Возможно, вы не удивитесь, но в Украине все три перечисленных выше регулятора захвачены “самым богатым украинцем” Ринатом Ахметовым. До недавнего времени самым одиозным (с точки зрения игры в одни ворота) из этих органов считалась Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Именно она утвердила и прикрывала своим мощным торсом одиозную схему “Роттердам+”, которую запустили в мае 2016 года. В результате цена электроэнергии, вырабатываемой тепловой генерацией страны, менее чем за год подскочила вдвое. Возможно вы снова не удивитесь, если узнаете что 80% тепловой генерации Украины контролируется сегодня Ринатом Ахметовым.
Именно политическое покровительство “Роттердам+” стало пожалуй самым большим пятном на репутации уходящего в лету Петра Порошенко. Ведь НКРЭКУ, создавшая эту монструозную схему, хоть и коллегиальный орган, но тем не менее подчиняется напрямую Президенту Украины. К тому же почти три с половиной года пост руководителя Комиссии занимал Дмитрий Вовк, до этого работавший исключительно в бизнесе Порошенко: сначала в “Рошене”, затем — в группе “Инвестиционный капитал Украины” (ICU).
Здесь стоит пару слов сказать о последней. Хотя этот инвестбанк не связан формальными отношениями собственности с Петром Порошенко, именно он де-факто выполнял последние 5 лет функции “смотрящего” за экономическим блоком ведомств, не входящих в Кабмин, плюс персональными финансовыми интересами гаранта Конституции. Партнер ICU Валерия Гонтарева была три с половиной года главой Нацбанка. Еще один партнер этого инвестбанка Владимир Демчишин возглавлял НКРЭКУ, затем Минэнерго и сейчас входит в набсовет “Нафтогаза”. Про Дмитрия Вовка мы упомянули выше. Начальник отдела ICU Александр Животовский с июля 2014 года и по текущий момент возглавляет Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере связи и информатизации (правда, вчера утром его уволили, но уже к вечеру назначили вновь). Одновременно, ICU является финансовым советником Порошенко по многострадальной продаже “Рошен”, в которой на сегодняшний день уже и нет никакого смысла.
Так или иначе, пусть и ценой второго срока, но Петр Порошенко сумел сохранить “Роттердам+” в работоспособном состоянии по сей день. Очевидно, что подобная жертвенность пятого президента Украины имеет под собой вполне конкретные основания. По оценке Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг, с момента запуска “Роттердам+” принес ДТЭК Рината Ахметова более 44 млрд гривен сверхприбыли. Часть из них ушла на благодарности чиновникам, включая еще действующего президента. Остальное — позволило не просто укрепить свое финансовое положение (в начале 2016 года ДТЭК объявил технический дефолт и был вынужден договариваться о реструктуризации долгов с кредиторами год спустя), но и перейти к агрессивной скупке активов на рынке, а также инвестированию в возобновляемые источники электроэнергии (прежде всего, солнечные и ветряные электростанции), которые благодаря действующему в настоящее время законодательству щедро дотируются за счет потребителей и госбюджета. Однако, последнее направление финансируется в основном за счет кредитов международных финансовых институтов. Так ДТЭК хеджирует свои интересы на случай отмены правительством Украины заоблачных “зеленых тарифов”.
А вот собственные деньги тратит в основном на приобретение “построенного еще при социализме”. Уже занимая в секторе добычи энергетического угля и генерации тепловой электроэнергии долю более 80%, ДТЭК логично решил продолжить двигаться в сектор доставки электроэнергии конечным потребителям — скупить энергосети. Учитывая сыр-бор с “Роттердамом+” перед началом такой экспансии энергохолдингу Ахметова было важно защитить свое честное имя монополиста. Именно поэтому с конца прошлого года из всех регуляторов для ДТЭК самым важным становится Антимонопольный комитет. И тот вполне оправдывает возложенное на него доверие. Что называется, обеспечивает честное качество за приемлимые деньги. Заводит дело по признакам нарушения тремя генерирующими компаниями Ахметова — “ДТЭК Днипроэнерго”, “ДТЭК Захидэнерго” и “ДТЭК Востокэнерго” — законодательства о защите экономической конкуренции. Проводит два заседания по делу и назначет третье — на 17 января нынешнего года. А затем “стремительным домкратом” меняет его дату на 28 декабря, то есть на три недели раньше.
Стоит отметить, что до этого момента АМКУ всячески тянет с принятием решения “в связи с необходимостью изучения новых материалов” А тут, аккурат в канун нового 2019 года, Антимонопольному комитету становится все кристально ясно. Что неудивительно: ведь 28 декабря все нормальные депутаты, чиновники и журналисты либо уже в отпусках, либо сидят на чемоданах. В отличие от них члены АМКУ ждут подарка под елочку от Рината Ахметова. Принимают единственно верное решение — ДТЭК не может злоупотреблять монопольным положением, поскольку рынок электроэнергии в Украине является регулированным (за ним же следит целая неподкупная НКРЭКУ), и довольные, в ожидании чуда, разъезжаются по домам.
Судя по всему, Ринат Леонидович полностью оправдал ожидания комитетчиков, а возможно даже и превысил их. Поскольку 25 апреля, несмотря на то, что уже было ясно, что Порошенко с треском проиграл выборы, АМКУ принимает решение, позволяющее Ахметову начать скупку облэнерго. В данном случае, приобрести у “VS Energy” 68,2949% акций АО “Одессаоблэнерго” и 93,9978% ЧАО “Киевоблэнерго”. Покупка обошлась ООО “ДТЭК Нефтегаз” в 250 млн долларов.
После закрытия этой сделки ДТЭК планирует проглотить и еще 5 облэнерго, которые остаются в собственности россиян. Таким образом, под контроль Ахметова перейдут еще “Херсоноблэнерго”, “Кировоградоблэнерго”, “Житомироблэнерго”, “Черновцыоблэнерго” и “Ривнеоблэнерго”.
До покупки “Киевоблэнерго” и “Одессаоблэнерго” ДТЭК контролировал передачу и сбыт 37% всей электроэнергии в Украине. После — эта доля вырастает до 48%. А после поглощения еще 5 облэнерго ДТЭК будет уже контролировать 57% всей передачи и сбыта электроэнергии в Украине.
Очевидно, что этими сделками энергохолдинг Рината Ахметова существенно превышает порог в 35% на рынке поставок электроэнергии, что является структурным признаком монополии. Однако, это не смущает большинство членов АМКУ За разрешение ООО “ДТЭК Нефтегаз” купить у “VS Energy” акции “Киевоблэнерго” и “Одессаоблэнерго” проголосовали 4 из 6 членов комитета: глава АМКУ Юрий Терентьев, его зам Мария Нужник плюс Нина Сидоренко и Мария Процишен.
Что же касается меньшинства в АМКУ, то с ним решено примерно разобраться. Двух госуполномоченных АМКУ, которые выступили против концентрации облэнерго в руках ДТЭК, Светлану Панаиотиди и Агию Загребельскую (а перед этим не поддержали признание энергохолдинга Ахметова не монополистом), под разными надуманными предлогами пытаются убрать из комитета. В крайнем случае, Петр Порошенко успеет уволить их своим президентским указом.
Ведь если этого не сделать, наличие внутренней фронды среди госуполномоченных АМКУ наряду с неотвратимо приближающейся датой инаугурации Владимира Зеленского может испортить ДТЭК обедню с приобретением еще 5 облэнерго. Ситуация настолько серьезна, что PR-директор СКМ Наталья Емченко вынуждена выйти из коматоза, вызванного плясками под палящим солнцем Севильи, и запилить пост о том, почему скупка Ринатом Ахметовым облэнерго — это не создание в стране очередной монополии, а совсем даже наоборот.
В итоге основная тяжесть убеждения в этом абсурде легла на плечи неравнодушных комментаторов, которые радуются тому факту, что ДТЭК выкупает региональные сети у “московских бандитов с мандатами сенаторов”. Безусловно, донецкий бандит с парой фракций в Раде — гораздо патриотичней. А учитывая, что одну из фракций возглавляет такой персонаж как Олег Ляшко — даже местами по-европейски.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Положение, в котором по итогам правления Петра Порошенко оказались ключевые экономические регуляторы страны (АМКУ, НКРЭКУ, НКРСИ), описывается в современной науке термином “Regulatory capture”. Это разновидность государственной немощи, когда регулирующий орган, созданный чтобы действовать в интересах общества в конкретном секторе, вместо этого продвигает коммерческие/политические интересы групп, которые уже и так здесь доминируют.
"Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг" - лоббистская структура Коломойского излагая события на энергорынке в ее терминах и понятиях авторы расписываются в собственной связи с ним.Роттердам+ - нормальная формула импортного паритета, не устраивающая Коломойского, которому нужен ручной тариф, который он будет устанавливать. Больше это никому не нужно. И облэнерго сами по себе 100% монополии, покупка и продажа одной из них ничего с т.зр. монополизма не изменит. Не случайно Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг так отчаянно борется с рынком электроэнергии, который должен наступить 1 июля - надежды Коломойского на ручные заниженные тарифы уйдет безвозвратно.
Все на угоду олігархам. А в людей забирають можливість використовувати ефективні наземні металоконструкцій (sun-energy.com.ua як приклад станції з наземної металоконструкції) для станцій високої потужності.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
19:00 21 ноября
18:45 21 ноября
18:35 21 ноября
18:25 21 ноября
18:00 21 ноября
17:20 21 ноября
16:50 21 ноября
16:20 21 ноября
15:30 21 ноября
[21:26 21 ноября]
[12:44 21 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.