В других регионах перспективы развития сталелитейной отрасли выглядят не настолько плохо. Это подтверждают и анонсы новых металлургических проектов за пределами Евросоюза.
В частности, китайская компания Shougang объявила о своем намерении построить в Малайзии в партнерстве с местным производителем металлопродукции Hiap Teck интегрированный меткомбинат стоимостью более 570 млн. долларов. Мощность предприятия на первой стадии, которая должна быть завершена в середине 2013 года, составит 700 тыс. тонн слябов в год. Если эта продукция окажется востребованной на местном и региональном рынках, предусматривается строительство второй доменной печи еще на 800 тыс. тонн в год. Для снабжения завода сырьем партнеры получили право на разработку близлежащего месторождения железной руды.
Если этот завод будет построен, это будет первый успешный зарубежный проект в китайской металлургической отрасли. Ранее, еще до кризиса 2008 года, компания Angang собиралась построить прокатный завод по выпуску длинномерного проката в США, но была вынуждена отказаться от этой идеи из-за противодействия со стороны американских государственных органов. В Малайзии центральное правительство и местные власти поддерживают строительство комбината. К тому же доля китайской компании в проекте составит только 40%.
Еще один проект запустила на прошлой неделе компания Qatar Steel. Она подписала соглашение с двумя местными банками, совместно предоставившими ей кредит на сумму 250 млн. долларов. Эти средства будут инвестированы в строительство нового прокатного производства мощностью 1,1 млн. тонн длинномерной продукции в год, которое планируется стартовать в 2013 году. По словам представителей Qatar Steel, поставки проката будут ориентированы на местный рынок и на рынки других стран Персидского залива.
Японская Kobe Steel предложила свой вариант борьбы с кризисом, охватившим национальную металлургическую отрасль. По мнению руководства компании, из-за высокой конкуренции со стороны китайских, корейских и тайванских металлургов расширять выпуск обычной коммерческой металлопродукции бесперспективно. Kobe Steel намеревается усилить свои позиции на мировом рынке путем увеличения доли высококачественных марок стали в своем ассортименте. Компания рассчитывает, что к 2015 году 50% ее продукции будет приходиться на специальные сорта стали, применяемой для производства автолиста, подшипников, металлокорда, а также на высокопрочную сталь для нефтегазовых труб и сосудов высокого давления.
С этой целью Kobe Steel вкладывает около 390 млн. долларов в строительство на своем головном комбинате Kakogawa установки по очистке чугуна, в которой из расплавленного металла будут удаляться нежелательные примеси фосфора и серы. Помимо повышения качества стальной продукции, новый агрегат, по оценкам руководства компании, даст возможность экономить до 130 млн. долларов в год благодаря возможности использования менее качественного и, соответственно, менее дорогостоящего сырья для выплавки чугуна.
Смена знака
Спад на мировом рынке стали, продолжавшийся более трех месяцев, похоже, подошел к концу. Незадолго до Нового года и начала праздничной паузы потребители стальной продукции все же вернулись на рынок, чтобы пополнить запасы. Это позволило металлургам наконец-то прекратить понижение котировок и даже частично компенсировать понесенные потери.
Первым начал восстанавливаться рынок длинномерного проката. Этому способствовало подорожание металлолома в Средиземноморье и Восточной Азии вследствие расширения закупок, а также увеличение внутренних цен в Европе, США и Японии. Металлургические компании со своей стороны начали переносить возросшие затраты на потребителей.
Цены на турецкую арматуру, в конце ноября составлявшие порой менее 630 долларов за тонну FOB, подскочили до 650-670 долларов за тонну FOB, а заготовки выросли до 600-615 долларов за тонну FOB. Подхватили эстафету производители полуфабрикатов в СНГ. Некоторые компании выставляют предложения на поставки заготовок в январе на уровне 570-580 долларов за тонну FOB.
Подорожал длинномерный прокат и на европейском рынке. Местные предприятия, несмотря на слабый спрос с начала декабря, подняли котировки на арматуру и катанку в среднем на 10 евро за тонну, закрепившись на отметке 500-520 евро за тонну EXW в Южной Европе. Повышение не вызвало особого сопротивления со стороны потребителей, чем воспользовались и некоторые производители плоского проката. В частности, Arcelor Mittal заявила об увеличении стоимости горячекатаных рулонов в Испании и Португалии в феврале на 20-30 евро за тонну.
Правда, в отношении ближайших полутора месяцев ожидания европейских металлургов имеют скорее пессимистический характер. Трудности, которые испытывает в последнее время итальянская экономика, привели к настоящему ценовому обвалу на внутреннем рынке. Некоторые местные компании готовы продавать горячекатаные рулоны по 410-420 евро за тонну EXW, тогда как в остальных европейских странах эта продукция, как правило, котируется по 440-470 евро за тонну EXW. К тому же и спрос на плоский прокат в ЕС остается минимальным.
И все же за пределами Европы дела на рынке плоского проката начинают улучшаться. Российские компании повысили цены на горячекатаные рулоны до около 600 долларов за тонну FOB по сравнению с 580-590 долларами за тонну FOB в первых числах декабря. Соответственно, примерно на 10 долларов за тонну увеличили стоимость плоского проката турецкие производители. По словам трейдеров, закупки стальной продукции в настоящее время осуществляют сразу несколько крупных компаний, так что соотношение между спросом и предложением изменилось в пользу поставщиков.
Аналогичные настроения появились и в странах Восточной Азии. Китайские компании снова приподняли внутренние котировки на горячий прокат, а при экспорте цены на данную продукцию возросли от 600-610 до 605-630 долларов за тонну FOB. Тайванские горячекатаные рулоны вообще вышли на уровень около 640 долларов за тонну FOB. Правда, по-прежнему низкие цены, часто менее 600 долларов за тонну FOB, выставляют за свою продукцию металлурги из Кореи и Японии, где ситуация на внутреннем рынке более сложная, а избыток предложения более выражен.
Пока трудно сказать, насколько продолжительным будет нынешний рост. Реальное потребление стальной продукции во многих странах остается относительно низким. Тем не менее отсутствие запасов у покупателей заставляет их принимать новые предложения продавцов.
Корабль еще не тонет
Прошедшая неделя на мировом рынке железной руды омрачилась неожиданным инцидентом. Новейший супербалкер Vale Beijing, крупнейшее в мире судно для перевозки сухих грузов, ухитрился пропороть днище прямо в порту Понта-де-Мадейра, через который осуществляется погрузка около 100 млн. тонн бразильской железной руды в год. Поскольку в трюмах Vale Beijing уже находилось 384,3 тыс. тонн руды, потерпевший крушение гигант мог бы стать серьезной помехой для судоходства. Впрочем, уже на следующие сутки судно удалось отбуксировать на рейд, после чего водолазы занялись заделкой пробоины. Порт благополучно продолжил работу.
Бразильская компания Vale, планирующая построить флот из 35 подобных гигантских судов для перевозки своей руды в Китай и Европу (пока их спущено на воду только 5), заявляет, что авария никак не повлияла на ее планы. Однако в последние месяцы события на мировом рынке железной руды развиваются явно не в ее пользу.
В октябре компания из-за резкого падения спотовых цен на сырье была вынуждена пересмотреть механизм ценообразования по квартальным контрактам и установить котировки на среднем уровне за текущий (т.е. четвертый) квартал вместо прошлого. При этом представители Vale заявляли, что эта мера носит вынужденный и единовременный характер. Однако под давлением Baosteel, China Steel, Arcelor Mittal и других крупных клиентов Vale пришлось сохранить новый принцип ценообразования до конца текущего года.
Сейчас компания отгружает руду из расчета 120-130 долларов за тонну FOB, что на 23% ниже изначально установленных квартальных цен. По подсчетам Vale, ее потери за счет этого удешевления продукции составят порядка 1,5 млрд. долларов. В первом квартале 2012 года Vale планирует поставлять руду по 140-150 долларов за тонну FOB.
Пока нынешние цены на спотовом рынке не препятствуют этому. После резких скачков в последние месяцы на рынке произошла некоторая стабилизация. Стоимость 63,5%-ного индийского концентрата при поставке в Китай составляет около 145-147 долларов за тонну CFR при относительно слабом спросе. Впрочем, котировки на стальную продукцию в регионе понемногу растут, так что поставщики смотрят в будущее с оптимизмом.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
В отличие от осени 2008 года нынешний кризис на мировом рынке стали имеет локальный характер и ограничивается Европой.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.