Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

Железорудные гонки

[09:00 21 июня 2008 года ][Галина РЕЗНИК]

Переговоры по ценам на железную руду еще не завершились, а участники рынка уже обсуждают новые прогнозы. Ожидается, что в 2008 году спрос на руду вырастет на 90 млн. тонн, а темпы роста цен, по оценке World Steel Dynamics, начнут снижаться и в 2009 году составят всего 20%.

Разумеется, погоду на рынке железорудного сырья (ЖРС) делает Китай. По прогнозу World Steel Dynamics, внутреннее производство концентрата в Китае в 2008 году может увеличиться до 410 млн. тонн, и некоторые аналитики делают вывод, что это приведет к серьезному снижению спроса на импортное сырье. С другой стороны, судя по таможенной статистике за первые четыре месяца, в 2008 году импорт руды в Китай составит 460 млн. тонн (годовой прирост — 20%). При этом, по предварительным оценкам, потребление на внутреннем рынке увеличится на 10%. Следует учитывать также, что, за редкими исключениями, сильно рассредоточенные по стране мелкие китайские месторождения содержат руду весьма низкого качества. Поэтому, хотя китайцы действительно делают крупные инвестиции в горнорудное производство, вряд ли они сумеют ощутимо сократить импорт. Правда, у них есть и другой путь, на который их усиленно подталкивают рыночные реалии.

В последний месяц китайские компании активизировали свою экспансию на австралийские месторождения железной руды: они начали инвестировать в различные проекты, которые реализуют конкуренты Rio Tinto и BHP Billiton. Тем самым, они помогают австралийским “юниорам” в решении проблемы стремительного роста затрат на квалифицированный труд и строительные материалы, получая в обмен гарантии поставок ЖРС по приемлемым ценам.

Так, в мае Sinosteel, Chinalco и Baosteel заинтересовались покупкой 16% акций Fortescue Metals Group, которые собирается продать американский инвестиционный фонд Harbinger Capital Partners. Китайский деловой журнал Caijing сообщает, что Baosteel давно пытается приобрести долю в этой компании, но сделка до сих пор не состоялась, поскольку китайцы желают непременно получить контрольный пакет. Поэтому их интерес к пакету Harbinger можно трактовать двояко: либо Baosteel готова умерить свои аппетиты, либо рассматривает эту покупку как первый шаг в обретении контроля над компанией. В конце мая руководство Baosteel высказалось по этому поводу весьма неопределенно — компания, якобы, стремится “расширить сотрудничество с Fortescue, которое продолжается уже несколько лет”.

Правда, вряд ли крупнейший акционер (36%) Fortescue Эндрю Форрест согласится передать китайцам контроль над компанией. Он заявил, что “приветствует” планы китайских компаний по приобретению акций Fortescue , но сохранит за собой “такой пакет в горнорудной компании стоимостью 26 млрд. долларов, который обеспечит ему право принятия решений в будущем”.

Далее, государственная алюминиевая корпорация Chinalco в феврале приобрела на Лондонской бирже 9,3% акций Rio Tinto за 14 млрд. долларов. Фактически, это связано с намерением диверсифицировать свою деятельность в сырьевой сфере, но многие аналитики относят этот шаг к стремлению китайцев воспрепятствовать планам BHP Billiton относительно поглощения Rio Tinto.

В свою очередь, Sinosteel сейчас пытается произвести враждебное поглощение Midwest Corp. В начале мая правление Midwest рекомендовало акционерам принять предложение китайцев (1,3 млрд. долларов), затем сочло предложение слишком низким, и 26 мая объявило о планах слияния с Murchison Metals, которая тоже продвигает проект в Западной Австралии. Однако вряд ли этим планам суждено осуществиться, поскольку Sinosteel уже приобрела более 40% акций Midwest, а этого пакета вполне достаточно, чтобы заблокировать слияние с Murchison. Далее — в начале июня China Metallurgical Group Corp. (MCC) подписала соглашение с компанией Cape Lambert Iron Ore о приобретении ее железорудного проекта в Пилбаре. Это соглашение уже утверждено Австралийским комитетом по иностранным инвестициям, и MCC заплатит 375 млн. долларов за проект Cape Lambert и четыре его лицензии на разработку недр. При этом MCC уже владеет 20% в Sino Iron Project, проекте гонконгской группы CITIC Pacific Mining стоимостью 4,87 млрд. долларов, который реализуется поблизости от Кэйп Престона, в 120 км от Cape Lambert.

Наконец, Anshan Iron and Steel Group (Ansteel) согласилась инвестировать более 480 млн. долларов в железорудный проект Karara в Западной Австралии, который продвигает австралийская компания Gindalbie Metals. Общая стоимость проекта составляет 1,8 млрд. австралийских долларов. Партнеры уже создали совместное предприятие (50 на 50) для реализации Karara, и ожидается, что добыча руды на этом месторождении начнется в 2009 году.

Параллельно китайцы помогают австралийским “юниорам” решить важнейшую проблему: реализация проектов в Западной Австралии сдерживается из-за того, что богатейшие месторождения региона связаны с портами только двумя железными дорогами, которые принадлежат Rio Tinto (Hamersley) и BHP Billiton (Goldsworthy). Разумеется, горнорудные гиганты не допускают конкурентов к своим транспортировочным мощностям, а строительство новых линий сопряжено с огромными расходами. Таким образом, Rio Tinto и BHP Billiton имеют возможность контролировать чужие железорудные проекты в Пилбаре.

Однако теперь ситуация изменилась. Вероятно, это произошло не без помощи китайских политиков, поскольку перемены произошли после визита в Китай министра по планированию правительства Западной Австралии Аланнаха МакТернана, который состоялся 30 мая. Как бы там ни было, в начале июня Австралийский национальный совет по вопросам конкуренции подвел черту под десятилетиями судебных баталий и рекомендовал транспортным монополистам открыть доступ к железным дорогам компании Fortescue и другим “юниорам” железорудной отрасли. Кроме того, господин МакТернан собирается объявить тендер на строительство нового порта Oakajee, который рассчитывают выиграть компании Murchison и Yilgarn Infrastructure при поддержке китайских металлургов.

Кроме того, китайцы вплотную занялись освоением африканских месторождений. В мае консорциум Comibel, в котором 85% акций принадлежит китайским компаниям, подписал с правительством Габона пересмотренное соглашение о разработке железорудных залежей на краю национального парка. Инвестиции в проект составят 4,9 млрд. долларов. Планируется, помимо освоения месторождения Belinga (подтвержденные резервы — 500 млн. тонн), построить две гидроэлектростанции, железную дорогу протяженностью 500 км, которая свяжет разработки со столицей Габона Либервилем, расположенным на атлантическом побережье, и глубоководный порт. Существенно, что проект будет освобожден от налогообложения на 25 лет. Начало добычи руды запланировано на 2011 год.

Существенно также, что в мае Rio Tinto объявила о планах привлечь китайских инвесторов к реализации проекта Simandou в Гвинее. Глава железорудного подразделения Rio Сэм Уолш сообщил Financial Times, что решение по этому проекту будет принято в 2009 году. По его словам, горнорудный гигант рассчитывает не только на финансовое участие китайских партнеров (стоимость проекта составляет около 6 млрд. долларов), а и на техническую поддержку — предполагается, что партнером Rio станет сталелитейная компания, имеющая дочерние строительные структуры. Уолш объяснил такой приоритет в отношении партнера тем, что производитель стали будет закупать часть продукции Simandou по долгосрочному контракту, а строительная компания обеспечит своевременное завершение строительства в рамках бюджета, что довольно сложно осуществить во времена стремительного роста затрат. Таким образом, китайцы станут совладельцами одного из крупнейших в Африке железорудных проектов — резервы Simandou составляют 8-11 млрд. тонн и состоят из высококачественного гематита с содержанием железа 65%.

Таким образом, чем бы ни завершились ценовые переговоры с австралийскими компаниями в текущем году (дедлайн — 30 июня), в будущих дискуссиях на эту тему у китайских производителей стали найдутся более весомые аргументы, которые, вероятно, сумеют поумерить ценовые аппетиты железорудных гигантов. И продолжение китайской зарубежной экспансии действительно способно обеспечить стабилизацию мирового рынка железной руды.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


Железорудные гонки

Переговоры по ценам на железную руду еще не завершились, а участники рынка уже обсуждают новые прогнозы. Ожидается, что в 2008 году спрос на руду вырастет на 90 млн. тонн, а темпы роста цен, по оценке World Steel Dynamics, начнут снижаться и в 2009 году составят всего 20%.

http://ukrrudprom.ua/analytics/ruda20062008.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.