.
Но есть и другие схемы, которым угрожает “американская” прозрачность: есть чего бояться бензотрейдерам.
Автозаправка в этом случае становится, по сути, филиалом государственного органа, через который должны проходить чужие продавцу бензина “налоговые” деньги — из кассы продавца они должны уйти сразу в местный бюджет. При этом в Украине наказание за обычный уход от налогообложения намного мягче, чем за манипуляции с бюджетными средствами.
Важнейший момент. Процентное отношение налога к цене топлива позволяет на простом калькуляторе посчитать, сколько топлива проходит через каждую АЗС. Так раскроются все потоки в торговле нефтепродуктами.
По данным, “американку” не восприняли не только во фракции БЮТ. Такой законопроект вызвал бы сложности с пробютовскими членами НУНС, на которых очень сильно влияет Игорь Палица. А ведь во многом благодаря усилиям бывшего руководителя “приватно”-государственной “Укрнафты” Тимошенко сохранила премьерское кресло .
Теперь вопрос на засыпку: улыбается ли “американская” прозрачность крупнейшему бензотрейдеру Украины Игорю Коломойскому и защитникам его интересов в Кабмине? “Приват” так или иначе контролирует более тысячи АЗС из 6100 заправок, по данным Госкомстата существующих в Украине. А после завершения сделки с “Альфа-нафтой” на “Приват” будет работать каждая четвертая АЗС страны.
“Лоббистская” версия имеет право на жизнь, так же как и другая — “социальная”. Ее чаще всего довелось слышать в качестве аргумента против “американки”. Мол, добавь тридцать копеек к цене бензина и он тут же подорожает на гривну: “Ты не знаешь наших бизнесменов? Для них это будет лучшим поводом взвинтить цены еще раз!”
В том то и дело, что трейдеры известны. Весь вопрос как с ними работать: прогибаться навстречу их пожеланиям в благодарность за помощь в борьбе за власть, или прогибать отдельных олигархов под интересы Украины.
Юрий НИКОЛОВ
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.