Казалось, что подписание Универсала национального единства должно расположить политические силы больше доверять друг другу. Но как показало пятничное голосование за кандидатуру Премьера и состав Кабмина, стороны слишком хорошо знают о цене своих и чужих обещаний, чтобы полностью полагаться на них. Именно поэтому сам процесс голосования оказался достаточно нервным и затянулся почти до полуночи.
Учет и контроль
Хотя перед голосованием был разработан детальный пошаговый сценарий действий, без попыток “сжульничать” не обошлось.
Согласно договоренностям, сначала стороны должны были проголосовать назначение судей Конституционного Суда от Верховной Рады. Причем “Нашей Украине” были даны гарантии о поддержке одного их кандидата (всего вакансий было пять). После этого на голосование должен был быть поставлен проект Постановления о назначении Премьера. Причем кандидатура Премьера вносилась от Антикризисной коалиции. Следующий шаг — приведение к присяге судей КС, назначенных парламентом, а также Президентом Украины и Съездом судей Украины. Дальше спикер Александр Мороз должен был объявить о создании в Верховной Раде новой коалиции, в составе фракций Партии регионов, “Наша Украина” и СПУ (коммунисты по желанию). И напоследок, новоизбранный Премьер должен был внести в Верховную Раду представление на назначение министров от новосозданной коалиции национального единства.
Первый тревожный сигнал прозвучал, когда кандидатура судьи КС от фракции “Наша Украина” не набрала достаточного количества голосов. Правда, не исключено, что в данном случае сыграл фактор обычной неорганизованности, характерный для “Нашей Украины” — при том, что фракции была обещана поддержка одной кандидатуры, “Наша Украина” выставила их пять. Ситуацию спас Александр Мороз, назначивший переголосование по кандидатуре предложенного “нашеукраинцами” судьи Павла Стецюка.
После этого представители Антикризисной коалиции решили перестраховаться и приняли закон о внесении изменения в Закон Украины “О Конституционном Суде Украины”, согласно которому юрисдикция КС по вопросам соответствия Конституции Украины не распространяется на законы о внесении изменений в Конституцию Украины, которые вступили в действие. Таким образом, депутаты попытались обезопасить себя от признания Конституционным Судом не соответствующими нормам Конституции изменений в нее, урезавших полномочия Президента. В действительности же эта норма несет только моральную нагрузку, так как если КС дал положительное заключение на закон о внесении изменений в Конституцию, то априори это решение не может быть в дальнейшем им же отменено. И второй нюанс — если Президент или другие заинтересованные лица все-таки примут решение об обращении в КС, с целью отменить конституционную реформу, то обжаловаться будет сама процедура внесения изменений, а не их суть.
После голосования за кандидатуру Виктора Януковича, в соответствии с согласованным сценарием Александр Мороз должен был объявить о создании новой коалиции, но этого так и не произошло. Учитывая сложность переговорного процесса о назначении министров, который велся с Президентом и фракцией “Наша Украина”, видимо таким образом СПУ и “регионалы” решили подстраховаться от возможного давления, ведь если бы амбиции “нашеукраинцев” не были удовлетворены (что, впрочем, и случилось) их выход из состава коалиции в условиях законодательной неразберихи мог быть использован как предлог для роспуска парламента.
Так что если исходить с формальной юридической точки зрения, конституционная реформа, предполагающая формирование правительства коалицией депутатских фракций так и не была реализована на практике — фракция “Наша Украина”, не являясь на момент голосования участником коалиции, получила в правительстве ряд постов.
На тоби небоже
Если политические традиции сохранятся, через пару лет в стране не останется политиков, которые бы не “кинули” Петра Порошенко. В последнее время, во время любого серьезного дележа портфелей, Петр Алексеевич, имея хорошие стартовые условия, в итоге остается не у дел. Не стали исключением и пятничные события. Пост первого вице-премьера, который пророчили Порошенко и на который он, безусловно, рассчитывал, ему не достался. Конечно, если бы Президент Украины Виктор Ющенко проявил принципиальность и настойчивость, то все могло бы быть по-другому. Но Президент вступил в бой за своего фаворита Юрия Луценко — кандидатура которого едва не привела к срыву переговорного процесса. И, несмотря на высочайшую дисциплинированность членов фракции Партии регионов, часть из них из-за Луценко так и не проголосовала за постановление о формировании правительства. В кулуарах поговаривали, что в итоге Петр Алексеевич публично “осерчал” на Президента, во что правда верится с трудом, так как за исключением поддержки самого блока “Наша Украины” в 2002 и Виктора Ющенко в 2004 он не делал лишних политических движений.
Старые лошадки
В вице-премьерский состав вошли люди далеко не чуждые Виктору Федоровичу — Николай Азаров стал первым вице и снова возглавил Минфин. Задача номер один для Николая Яновича — это смена руководства налоговой администрации. Александр Киреев, позиционирующий себя как человек Президента, успел немало соли отсыпать на раны донецких. Так, по информации из среды налоговиков, пару месяцев назад на Донбасс был высажен налоговый десант из Киева, попивший немало донецкой бизнес-кровушки. В итоге представители фракции Партии регионов даже инициировали проект постановления об отставке Киреева. Следует отметить, что в случае с председателем ГНА имеется законодательная коллизия — согласно новой редакции Конституции руководителей центральных органов исполнительной власти назначает Кабмин, а согласно Закону Украины “О государственной налоговой службе в Украине” председателя ГНА назначает и увольняет Президент. Учитывая серьезность претензий к Кирееву, его фигура может стать дополнительным конфликтным очагом в отношениях главы государства и премьера.
Андрея Клюева, Владимира Рыбака и Дмитрия Табачника представлять не будем, страна давно знает этих героев.
Что касается раздела министерских портфелей, то Партии регионов достался экономический блок, а Президент оставил за собой и “Нашей Украиной” гуманитарный и силовой. Кроме силовых, важным для Президента является Министерство юстиции, которое вновь возглавил Роман Зварыч —регистрации в Минюсте подлежит большинство нормативных документов, принимаемых правительством и центральными органами исполнительной власти.
И новые …
Из новых фигур следует отметить Василия Джарты — получившего должность Министра охраны окружающей природной среды, что позволяет влиять на выдачу лицензий на пользование недрами. Джарты — инженер-механик по образованию, большую часть своей трудовой деятельности провел в Макеевке, где в 2000 году был избран мэром. В октябре 2002 перешел на работу в Донецкую областную госадминистрацию первым заместителем председателя, где и проработал до февраля 2005.
“Открытием Кабмина” стало назначение Министром экономики Владимира Макухи. Хотя Владимир Алексеевич и имеет степень кандидата экономических наук, последние шесть лет он занимался дипломатической работой, вначале в Посольстве Украины в США, а с ноября 2003 в МИДе, где дослужился до должности заместителя Министра иностранных дел и откуда и был уволен в апреле этого года.
Министром промышленной политики стал Анатолий Головко — креатура известного промышленника Константина Григоришина. Из послужного списка Анатолия Ивановича — работа на Никопольском заводе ферросплавов (в 1976 году начал трудовую деятельность котельником 4-го разряда и дослужился в 1994 до должности заместителя председателя правления по финансовым и коммерческим вопросам, с которой был уволен в начале 2000 года). Дальше работа в “Европиен Трейдинг Груп” и “Группа Энергетический Стандарт”.
В марте 2005 был “командирован” на должность первого заместителя председателя Запорожской облгосадминистрации, с которой уволен в декабре 2005 года. Следует отметить, что Анатолий Головко прошел по квоте фракции коммунистов, с которыми у Григоришина давние дружеские отношения.
Что касается остальных “вкусных” портфелей, то Министерство транспорта наконец-то досталось социалисту Николаю Рудьковскому. Время покажет, удастся ли ему “развернутся” на новой должности, из-за недремлющего государевого ока бывшего соратника Юрия Луценка.
Как и прогнозировалось, Сергей Тулуб возглавил Министерство угольной промышленности, а Юрий Бойко — Министерство топлива и энергетики. Так что газ, нефть и уголь теперь будут в надежных цепких руках.
В общем, пошла первая трудовая неделя нового-старого правительства, жить и разделять которому хочется очень долго. Да вот дадут ли?
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Итак, в предложении “распустить нельзя назначить” Президент поставил запятую после второго слова. Каких уступок стоило такое решение Александру Морозу и Виктору Януковичу, покажет время. Оно же рассудит, станет ли “старая-новая” должность Януковича плацдармом для полноценного вхождения во власть.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.