20 сентября началась товарная блокада Крыма. Большинство требований адресовано властям РФ (освобождение политзаключенных, прекращение преследования граждан Украины в Крыму, устранение незаконных препятствий для работы крымскотатарских и украинских СМИ и т.п.). Но пока единственное выполнимое требование — отмена закона о СЭЗ “Крым”.
Многие политики и эксперты, комментируя акцию, обращают внимание на необходимости упрощения режима поездок для граждан Украины в/из Крыма. На самом деле на бумаге режим беспрепятственного посещения и транзита через Крым для граждан Украины предусмотрен статьей 7 закона о СЭЗ “Крым”. Но за последний год были сотни случаев, когда граждан Украины привлекали к административной и пытались привлечь даже к уголовной ответственности. В частности, известно о многих случаях, когда админнаказанию подвергались моряки, которые добирались на свои суда из Украины через Керчь. После аннексии Крыма украинские компании, занимавшиеся рейдовой перевалкой в Керченском проливе, стали проводить эти работы за 12-мильной зоной. Это особенно важно для Мариупольского порта, который из-за небольших глубин не может принимать крупнотоннажные суда.
Поэтому просто отмена закона о СЭЗ “Крым” без конкретизации нормы о свободном посещении в законе об оккупированной территории, позволит уже “правильно” наказывать десятки тысяч сограждан.
При этом Порядок въезда-выезда Кабмин утвердил только 4 июня 2015 года (опубликован 10.06.2015, постановление КМУ №367), хотя должен был это сделать до 12 мая 2014 года. Тем не менее, за нарушение этого несуществующего порядка почти год суды штрафовали сограждан, а органы прокуратуры открывали уголовные производства.
Напомним, что в УК была введена статья 332-1, предусматривающая за нарушение порядка въезда-выезда с целью нанесения вреда интересам государства наказание в виде ограничения свободы на срок до 3 лет или лишения свободы на такой срок с конфискацией транспортного средства. За те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или должностным лицом с использованием служебного положения, предусмотрено лишение свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией транспортного средства. А за нарушение Порядка без ущерба для государства ст. 204-2 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штраф от 1700 до 5100 грн.
Поэтому в этой сфере уже больше года существует простор для творчества “органов”.
Порты Крыма были закрыты для захода судов 15 июля 2014 года. Генпрокуратура начала уголовное производство №42014000000001194 по фактам судозаходов в порты Крыма 24.10.2014 г. За прошедшее время зафиксировано более 200 случаев нарушения запрета. Однако по очень сомнительным основаниям “под раздачу” попали всего несколько судов, в основном, украинских. Кроме спорного ареста 25 марта в Херсоне турецкого судна Kanton, известно еще о трех случаях. Из них два с буксирами, работавшими в Керченском проливе еще до начала оккупации Крыма. Это инцидент с буксиром “Плутон” в июле 2014 года. И самый скандальный подобный случай с буксиром “Витязь”.
За это же время было много случаев, когда суда, ранее посещавшие Крым, спокойно заходили в порты Украины и без проблем уходили. Так получилось, что в случае с буксиром “Витязь” Генпрокуратура решила провести обыск в офисе одесской компании “Трансшип”.
Во-первых, слегка перепутали адрес. Во-вторых, не учли, что “Трансшип” во времена Януковича активно боролся с коррупцией, прежде всего, со стороны Госэконинспекции, оспаривая все коррупционные действия в судах. Эта принципиальность только в 2010-2015 годах обошлась компании примерно в $3 млн, в основном из-за простоев задержанных “экологами” судов. И благодаря этой пятилетней борьбе в этом году удалось отменить коррупционную норму контроля изолированного балласта.
В результате вскоре после обыска с выбиванием дверей и окон, с использованием спецназа руководитель группы компаний “Трансшип” Андрей Иванов одновременно обратился в СБУ Украины и в УСБУ в Одесской области с заявлением о совершении преступления согласно ст.111 УК “Государственная измена”. Предлагаем читателям самим ознакомиться с текстом заявления. Пересказывать и что-то комментировать считаем излишним.
В Киеве СБУ переслало заявление в ГПУ, где не увидели “підстав для вжиття заходів”. В Одессе все прошло по похожему сценарию. Правда, в Одессе это отнесли в категорию “обращение граждан” вместо категории “заявление о преступлении”.
В итоге Андрей Иванов был вынужден обратиться в свой местный Приморский суд Одессы. И 8 сентября суд удовлетворил его заявление и обязал СБУ в Одесской области начать уголовное производство в отношении сотрудников Генпрокуратуры.
Как бы СБУ ни вел следствие, но оно стало возможно исключительно из-за ситуации с буксиром “Витязь”. А это была спецоперация, согласованная с СБУ, когда буксир зашел в бухту Камыш-Бурун и увел плавкран ПГП-2 Усть-Дунайского порта, чем спас его от “национализации” в пользу “крымского федерального округа”.
В любом случае данное расследование заставит пересмотреть позицию по “защите интересов державы” в части судозаходов в Крым. Например, еще в прошлом году научный сотрудник Львовского университета внутренних дел Ю.Данилевская в издании “Порівняльно-аналітичне право” обосновала необходимость декриминализации статьи 332-1 УК. Так как очень сложно и трудозатратно (для “органов” — ред.) в уголовном производстве доказать ущерб интересам государства из-за судозаходов в порты Крыма.
Пока же в Украине вместо эффективного механизма наказания нарушителей создана очередная “прокурорская схема”. Даже по задержанным в Украине судам доказать ущерб не удается. А как его доказывать и требовать ареста более двухсот иностранных судов в иностранных портах?
Пока же Генпрокуратура своими действиями наносит ущерб как имиджу Украины, так и интересам конкретных компаний. В случае с “Витязем” буксир продолжает простаивать и превращается в металлолом. Передача судна в бербоут-чартера обеспечивала треть доходов Усть-Дунайского порта. На предприятии уже возникли проблемы, а бюджет Вилково недополучит около 500 тыс грн.
Кроме того, даже админнаказание за нарушение порядка въезда-выезда применяется избирательно. По этой статье админкодекса должны быть наказаны около 3 млн человек, посещавших Крым через аэропорт Симферополя и паромную переправу. Пока же наказывают в основном украинских моряков. Хотя даже в статье 3 закона о временно оккупированной территории АРК прописано, что к таким территориям относится и исключительная (морская) экономическая зона Украины. То есть моряки не покидали территорию Украины. Интересно, что ранее как основание для административного наказания украинские суды принимали штамп в паспорте моряка, проставленный в Керчи. Тем самым признавая легитимность погранслужбы оккупационных властей.
И лишь недавно в судах начали это понимать. Так в начале сентября Апелляционный суд Херсонской области удовлетворил несколько апелляций и признал моряков невиновными в совершении административного правонарушения по ст.204-2.
Есть еще одна коллизия. Керчь-Еникальский канал, по которому суда следуют в порты Азовского моря, относится к акватории закрытого для судозаходов Керченского порта. Ежегодно это около 20 тыс судопроходов, то есть формально нарушений. В основном это суда под флагом РФ. Доля судов, следующих в украинские азовские порты, составляет всего около 10% и практически все они под иностранными флагами. Если соблюдать закон, то все они должны задерживаться сразу по приходу в Бердянск и Мариуполь.
Как видим, в связи с оккупацией Крыма многие решения и нормативно-правовая база принимались спонтанно и создан определенный правовой сумбур. И кроме “группы лиц” в Генпрокуратуре подобная ситуация не выгодна ни государству, ни бизнесу, ни гражданам Украины.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Приморский суд Одессы обязал СБУ начать уголовное производство в отношении высокопоставленных чиновников Генпрокуратуры по статье УК 111 “Государственная измена”.
http://ukrrudprom.ua/analytics/V_GPU_obnarugena_izmena_Rodine.html
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.