Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

Ход углем

[12:36 10 октября 2007 года ][Галина РЕЗНИК]

Россия не допустила компанию Arcelor Mittal до аукциона по двум крупнейшим из неосвоенных угольных месторождений страны. ОАО “Якутуголь” и ОАО “Эльгауголь” без особого труда приобрела группа “Мечел”, хотя активы обошлись Игорю Зюзину значительно дороже, чем планировалось ранее.

Правительство Российской Федерации с пониманием относится к нежеланию российских металлургов конкурировать с компанией Лакшми Миттала на собственном рынке и, в отличие от украинских политиков, не стремится продавать иностранцам стратегически ценные активы. Хотя Arcelor Mittal неоднократно заговаривала о возможной покупке предприятий и строительстве завода в России, этим планам, скорее всего, не суждено осуществиться. Даже плацдарм, который был у Arcelor — совместное предприятие “Севергал”, учрежденное с “Северсталью”, Arcelor Mittal уже утратила — владелец российской компании Алексей Мордашов отказался от сотрудничества с Митталом.

Поэтому попытка Arcelor Mittal приобрести контроль над компаниями “Якутуголь” и “Эльгауголь” была заведомо обречена на провал. Хотя 30 млн. тонн угля в год, которые со временем будут производить эти два предприятия, могли бы прекрасно дополнить сырьевые активы корпорации, которой именно такого объема и недостает для полной самообеспеченности углем. При этом неудача с конкурсом особенно досадна для Миттала в условиях роста цен на сырье и перехода Китая от нетто-экспорта угля к его импорту. Тем более, что Arcelor Mittal уже привыкла считать себя вне конкуренции при покупках в странах третьего мира, для которых ценные сырьевые активы часто представляют собой “чемодан без ручки” из-за отсутствия средств на их разработку.

Собственно говоря, именно к таким активам и относится Эльгинское месторождение, разведанные запасы которого составляют 2,1 трлн. тонн коксующихся и энергетических углей. Лицензия на его разработку принадлежит компании “Эльгауголь”, но освоение этих залежей сопряжено с огромными затратами, обусловленными полным отсутствием инфраструктуры. По этой причине ни один из проектов, начиная с того, который был обнародован в 2001 году (стоимостью 800 млн. долларов) и завершая предложенным в 2005-м (2-2,5 млрд. долларов) реализовать так и не удалось.

Основная проблема заключается в необходимости строительства железнодорожной ветки протяженностью 320 км, которая связала бы месторождение с существующей транспортной инфраструктурой (первые 60 км проложили еще в 2001 году, но затем работы были остановлены). Однако в 2005 году дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки: ТЭО нового проекта (строительство железнодорожной ветки, обустройство угольного разреза, создание фабрики, аэродрома, угольного терминала в порту Ванино) одобрили профильные ведомства, а в отношении финансирования — “Эльгауголь” рассчитывала получить 60-70% необходимых средств в виде кредита от Японского банка международного сотрудничества. В случае реализации этого проекта уже начиная с 2010-го на месторождении предполагалось добывать 30 млн. тонн угля в год, из которых 20 млн. тонн предназначалось для экспорта. При этой скорости добычи разведанных запасов угля хватит на 500 лет.

Тогда-то на горизонте появилась группа “Мечел”, которая а 2005 году втрое переплатила за 25%+1 акцию “Якутугля”, купив их на открытом аукционе за 411 млн. долларов. Эти акции представляли для группы большую ценность, поскольку создавали ей плацдарм в Якутии. Вероятно, уже тогда “Мечел” планировала изящную интригу, в результате которой у нее под контролем оказались бы как “Якутуголь”, так и Эльгинское месторождение. Группа открыла свои карты марте 2006 года, когда выступила с официальным предложением о создании нового предприятия под названием ОАО “Сахауголь”. Предполагалось, что его совладельцами станут сама “Мечел”, которая передаст ему свои 25%+1 акций “Якутугля” и внесет в его капитал 300 млн. долларов в обмен на 51% акций нового холдинга, ОАО “РЖД” (которое передаст свои 29,5% “Эльгаугля”) и правительство Республики Саха-Якутия (внесет 39,4% “Эльгаугля” и 45%-1 акцию “Якутугля”). В результате “Сахауголь” оказалось бы владельцем 70% “Якутугля” и 68,9% компании “Эльгауголь”, которая находилась в совместной собственности правительства Якутии (39,4%), “Российских железных дорог” (29,5%), ЗАО “Восточная контрактная строительная корпорация” (28,8%) и “Якутугля” (2,35%).

Таким образом, “Мечел” могла стать контрольным акционером этой компании, заплатив в общей сложности всего 711 млн. долларов. Однако эту идею “Мечел” так и не смогла реализовать. Сначала правительство РФ затеяло спор с властями Якутии о том, кому принадлежат акции “Якутугля”, проданные на аукционе. Специалисты Росимущества сочли, что заключенное в 1995-м соглашение, на основании которого в 2002 году был акционирован “Якутуголь”, противоречит Конституции: в одной из статей этого документа говорится передаче 40% акций предприятия коллективу и по 30% в собственность РФ и Якутии, а в реальности — все акции оказались у Якутии. Этот вопрос арбитражный суд решил в пользу РФ, и инвестиции “Мечел” зависли в воздухе.

Тем не менее, правительству РФ понравилась идея создания угольной компании “Сахауголь”, а “Мечел” заявила о готовности принять участие в конкурсе по приобретению доли РЖД в компании “Якутуголь” и Эльгинском месторождении. Поэтому между властями Якутии и Росимуществом было заключено мировое соглашение по акционированию “Якутугля”, которое предполагало продажу акций “Якутугля” и “Эльгаугля” единым лотом. В этой ситуации в Якутии специально для приватизации угольных активов было создано ОАО “Республиканская инвестиционная компания”, и в его уставный капитал внесли принадлежащие республике 39,4% акций ОАО “Эльгауголь” и 75%-1 акция ОАО ХК “Якутуголь”. Главной стратегической задачей на 2007 год было усиление конкурентоспособности компании за счет увеличения объемов добычи на Нерюнгринском угольном разрезе до 10 млн. тонн и начало работ по строительству шахты “Холодниканская”. В рамках диверсификации деятельности “Якутугля” намечалось также изучение железорудных месторождений, расположенных в Южной Якутии. Глава Республики Саха Вячеслав Штыров заявил, что угольной компании необходимо искать новые рынки сбыта, уделив особое внимание вопросам экспорта в КНР и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но, похоже, “Мечел” не рассматривался якутскими властями как вероятный покупатель.

Хотя никаких законных преград для участия в конкурсе “Мечела” не существовало. Все зависело от того, сохранится ли у компании интерес к данным угольным активам в условиях, когда за них придётся раскошелиться: справедливая стоимость только 75% акций “Якутугля” составляет 705 млн. долларов, и было очевидно, что за более “проблемное” предприятие “Эльгауголь” придётся выложить ещё более существенную сумму. В итоге, “Мечел” решился на покупку: компания приняла участие в аукционе по продаже 68,86% акций ОАО “Эльгауголь” и 75% минус одна акция ОАО “ХК “Якутуголь” со стартовой ценой 1,84 млрд. долларов, и выиграла его у АЛРОСЫ, когда цена дошла до 2,3 млрд. долларов.

При этом, похоже, что недопущение Arcelor Mittal к аукциону имело целью не только сохранить сырье в руках российских компаний, а и поменять планы развития этих активов в отношении экспорта: менеджмент “Мечела” считает, что нет смысла обеспечивать зарубежных конкурентов сырьем, которое чем дальше, тем больше будет востребовано на внутреннем рынке. Правда, Arcelor Mittal пока не получила объяснений устрания компании от конкурса, но российские чиновники, разумеется, найдут нужные слова. Например — “неправильно оформленные документы”.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


Ход углем

Россия не допустила компанию Arcelor Mittal до аукциона по двум крупнейшим из неосвоенных угольных месторождений страны. ОАО “Якутуголь” и ОАО “Эльгауголь” без особого труда приобрела группа “Мечел”, хотя активы обошлись Игорю Зюзину значительно дороже, чем планировалось ранее.

http://ukrrudprom.ua/analytics/celoceloce101007.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.