Специалисты утверждают, что освободить неэффективно используемые территории Донецка поможет бизнес. Но при условии, если власть создаст для этого адекватные инструменты.
В шахтерской столице пока только на словах признают важность решения проблемы освобождения неэффективно используемых территорий, особенно в центре города, где находятся наиболее ликвидные земельные участки. На деле предпринят полушаг — проект Генерального плана города до 2026 года, судьба которого должны быть решена до конца текущего года. Между тем, специальной программы реформирования, перепрофилирования и перебазирования промпредприятий нет до сих пор. А без действенных механизмов реализации Генплана, подкрепленных скоординированной работой властных структур, этот документ может оказаться лишь иллюзорной картиной будущего.
Заместитель мэра Владимир Тарабановский говорит, что проектом Генплана, разработкой которого занимается киевский институт “Гипроград”, предусмотрен вывод ряда промышленных предприятий из жилого сектора в промзоны. “В готовящемся документе предусмотрены резервные площадки для выноса вредных производств из центральных частей города Донецка. Это те участки, которые по Розе ветров будут безопасны для жителей города”, — подтверждает мэр Александр Лукьянченко. — У нас есть резервная земля — 485 гектаров в специальной экономической зоне “Донецк”. Мы готовы предоставить эту землю для таких предприятий”.
Один из первых претендентов на вывод — Донецкий коксохимический завод, расположенный в Кировском районе. “Возможно, его собственники будут перепрофилировать завод, переносить его в другое место или просто закроют, но то, что в границах Донецка данного предприятия не будет — вопрос решенный. Поставить точку в вопросе “Донецкоккса” сегодня мешает только социальная проблема [на заводе сегодня работает более 2 тыс. человек], поэтому решение этого вопроса пока отложено”, — говорит Тарабановский.
Больше повезло Донецкому металлургическому заводу (ДМЗ), расположенному в одном из центральных районов города — Ленинском. Ранее Александр Лукьянченко заявлял, что ДМЗ не может быть перенесен на другую территорию. Главная причина — слишком большое значение завода для экономики города. Поэтому, по словам высокопоставленного чиновника, все ограничится “модернизацией производства таким образом, чтобы максимально уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу”.
Само собой, одним “Донецкококсом” очистка городских территорий не ограничится. “С выводом малых и средних производств проблем быть не должно. Но вот есть ряд крупных предприятий, которые нужно переносить или закрывать как серьезные загрязнители. Их судьба не понятна. Например, тот же “Точмаш”, который имеет статус оборонного предприятия, или Донецкий казенный завод, которые тоже относится к “оборонке”, — сетует Тарабановский.
Несовершенство законодательства породило и проблему санитарных зон вокруг предприятий. По словам Владимира Тарабановского, зачастую в центре Донецка санитарная зона вокруг завода достигает нескольких сотен метров и в ее пределах никто ничего не может строить. “Мы сделали паспортизацию всех территорий города, чтобы показать, что зоны в 200 метров слишком большие и их можно застроить жилыми зданиями”, — говорит чиновник.
При этом нет самого главного — не разработан механизм и методика очистки города от промпроизводства, включающие как административные, так и экономические инструменты. И если административные ресурсы (то же усиление контроля за воздействием на экологию) все-таки задействованы, то с экономическими стимулами совсем туго. Как отмечает г-н Тарабановский, будущее всех проблемных предприятий будет зависеть от их собственников: “Найдет деньги собственник — промышленное производство будет вынесено за пределы города, не найдет — не будет”.
А собственники не спешат расставаться с проблемными активами и вводить в оборот дефицитные земельные участки. Единственный прецедент такого рода — застройка торговым центром “Донецк-сити” участка, на котором ранее находился завод прецизионной оснастки.
Причины такой нерасторопности объясняет директор ФК “Финансовый дом”, входящей в Ассоциацию “Строительный альянс Донбасса” Виктор Мысник: “Бизнес сегодня не готов вкладывать деньги в такие проекты. Да, девелоперы задумываются над таким проектами, но для этого нужно четко просчитать эффект от подобных сделок. А это сделать в нынешних условиях достаточно сложно”.
Действительно, помимо прочих факторов, на рынке не запущен главный инструмент легализации стоимости земли и в целом формирования цивилизованного рынка — практика предоставления земельных пятен через аукционы (однако на скорое включение этого инструмента рассчитывать не приходится). Владельцы предприятий, конечно, выкручиваются — благополучно продают землю в “теневом” формате, даже если формально она находится у них в аренде.
Впрочем, в условиях отсутствия конкретных дел со стороны администрации, основную работу по освобождению неэффективно используемых городских территорий, очевидно, придется делать самому бизнесу (в лице девелоперских компаний, непосредственно инвесторов). И предприниматели хотят этим заниматься. Как отмечают эксперты, сейчас почти все действующие предприятия в центре и весь промышленный недострой уже под прицелом частных инвесторов.
Администрация могла бы помогать бизнесу в двух направлениях. Во-первых, создавать дополнительные экономические инструменты, а во-вторых, применять меры административного воздействия к располагающимся на подлежащих освобождению территориях государственным организациям.
Причем существует опасность возникновения еще одной проблемы — переселяемые государственные организации. “Наш опыт показывает, что они не живут в свободном рынке, на них невозможно воздействовать экономически, а запросы их постоянно растут”, — говорит представитель крупной строительной компании. В таких ситуациях помощь администрации может быть весьма эффективной.
Городской администрации вообще следовало бы специально заняться вопросом освобождения территорий, на которых располагаются объекты городской собственности, разработав ту же спецпрограмму по данной проблеме. Власти, в принципе, это понимают. Владимир Тарабановский говорит, что сегодня уже проводится инвентаризация и выясняется степень эффективности использования территорий города. А это уже серьезный шаг вперед.
Инструменты решения проблемы неэффективного использования земли в целом известны. Желающих заниматься освобождением городских территорий достаточно, как и средств у частных инвесторов. Дело только за властями, которые должны создать системные условия для более рационального использования земли на основе рыночных механизмов. Все возможности для этого имеются. Вопрос, как всегда, в способности выработать согласованную экономическую политику и в политической воле к ее реализации.
Перечень наиболее крупных промышленных предприятий — загрязнителей окружающей среды в Донецке (в порядке снижения комплексного коэффициента загрязнения), согласно Докладу о состоянии окружающей природной среды Донецка в 2004-2005 годах:
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Вредное и неэффективное промышленное производство будет выводиться за пределы Донецка или просто закрываться. Однако продуманной методики вывода объектов, включающей комплекс управленческих инструментов, у донецкой власти пока нет.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.