Надо признать, что результаты первого тура Global Management Challenge — 2007 в Украине весьма неожиданны — прежде всего тем, что разрушают ряд устоявшихся в бизнес-среде стереотипов.
Впрочем, для начала стоит разъяснить, в чем же суть соревнований. Основа соревнования по стратегическому менеджменту — серьезно проработанное компьютерное моделирование бизнес-процессов компании-производителя, работающей сразу на нескольких мировых рынках. Такой подход является одной из реализаций “симулятора для менеджмента” — концепции, основанной на адаптации симуляторов, на которых готовят авиапилотов. При этом менеджерам в моделировании от Global Management Challenge (GMC) необходимо принимать решения в таких предметных областях, как маркетинг, производство и сбыт, управление персоналом, финансы и учет. Каждый период — в данной модели одна виртуальная неделя, которая соответствует одному кварталу работы моделируемой компании — участники принимают управленческие решения, на основе которых формируется финансовое состояние компании.
Сложность этой деловой игры впрочем, не только в том, что моделируемой компании надо управляться с продажами нескольких товаров на нескольких достаточно разных рынках, но также и в том, что каждая компания действует в группе с шестью другими компаниями, которые являются ее конкурентами. Каждая виртуальная компания — это вполне реальная команда менеджеров (реже — студентов по экономике и бизнесу) из реально работающих компаний от 3 до 5 человек.
Хотя система компьютерной бизнес-симуляции была изначально разработана в Шотландии, в University of Strathclyde, но впервые соревнование GMC прошло в Португалии, причем еще в 1980 году. Постепенно рос интерес к соревнованию со стороны компаний и бизнес-школ, расширялась и его география. Вместе с этим постоянно усложнялась система компьютерного моделирования бизнес-процессов. В итоге Global Management Challenge стало действительно всемирным событием, проводимым сейчас в 25 странах и уверенно занявшим позицию № 1 среди соревнований по стратегическому управлению в мире. За годы его существования в нем приняло участие свыше 330 000 менеджеров, причем ныне за звание лучшей управленческой команды ежегодно сражаются более 15 000 участников по всему миру.
В 2006 году Украина стала первой страной в СНГ, которая стала участвовать в GMC. В первом украинском победила команда “Укрэксимбанк-Стратеги”, а всего соревновании приняло участие 960 менеджеров в составе 192 команд. Соревнование GMC в 2007 году стало еще масштабнее — участвует уже 224 команды, составившие 32 группы. В конце июня завершился первый тур соревнований, а второй начнется уже с начала сентября 2007 года. Обобщенная информация по результатам украинского первого тура была опубликована в деловом еженедельнике “Контракты” (официальном партере соревнований) в начале июля. Мы же попытаемся проанализировать — на основе этих результатов — каковые общие тенденции в украинском менеджменте сегодня.
Напомним также, что общий критерий оценки — цена акции компании на виртуальном фондовом рынке. Например, в первом туре украинского соревнования GMC цена акций команд колебалась в пределах от 0 до 1,931 у.е., при этом в среднем она составила 1,343, а условно “проходной” можно считать цену в 1,576 у.е.
Итак, тенденция первая. Хотя в первую десятку вошли совершенно разные компании (см. Таблица 1), но в целом неплохие результаты показали представители финансового сектора. Правда, не все — в следующий тур не вышло множество команд от вполне именитых банков (например, УкрСиббанк, Индустриалбанк). Примерно то же касается и компаний, работающих в сфере высоких технологий, коммуникаций и т.п. — наряду с хорошими результатами одних (МТС, Samsung) особо заметен провал других (Life:), “Воля-Кабель”). И уж скорее из области курьезов — малозначительные результаты команд, представляющих компании, строящие свою дистрибуцию на принципах сетевого маркетинга (Avon, ALICO AIG). Сюда же можно отнести и команды компаний, чей бизнес-имидж зачастую строится на основе применения нестандартных маркетинговых подходов (”Евросеть”, “Хортиця”). Вероятно, в указанных случаях тактика часто преобладает над стратегией.
Второе — как ни странно, команды ведущих консалтинговых (аудиторских и т.п.) международных компаний, зачастую привлекаемых украинскими олигархами за баснословные (по украинским меркам) деньги, в лучшем случае попали в разряд середнячков. А в следующий тур, даже с учетом того, что в этом году для Украины были установлены довольно льготные правила (проходит по две команды от группы, а не одна), вышло всего полдюжины команд, представляющих подобные международные компании (включая PwC, Deloitte, EY) — то есть менее трети от команд именитых консалтинговых групп (например, команды от KPMG и BDO вообще остались за бортом соревнований). Кстати, сюда можно добавить проигрышные позиции, которые получили отдельные команды транснациональных корпораций (L'Oreal). Зато у ряда отечественных консультантов (например, “КераМет”) могут быть вполне успешные позиции.
Третье — проблема с кадровым потенциалом украинского менеджмента. В первую сотню не вошли команда хваленого Института международных отношений (IIR) и тройка команд, представляющих украинские структуры AIESEC (международной ассоциации студентов-экономистов), а также некоторые другие команды “юниоров” (той же компании BDO). В следующий тур также не прошли и некоторые команды бизнес-школ, предлагающих программы МБА. Это действительно не слишком хорошая тенденция для украинского менеджмента, ведь, как известно, “кадры решают все”.
Вместе с тем нынешнее соревнование показало и четвертую, довольно уникальную тенденцию. Отдельные отечественные финансово-промышленые группы, из числа тех, что стремятся поддерживать имидж прогрессивных и современных, стали рассматривать участие в GMC как хороший тренинг для своих менеджеров. К подобным ФПГ можно отнести ТАС и “ФиК”. Однако настоящей сенсацией стала компания “Интерпайп”, которая от ряда своих структурных подразделений (”Нико Тьюб”, НМТЗ и несколько от НТЗ) выставила целых тринадцать команд, девять из которых вышли во второй тур (см. Таблица 2).
При этом средний результат цены акции для всех команд “Интерпайп” составил 1,560 у.е., для “ФиК” — 1,184 у.е. и для ТАС — 1,167 у.е. Отметим, что все эти результаты — условно “непроходные” (после 64 позиции), хотя средний по “Интерпайпу” — практически на грани выхода во второй тур.
Скорее всего, для корпорации “Интерпайп” в GMC главное не победа, а участие. При этом обилие команд лишь подчеркивает системный подход. Стоит напомнить, что несколько лет назад именно “Интерпайп” отличилась тем, что за значительные оклады переманивала высокооплачиваемых московских топ-менеджеров. Однако со временем многие из них с корпорацией Виктора Пинчука расстались — кто со скандалом, кто по-тихому. Теперь, по всей видимости, в “Интерпайпе” пришли к выводу, что свой менеджерский задел стоит готовить самостоятельно. И участие в GMC в таком случае — удобный инструмент, чтобы отточить менеджерские навыки.
На системность подхода “Интерпайпа” может указывать и целый комплекс проектов “Фонда Виктора Пинчука” в области образования и науки. Например, стипендиальная программа “Завтра.UA” (включая “обеспечение процесса трудоустройства”) и программа “Aspen-Украина“ (с американскими партнерами), и пожалуй, самое главное — финансирование недавно учрежденной Киевской школы экономики (совместно с “Консорциумом экономического образования и развития”, EERC), на развитие которой “Фонд Виктора Пинчука” выделяет 10 млн. долларов.
Заставив своих менеджеров участвовать в GMC, моделирующей управление компаний в глобальных условиях, корпорация “Интерпайп” поступила, безусловно, верно. Украинская экономика (и ее горно-металлургический комплекс) все более интегрируется в мировую систему хозяйствования; процесс этот ускорится после вступления в ВТО. А готовится к этому надо уже сейчас, в том и числе и за счет различных доказавших свою эффективность методов тренировок менеджеров. Пока не поздно.
Таблица 1. Топ-10 команд первого тура украинского GMC
Команда от компании | Группа в GMC | Результат (акция) |
Direct Selling Exim | 17 | 1,931 |
“Укрэксимбанк-Стратеги” | 23 | 1,896 |
Creative Management | 1 | 1,871 |
ИС CLEVER COMPANY | 15 | 1,852 |
АГРОФИНСЕРВИС 2000 | 17 | 1,846 |
ИД “Галицкие контракты” | 3 | 1,831 |
INTERPIPE Innovative | 26 | 1,826 |
INTERPIPE PRIME | 23 | 1,799 |
VITMARK-CLUB | 16 | 1,786 |
“Новая концепция” | 15 | 1,771 |
Таблица 2. Команды “Интерпайп” в первом туре украинского GMC
Команда от компании | Группа в GMC | Результат (акция) |
INTERPIPE Innovative | 26 | 1,826 |
INTERPIPE PRIME | 23 | 1,799 |
INTERPIPE NMPP | 19 | 1,767 |
“Интерпайп НТЗ” | 9 | 1,722 |
INTERPIPE NTC | 32 | 1,691 |
INTERPIPE SUNRISE | 31 | 1,672 |
“Интерпайп НМТЗ САМАРА” | 11 | 1,609 |
“Интерпайп НТЗ” | 10 | 1,605 |
“Интерпайп НТЗ” | 22 | 1,576 |
“Интерпайп НИКО ТЬЮБ” | 5 | 1,383 |
“Интерпайп НТЗ” | 25 | 1,333 |
“Интерпайп НТЗ” | 13 | 1,314 |
“Интерпайп НТЗ” | 3 | 0,986 |
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
В Украине завершился первый тур глобального чемпионата по менеджменту — Global Management Challenge 2007. Соревнование позволяет оценить менеджерские способности разных компаний — причем сделать это по общепринятым мировым стандартам. Особо выделился тотальный подход к игре компании “Интерпайп”.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.