Наступивший год ломает эту традицию. Целый ряд моментов позволят осторожно предполагать улучшения.
Фактор 1: Запас прочности
Прежде всего это благоприятный ценовой расклад на внешних рынках. Т.е. сохранение высоких цен на зерно и железную руду, основные статьи украинского экспорта.
Для обвала стоимости сырьевых товаров нет никаких оснований, даже если не будет нового роста. Это подтверждается оценками экспертов агентства Fitch Ratings.
По их мнению, прибыль металлургических предприятий Украины в 2022 г. останется на высоком уровне — благодаря “жировым запасам”. Т.е. сверхприбыли, полученной от взлета стальных цен в 2021 г.
Металлургия — одна из главных отраслей для украинской экономики. Она дает 25-30% всех валютных поступлений от товарного экспорта. Поэтому на прогноз Fitch стоит обратить внимание.
Примерно та же ситуация с агросектором — вторым столпом украинской экономики. В уходящем году в стране побит очередной рекорд по урожайности зерновых.
В частности, собрано свыше 40 млн т. кукурузы. Вместе с масличными и зернобобовыми (подсолнечник, рапс, соя) — получено свыше 100 млн т.
Конечно же, вывезти весь этот объем на экспорт до новогодних праздников никто не планировал. Аграриям спешить с продажами нет смысла: следующий маркетинговый год по зерновым начнется только 1 июля 2022 г.
А значит, как минимум на I полугодие следующего года украинская экономика может рассчитывать на мощную валютную подпитку от зерноэкспорта.
Такого мнения придерживаются инвестиционные аналитики и банкиры, по прогнозу которых обменный курс к концу 2022 г. будет $/28,05 грн. Т.е. сохранится на нынешнем уровне.
В частности, “Альфа-Банк” ожидает в декабре следующего года увидеть курс $/28,2 грн., “Райффайзен Банк” — $/28 грн., инвесткомпания ICU — $/28,0 грн, Concorde Capital — $/27,8 грн.
Фактор 2: Внутренний спрос
Любая развитая страна должна по максимуму продавать свою продукцию на внешних рынках. Т.е. экспортировать. Но и внутренний спрос как фактор экономического развития — никто не отменял. В т.ч. и на 2022 г.
Поскольку продавать на внешних рынках — непростое дело. Во-первых, надо выдержать жесткую конкуренцию с другими странами-продавцами (точнее, с их компаниями-производителями).
Во-вторых, может возникнуть ситуация, когда твоя продукция становится никому не нужной в принципе — как это было в 2020 г. в связи с началом эпидемии коронавируса. Вот почему стимулирование внутреннего спроса для любого государства даже более важно, чем продвижение экспорта.
Как отмечал ранее “ОстроВ”, президент Владимир Зеленский формирует правильную повестку, инициируя масштабные проекты для “разогрева” и роста украинской экономики.
С 2020 г. работает национальная программа “Большое строительство”, охватывающая десятки проектов в автодорожном хозяйстве, создании и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (школы, больницы, музеи, спорткомплексы).
В 2022 г. к этим направлениям должны добавиться новые: “Авиация и туризм” (строительство и реконструкция региональных аэропортов) и “Украинская железная дорога” (обновление и модернизация вагонного и локомотивного парка “Укрзализницы”, а также ее путевого хозяйства).
Кроме того, В.Зеленский в ноябре анонсировал запуск в 2022 г. двух новых программ “Большая термомодернизация” и “Украинская мечта”.
Первая предполагает утепление жилых домов и общественных зданий, вторая — выдачу гривневых кредитов на покупку жилья под 5% годовых. Безусловно, это очень серьезные проекты.
По словам президента, на одну только “Большую термомодернизацию” в 2022-2025 гг. выделят 100 млрд грн. На выходе предполагается получить снижение на 30-40% затрат газа для отопления.
По идее эти проекты в 2022 г. должны дать загрузку мощностей вагоностроения, цементной промышленности, производства теплоизоляционных материалов и т.д. А также строительства.
Которые в свою очередь потянут за собой металлургию, добывающую промышленность и другие смежные отрасли.
Но это при условии, что в президентском офисе учтут имеющийся негативный опыт “Большого строительства” автодорог — благодаря которому сейчас на полную мощность работают белорусские битумные заводы. А украинские сокращают производство.
Впрочем, представители вагоностроительных заводов уже сейчас говорят об улучшении ситуации на рынке и оживлении спроса.
Во многом благодаря приказу министерства инфраструктуры о постепенном запрете на использование грузовых вагонов со сроком эксплуатации больше нормативного.
Вступление приказа в силу будет означать, что вагонный хлам исчезнет с украинских железных дорог и пойдет на металлолом. И вместо него появятся новые вагоны, на которые уже сейчас начинают появляться заказы.
Даже простоявший несколько лет мариупольский “Азовмаш” в середине ноября сообщил о “большом числе заказов”.
Вместе с тем группа SCM Рината Ахметова, судя по публикациям в СМИ, оказывает прямо-таки неистовое сопротивление приказу Мининфраструктуры.
Дело в том, что ранее компании Р.Ахметова по бросовым ценам скупили в России вагонный хлам, который правительство РФ запретило выпускать на пути. И теперь они очень не хотят расставаться с этим хламом.
Достаточно сказать, что эпопея с принятием приказа начиналась еще при премьерстве Андрея Гончарука. И все это время ахметовские компании через своих лоббистов всячески тормозили вступление в силу данного документа.
Безусловно, его принятие — одно из главных событий 2021 г. для транспортной отрасли. Благодаря ему есть основания ожидать оживления динамики не только в железнодорожном машиностроении, но и в целом по экономике. Поскольку за несколько лет предстоит списать 95 тыс. вагонов — это довольно внушительный объем.
И в отличие от добычи железной руды, на которой зарабатывает Р.Ахметов, вагоностроение является тем “винтиком”, который способен раскрутить “колесо” целого ряда смежных отраслей.
Остается надеяться, что нынешний министр инфраструктуры Александр Кубраков действительно окажется слишком “крепким орешком” для ахметовских лоббистов. Об который они “сломают зубы”.
Фактор 3: Газовая угроза
В официальном декабрьском обзоре Нацбанка устойчивый потребительский спрос населения называется ключевым фактором для роста украинской экономики в 2022 г.
Теоретически, если брать по учебникам, то так оно и есть. На самом же деле бедность населения, вызванная низкой оплатой труда и непомерными налоговыми поборами, не дает повода надеяться, что этот фактор станет локомотивом и потащит вверх тяжкий воз.
Это подтверждает прогноз министерства экономики, согласно которому конечные потребительские расходы домохозяйств в 2022 г. вырастут всего на4,1%.
При этом в госбюджет-2022 правительство заложило показатель инфляции (рост стоимости потребительских товаров и услуг) 6,2%.
По факту он всегда намного больше, но в данном случае даже официальный рост цен выше ожидаемого роста расходов. О чем это говорит?
О том, что в 2022 г. украинцы меньше, чем годом ранее, потратят денег на еду, на лечение, на путешествия, развлечения, на одежду и т.д. При том, что все это ощутимо подорожает. Т.е. потребление будет сокращаться в физических величинах.
А сам рост потребительских расходов на 4,1% получается за счет повышения тарифов ЖКХ. По прогнозу Минэкономики, отопление за год подорожает всего на 6%, водоснабжение — на 11%, газоснабжение — на 13%.
Стоимость электроэнергии вообще останется без изменений, полагают правительственные эксперты. С оговоркой, что показатели могут оказаться выше или ниже прогнозируемых на 3%.
Но даже с этой оговоркой поверить в реалистичность правительственных прогнозов по тарифам ЖКХ на 2022 г. может только человек, который никогда не заглядывал в ежемесячную платежную квитанцию.
Потому как любой, кто регулярно оплачивает услуги ЖКХ, знает: отопление, например, никогда не дорожает на 6-9%. Если тариф повышается, то сразу на 50-100%. Т.е. “по-взрослому”, в 1,5-2 раза. В самом лучшем случае — “всего” на 30%.
Аналогично и по водо-, газоснабжению и электроэнергии. “Ползучий” рост тарифов наблюдается только на вывоз мусора и по квартплате. Но лишь в месячном сравнении. В годовом это набегает порядка 30-50%.
Дополнительным фактором риска следует считать неадекватные цены на газ в Европе, под конец года перевалившие отметку $2000/1000 м3.
Напомним, ранее Кабмин, местные власти в лице Ассоциации городов Украины и НАК “Нефтегаз Украины” подписали меморандум о недопущении повышения тарифов в нынешнем отопительном сезоне.
Это было сделано как раз в качестве ответа на взлет европейских газовых цен. Есть надежда, что выполнить условия меморандума в итоге удастся — благодаря наличию в Украине собственной газодобычи.
Но, конечно же, 100% уверенности здесь быть не может. К тому же украинская газодобыча способна удовлетворить запросы населения и предприятий ЖКХ. Для промышленности этого ресурса не хватит.
“ОстроВ” отмечал, что из-за неадекватных цен на газ промышленные предприятия в ЕС начали останавливаться еще в ноябре. Главным образом это были металлургические заводы, у которых большой расход газа.
И вот “первые ласточки” появились в Украине. Но это оказались не металлурги. Союз молочных предприятий 28 декабря распространил заявление, что заводы компаний, входящих в эту ассоциацию, на грани остановки с 1 января.
При этом Пирятинский сырзавод уже предупредил об ограничении поставок своей продукции с 1января из-за высоких цен на газ.
Ранее Кабмин, предвидя такую ситуацию, принял решение о мерах поддержки предприятий хлебопекарной промышленности из-за взлета газовых цен. Будут ли эти меры распространяться и на “молочников” — пока не ясно.
Ясно другое. Дать господдержку на всю промышленность в любом случае не получится. Поэтому замедление экономического роста в 2022 г. неизбежно — если стоимость импортных (российских) энергоресурсов не вернется к адекватному рыночному уровню.
В связи с этим Минэкономики в конце декабря понизило свой прогноз роста ВВП Украины в 2022 г. с 3,8% до 3,6%. Вместе с тем надо понимать, что ценовой “шторм” на газовом рынке ЕС вызван не экономическими причинами.
Поэтому он в любой момент может смениться “штилем”: как только В.Путин договорится с официальным Брюсселем об условиях работы газопровода “Северный поток-2”.
В таком случае влияние нынешней осенне-зимней газовой вакханалии на украинскую экономику будет минимальным.
Виталий КРЫМОВ
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.