Большинство объявлений о строительстве новых металлургических предприятий на прошлой неделе поступало в форме декларации о намерениях. Разве что индонезийская корпорация Krakatau Steel подробно и с указанием сроков расписала на 2009-2012 годы свои мероприятия, направленные на снижение зависимости от импортного железорудного сырья благодаря разработке месторождений на острове Калимантан, расширение производственной мощности от 2,5 млн. до 5 млн. тонн в год за счет строительства двух доменных печей, а также установку новых линий по выпуску плоского проката (тонко- и толстолистового). На эти цели Krakatau Steel планирует направить около 1,5 млрд. долларов, из которых 1,2 млрд. долларов компания хочет выделить из собственных средств, а 340 млн. долларов получить в результате IPO, которое будет проведено, “как только на рынке установится равновесие”.
Ранее правительство Индонезии пыталось подыскать для Krakatau Steel стратегического инвестора, на роль которого пробовались Arcelor Mittal, индийские Tata Steel и Essar Steel, австралийская BlueScope Steel. Однако руководство предприятия уговорило власти оставить компанию под контролем государства, высказав опасение, что иностранный акционер потребует уменьшить отчисления на социальные нужды своих сотрудников и всего города металлургов Силегона, по масштабам которых Krakatau Steel не имеет себе равных в Индонезии.
Правда, при нынешнем положении вещей на мировом финансовом рынке совершенно не ясно, когда он “созреет” для IPO Krakatau Steel. Так же непонятно, какой именно пакет акций компания готова продать сторонним инвесторам, чтобы выручить за него искомые 340 млн. долларов. Так что эту часть плана индонезийской компании можно смело назвать декларацией о намерениях.
Две подобных декларации были подписаны на прошлой неделе на межгосударственном уровне. Правительства ЮАР и Мозамбика анонсировали строительство на мозамбикской территории металлургического комбината стоимостью более 1 млрд. долларов и не определенной пока мощности. Южноафриканская сторона берет на себя снабжение будущего предприятия железной рудой, а Мозамбик предоставит доступ к своим запасам природного газа. Это вторая попытка Мозамбика обзавестись современной металлургической промышленностью. В конце 1990-х — начале 2000-х годов существовал проект строительства в стране крупного сталелитейного предприятия, но его инициатором была печально известная компания Enron, после краха которой все заглохло.
Вторую декларацию “освятили” своим присутствием президенты Бразилии и Венесуэлы на своей встрече 30 сентября. Пока лидеры двух стран проводили переговоры, главы бразильского промышленного конгломерата Andrade Gutierrez и Венесуэльской национальной сталелитейной компании, которой перешли активы недавно национализированной металлургической компании Sidor, договорились о совместном строительстве в Венесуэле предприятия мощностью 1,5 млн. тонн стали в год и стоимостью около 1,8 млрд. долларов. Проект будет частично финансироваться бразильским банком развития BNDES и правительством Венесуэлы.
А вот в Японии компании Nippon Steel и Kobe Steel подписали соглашение о реальном создании совместного предприятия, которое займется получением восстановленного железа (DRI) из отходов агломерационного производства — железосодержащей пыли и дисперсной железной руды. Предполагается, что благодаря применению прорывных технологий это предприятие будет ежегодно поставлять своим учредителям до 400 тыс. тонн качественного сырья в год.
Часы попятного времени
Цены на мировом рынке стали постепенно возвращаются на уровень, соответствующий началу текущего года, когда они только начинали свой подъем. Украинские компании продают заготовки по 530-560 долларов за тонну FOB и арматуру по 630-650 долларов за тонну FOB, турецкая арматура стоит в Дубаи порядка 750 долларов за тонну C&F, китайские экспортеры в конце сентября торговали горячекатаными рулонами по 680-700 долларов за тонну FOB. Спрос на рынке остается минимальным и вряд ли восстановится в ближайшие несколько недель, судя по объемам запасов у потребителей и трейдеров, так что продавцам приходится идти на немыслимые уступки, чтобы заинтересовать покупателей.
Серьезные проблемы возникают даже у европейских металлургических компаний. В Италии стоимость импортных горячекатаных рулонов упала до менее 600 евро за тонну CIF, а потребители рассчитывают на падение цен до 530-540 евро за тонну с доставкой. Это примерно на 100 евро за тонну меньше, чем готовы пока предложить местные производители, но, по мнению аналитиков, в течение четвертого квартала цены в Южной Европе вернутся практически на уровень годичной давности. Из-за проблем с финансированием практически никто не совершает крупных закупок, так что у металлургов растут запасы непроданной продукции. Арматура в странах ЕС уже предлагается некоторыми компаниями всего по 550-580 евро за тонну ex-works.
На мировом рынке увеличиваются ценовые разрывы. Так, если китайские компании готовы поставлять горячий прокат на Тайвань и в Корею по 730-770 долларов за тонну C&F, ведущие японские производители по-прежнему котируют свою продукцию (правда, более высокого качества) по 950-1050 долларов за тонну FOB. Стоимость арматуры на японском рынке достигает 900 долларов за тонну FOB, несмотря на новое снижение цен на металлолом.
Относительно высокий уровень цен по-прежнему наблюдается и в США. Лидеры рынка — Arcelor Mittal, Nucor, US Steel — выставляют цены на октябрь на уровне 1000 — 1020 долларов за короткую тонну (1102,5 — 1125 долларов за метрическую тонну) ex-works для горячекатаных рулонов, а стоимость арматуры достигает 930 долларов за короткую тонну (1025 долларов за метрическую тонну) ex-works. Правда, менее крупные поставщики сбавили цены на горячий прокат до 920-950 долларов за короткую тонну (1014-1025 долларов) ex-works , а импортная продукция стоит вообще 900-910 долларов за короткую тонну (992-1003 долларов) CIF, арматуру же можно найти и дешевле 1000 долларов за метрическую тонну, так что рано или поздно даже лидерам придется смириться с неизбежным.
По крайней мере, цены в США опустились всего лишь на уровень конца весны. По сравнению с другими регионами американские металлурги еще дешево отделались. Поэтому и бразильские слябы, отправляющиеся в США, стоят до 850 долларов за тонну FOB — дороже, чем готовый прокат в некоторых регионах. Однако дальнейшее расширение ценового разрыва между США и, скажем, Восточной Азией может перенаправить в Америку потоки импорта.
Третий лишний
Бразильская компания Vale продолжает требовать от своих клиентов в Восточной Азии согласия на повышение цен на руду с 1 октября на 12-20%. Несмотря на грозные предупреждения Vale о возможности приостановки поставок и заявления китайской металлургической ассоциации CISA о бойкоте бразильской руды, отгрузки, по данным независимых аналитиков, продолжаются в плановом режиме, так что конфликт, судя по всему, не дойдет до стадии обострения.
По мнению специалистов, китайцы тихо согласятся на подорожание бразильской руды вслед за тем, как ультиматум Vale примут японские и корейские металлурги. Им-то ссориться с бразильцами совсем не с руки. Если китайские компании могут на некоторое время прекратить закупки сырья у Vale, то их японские и корейские коллеги заранее зарезервировали тоннаж, и приостановка перевозок обернется для них чувствительными штрафными санкциями. Кроме того, руда по новым ценам подорожает всего на 10 долларов за тонну, тогда как затраты металлургов на фрахт за последний месяц уменьшились примерно на 20 долларов за тонну.
Жертвой бразильско-азиатских споров между тем стали индийские экспортеры руды. Китайские компании, на долю которых в прошлом году пришлось более 70% индийских поставок, сначала прекратили закупки вследствие падения спроса на сырье на внутреннем рынке, а теперь требуют для их восстановления почти двукратного снижения цен — до около 75 долларов за тонну CIF для концентрата, который еще в первой половине сентября поставлялся в Китай по 130-140 долларов за тонну CIF.
Индийские производители руды грустно прогнозируют сокращение экспорта в текущем финансовом году (апрель 2008 — март 2009) до 70-80 млн. тонн по сравнению с 104 млн. тонн в 2007/2008 финансовом году, а среднегодовая цена, по их оценкам, составит около 80 долларов за тонну FOB. В качестве меры по поддержке отрасли рудокопы просят отменить 15%-ную экспортную пошлину на железную руду, которую индийское металлургическое лобби, наоборот, предлагает поднять до 20%.
Между тем австралийские антимонопольные органы дали “добро” на объединение корпораций BHP Billiton и Rio Tinto, в результате которого может образоваться крупнейшая в мире горно-металлургическая группа, контролирующая свыше трети мирового рынка железной руды. Еще ранее разрешение на подобное слияние дали власти США, на очереди Европейская комиссия, чей вердикт ожидается в январе 2009 года.
Потребители железной руды отреагировали на эту новость с гневным осуждением, впрочем, их дело еще не проиграно. Уже больше года руководство Rio Tinto упорно отвергает предложения со стороны BHP Billiton, заявляя, что та предлагает слишком низкую цену.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Металлургические компании, похоже, воспринимают нынешний кризис как явление преходящее. Поэтому временные финансовые затруднения не могут быть препятствием для разработки новых проектов, даже если их начало откладывается на неопределенный срок.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.