Бедность Украины “противоречит законам природы”. Об этом заявил в интервью Le Journal du Dimanche бывший президент Грузии, губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. Он напомнил, что сейчас Украина — беднейшая страна в Европе. “Основываясь на ВВП, Украина беднее, чем Молдавия, которая раньше была самой бедной, беднее Армении, беднее Албании, беднее Косово. И это катастрофа, потому что, если сравнить ресурсы Украины с ресурсами других стран”, — приводит слова одесского губернатора “ИноТВ”.
Глубокий спад в промышленности продолжается три года кряду и конца этому не видно. Только в текущем, 2015 году ожидаемый спад — около 15%, а падение ВВП приближается к 10%. Этот катастрофический сценарий, по которому развиваются события, обусловлен не только революцией, войной в Донбассе и критическим охлаждением отношений с Россией, но и бездарной промышленной политикой в стране, а точнее — ее отсутствием как таковой.
Быть или не быть “национальному товару”?
Недавно премьер-министр Арсений Яценюк заявил о формировании новой промышленной политики. Ключевым ее элементом должно стать, как выразился глава Правительства, формирование внутреннего рынка заказов. Прошло полтора года премьерства и вот, наконец, открыт секрет Полишинеля — что делать с украинской промышленностью. Для этого, по словам премьера, достаточно усадить за один стол чиновников Минфина, Минэкономразвития, Мининфраструктуры, а также председателей ОГА восточных областей и решить, что делать с внешними рынками и как обеспечить предприятия заказами, исходящими, прежде всего, от “Укрзалізниці” и “Укроборонпрома”. Вот, собственно, и секрет.
Украинское везение закончилось вместе с прекращением роста цен на сырьевые товары отечественной металлургии и химпрома, а впоследствии из-за потери рынков сбыта украинским машиностроением и нестабильно работающим агросектором. Вместе с везением закончились деньги, инвестиции и начался масштабный спад, который до сих пор не удается остановить. Вероятно, министр экономразвития А. Абромавичус так и не смог выбрать европейские методы, которые могли бы реализоваться в самой, как он говорил в интервью “Деловой столице”, “бедной и коррумпированной стране в мире”. Государство, чья задача минимум — не мешать бизнесу, а задача максимум — создавать стимулы для инвестиций в модернизацию производства и создание конкурентоспособной продукции, не совладало ни с первым, ни со вторым.
В стране так и не было введено понятие “национального товара”, иными словами, не была описана производственная цепочка, в которой основная часть комплектующих производилась бы именно в Украине. Создание “национального товара” должно было поддерживаться различными льготами и преференциями. Вместо этого льготы получали отдельные отрасли и предприятия, а истинная цель реформ в промышленном секторе размывалась и девальвировалась. В марте этого года Министерство промышленной политики и вовсе решили ликвидировать за ненадобностью, передав его функции Минэкономразвития. Так умерла в зародыше украинская промышленная политика.
Надежды на сельское хозяйство, которое должно было, по мнению властей, потеснить былых лидеров — металлургию и химпром, тоже не оправдались. Рекордный урожай 2014 года сменится падением урожайности в 2015-ом. А все дело в том, что сектора экономики это сообщающиеся сосуды — невозможно пренебречь одними в пользу других. То же АПК критически зависит от производства минеральных удобрений. В связи с остановкой отечественных химических предприятий, в частности Черкасского ОАО “Азот” и ОАО “Ривнеазот”, ПАО “Концерн Стирол” и ОАО “Северодонецкое объединение “Азот ” в стране возникла проблема по проведению комплекса осенне-полевых работ. В первую очередь на рынке наблюдается острый недостаток азотных удобрений (аммиачной селитры, карбамида, КАС, безводного аммиака). Это нанесло непоправимый ущерб как химпрому, так и селькому хозяйству.
Кто лоббирует интересы портов Прибалтики?
Однако власть зачем-то уничтожает даже стабильно работающие предприятия. И этому уже невозможно найти ни объяснений, ни оправданий. Приведу пример уникального инфраструктурного объекта — аммикопровода Тольятти — Одесса. “Через этот уникальный инфраструктурный объект осуществляется транспортировка аммиака в порт “Южный”, откуда он попадает на рынки Европы и Америки. К слову, фактически 70% транзитного аммиака реализуется именно на американских рынках”, — в своем интервью говорил директор УГП “Укрхимтрансаммиак” Виктор Бондик. Прокачка аммиака, как и транзит газа, приносит Украине стабильную валютную выручку в государственный бюджет.
Верховная Рада в марте текущего года утвердила изменения в Налоговый кодекс, которым установила минимальную рентную ставку на прокачку аммиака на уровне $2,4 за транзит тонны аммиака на 100 км. Тем самым рентная плата была повышена почти в четыре раза! Задача ясна — наполнение дефицитного бюджета. Деньги нужны здесь и сейчас, а после — хоть потоп.
За считанные доли секунды госпредприятие “Укрхимтрансаммиак” (УХТА) из прибыльного сделали убыточным. Парадокс в том, что при этом УХТА не может самостоятельно устанавливать тарифы на прокачку, чтобы компенсировать возросшие издержки — это может сделать лишь Кабмин своим постановлением. Почему повышение тарифа на прокачку не выход? Потому что рост тарифов имеет свой экономически обусловленный предел. Рост тарифа практически сравняет стоимость перекачки аммиака по трубопроводу с железнодорожным транспортом.
Нерациональные решения могут негативно сказаться на авторитете нашей страны. Порты Прибалтики могут стать более привлекательным и для транспортировки аммиака. Соответственно и денежные потоки уйдут в Прибалтику. При этом мы потеряем свой транзитный потенциал. Если ситуация с повышением ренты так и останется вне внимания Минэкономразвития, то это может привести не только к потере конкурентоспособности украинского маршрута транзита и перевалки жидкого аммиака, но и к полной остановке магистрального аммиакопровода. Как следствие — это потянет за собой остановку платежей в бюджет Украины, безвозвратную остановку МА и масштабным увольнениям на успешно и стабильно работающем предприятии сегодня.
Неужели этих простых расчетов нет в Минэкономразвития? Ведь они, расчеты, должны ложиться в основу принятия решений, от которых зависит судьба целой отрасли экономики.
Рост рентных платежей способен повысить сбор доходов в дефицитный госбюджет лишь в краткосрочной перспективе — на 2-3 месяца. Неразбериха в стране рано или поздно закончится, но что будет дальше? Ведь сегодня на горизонте виднеется реальная перспектива безвозвратно потерять аммиакопровод, т.к.после консервации он не будет подлежать восстановлению.
Государственный менеджмент в стиле революционной необходимости
Вместо промышленной политики и ликвидированного профильного министерства мы получили набор конъюнктурных интересов различных групп влияния, близких к власти. Вот пример из той же химии — асинхронная работа предприятий, составляющих единый производственный комплекс. Если “Укрхимтрансаммиак” искусственно доводиться до банкротства, то связанный с ним технологически Одесский припортовый завод, наоборот, искусственно накачивают деньгами — судя по всему, накануне предстоящей приватизации. Это еще одна особенность государственного менеджмента в стиле революционной необходимости. И ОПЗ, и “Укрхимтрансаммиак” являются 100% государственными предприятиями, и от их слаженной работы зависит будущее единого производственного комплекса.
В ближайшее время правительство должно будет презентовать проект изменений в Налоговый кодекс. Речь идет о таких основополагающих вещах, как налогообложение зарплат, вопросы возврата НДС, рентные платежи. Если разработчики законов будут исходить лишь из одного посыла — необходимости как можно скорее изыскать дополнительные средства в бюджет, нет сомнений — с таким подходом украинскую экономику ждет окончательный крах в средне- и долгосрочной перспективе.
Впрочем, возможно, я ошибаюсь, и речь идет о банальной некомпетентности. Слишком много в нашей стране в последнее время списывается на революционную необходимость.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Разрушение инфраструктуры в Донбассе невозможно принять как данность, но можно, по крайне мере, объяснить военными действиями на Востоке. А вот разрушение инфраструктуры страны — рукотворное, на мирных территориях, нельзя оправдать никакими внешними факторами.
http://ukrrudprom.ua/analytics/Ukrainskaya_promishlennost__svobodnoe_padenie_ostanovit_nelzya.html
Года через два украинцы будут с тоской вспоминать 2015 год, так как в будущем не будет и половины той промышленности, что есть у Украины сейчас.
наскакали))))
В США неоконы у власти, идеи поляка Бжезинского нынче рулят. А как мы помним, его главная идея-фикс - оторвать Украину от России. Оторвать - это не только в головах поселить идею "Украина не Россия", но и сделать вообще бессмысленным возвращение Украины. Украина должна стать токсичным бесприбыльным активом для России. Разрушение экономики и инфраструктуры - один из обязательных пунктов в этом плане. В России закончить разрушение не удалось, нашлись те кто смог отказаться. На Украине народ оказался пожиже.
Тупицы и двоечники во главе с Яйценюхом!
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[19:13 22 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.