Пакистанская “жемчужина”
Предприятие Pakistan Steel Mills Company — сравнительно небольшой, но весьма привлекательный актив. Одно из важнейших преимуществ предприятия — наличие емкого внутреннего рынка. Завод способен выпускать 1,1 млн. тонн стальной продукции в год, и в 2004-м обеспечил 23% пакистанского спроса. При этом у него нет надобности экспортировать свою продукцию — совокупный объем потребления в стране составляют 4,2 млн. тонн, а объемы производства не превышают 3 млн. тонн. Дефицит внутренних поставок восполняется за счет импорта, рыночная доля которого увеличилась от 27% в 2000 году — до 31% в 2004-м, и ожидается, что дисбаланс спроса и поставок будет увеличиваться.
В информационном сообщении для потенциальных покупателей (предоставляется на условиях конфиденциальности), составленном экспертами Citigroup Global Markets, указаны два основания для такого прогноза. Во-первых, это быстрый подъем экономики: в 2004-2005 финансовом году прирост ВВП составил 8,4%, а спрос на сталь в главных потребляющих отраслях — обрабатывающей промышленности и строительстве — увеличился на 12,5% и 6,2% соответственно. Во-вторых — высокая степень фрагментированности сталелитейного сектора, компаниям которого не достает опыта и финансовой базы для быстрого наращивания мощностей. При этом понятно, что внутренний рынок имеет значительный потенциал, поскольку потребление стали на душу населения в Пакистане не только значительно ниже, чем в развитых индустриальных странах, но и уступает показателям большинства развивающихся государств региона.
Разумеется, как единственный интегрированный завод страны PSMC занимает доминирующие позиции на пакистанском рынке — остальные производители не только значительно уступают ему по размерам, но и не имеют финансовых возможностей осуществлять крупномасштабные расширения мощностей. Помимо PSMC, в сталелитейном секторе Пакистана функционируют три типа компаний:
На этом фоне PSMC выглядит “жемчужиной” сталелитейной отрасли страны. Предприятие, построенное специалистами из СССР, было поэтапно введено в действие в 1981-1984 годах. Правда, в силу различных причин у компании долгие годы не было возможности инвестировать в модернизацию производства, но за последние несколько лет ее финансовое состояние радикально изменилось к лучшему, и менеджмент задействовал масштабную программу реконструкции. Данная программа была разработана на основе рекомендаций международной консалтинговой фирмы Corus Consulting, которой в 2004 году было поручено провести технический аудит завода. Ожидается, что осуществление программы даст возможность загружать мощности предприятия на 100%.
К расширению — готовы
Правительство рассчитывает, что покупатель PSMC инвестирует 700-800 млн. долларов в расширение мощностей от нынешних 1,1 млн. тонн в год — до 3 млн. тонн. Для этого исходно были предусмотрены все возможности. Территория завода составляет около 29 квадратных миль, уже имеется базовая инфраструктура для обеспечения крупномасштабных расширений. Правда, Министерство промышленности, производства и особых инициатив (Ministry of Industries, Production and Special Initiatives, MOIP) сейчас рассматривает предложение оппозиции об изъятии у завода излишков земли перед его приватизацией, однако площадь, необходимая для расширения мощностей, безусловно, останется собственностью компании. Кроме того, у PSMC есть права на аренду известнякового карьера (74 акра) в районе Макли (Makli), что в 80 км от завода, и доломитового карьера (45 акров) в Джимпуре (Jhimpur) в 30 км от Макли.
Разумеется, у компании есть и определенные проблемы, и главная из них — отсутствие собственной сырьевой базы. В настоящее время железную руду, коксующийся уголь и марганец PSMC вынуждена импортировать. Правда, в отношении марганца определенные перспективы все-таки есть. В Пакистане имеются залежи богатой руды (содержание марганца — 30%), просто их разработка пока плохо организована, и производители не могут наладить должные поставки. Однако запасы железной руды в Пакистане невелики — всего 780 млн. тонн, и это преимущественно бедная руда. Тем не менее местное сырье вполне можно примешивать (15-20%) к импортной руде, что могло бы существенно сократить производственные затраты. В целом горнорудная отрасль Пакистана практически не развита, и использованию местной руды препятствует полное отсутствие транспортной инфраструктуры.
Однако это не создает серьезных препятствий к расширению. Для обеспечения бесперебойных поставок сырья PSMC заключает долгосрочные контракты (обычно — пятилетние) с международными поставщиками. В настоящее время у компании действуют четыре контракта на поставки угля из Австралии и Канады (истекают в 2009 году), четыре контракта на поставки железной руды из Индии, Ирана и Австралии (до 2008 года), а также контракт на поставки марганцевой руды из Индии, срок которого истекает в текущем году. В плане минимизации транспортных издержек завод расположен практически идеально: он находится в 40 км от Карачи в непосредственной близости от порта Port Muhammad Bin Qasim. Импортируемое сырье доставляется от пристани на предприятие по двум конвейерам длиной 4,3 км.
Знакомые проблемы
Понятно, что PSMC представляет серьезный интерес для инвесторов, однако в Пакистане есть много противников его продажи. На февральских дебатах в парламенте Министр приватизации д-р Абдул Хафиз Шейкх (Abdul Hafeez Shaikh) признал, что аргументы сторонников сохранения завода в госсобственности вполне весомы. Они сомневаются в целесообразности приватизации крупнейшего и самого прибыльного сталелитейного завода страны, который в конце 90-х оказался на грани банкротства, но в 2002 году осуществил финансовую реструктуризацию, а затем выплатил значительную часть задолженности из собственных средств. С тех пор предприятие стабильно наращивает объемы продаж, увеличивает загрузку мощностей и чистую прибыль.
Противники приватизации ссылаются на экономическое и стратегическое значение сталелитейной промышленности и на ее перспективы, которые открываются в связи с планами реализации ряда крупных проектов. В частности, спрос на сталь будет расти в связи со строительством газопровода Иран — Пакистан — Индия и аэропорта “Исламабад”, реконструкцией порта Гавадур (Gawadur) и возведением плотины Мангла Дам (Mangla Dam). Планируется также модернизация и расширение железнодорожных мощностей страны, развитие автопрома. В стране будет увеличиваться внутренний спрос на мартенситную сталь, которая используется в производстве центрифуг и в оборонной промышленности. Дополнительные перспективы открываются в связи с восстановительными работами в Афганистане и Ираке.
Как бы там ни было, правительство решило приватизировать PSMC, и вероятно , за его приобретение разгорится нешуточная борьба. Фаворитом предстоящего конкурса скорее всего станет Shanghai Baosteel Group. Китайцы еще в прошлом году предложили правительству инвестировать около 2,5 млрд. долларов в два крупных проекта, один из которых — расширение и модернизация мощностей PSMC. С другой стороны, аналогичный проект на PSMC предлагала реализовать и Россия — в 2003 году, во время визита президента Первеза Мушаррафа в Москву, был даже подписан соответствующий Меморандум о взаимопонимании. Поэтому у Магнитогорского МК тоже есть неплохие шансы на победу. Если же учесть, что оборудование для PSMC в свое время было произведено в Украине и тот факт, что наши страны активно сотрудничают в военно-технической сфере, может оказаться, что и у Рината Ахметова есть шансы приобрести комбинат. По-видимому, все решат суммы, которые инвесторы сочтут целесообразным предложить за PSMC, а после прошлогодних прибылей деньги явно найдутся у всех трех компаний.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
В мире становится все меньше сталелитейных мощностей, подлежащих приватизации. Каждый актив, выставляемый на продажу, собирает представительную аудиторию и предвещает серьезную схватку. Сейчас начинается борьба за Pakistan Steel Mills Company (PSMC) — единственный интегрированный металлургический комбинат Пакистана. О намерениях его приобрести уже объявили 17 компаний, включая холдинг Рината Ахметова System Capital Management (SCM).
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.