29 марта состоялось заседание коллегии, инициированное Государственным агентством Украины по управлению государственными корпоративными правами (Агентством госимущества). В мероприятии участвовали руководители госпредприятий, входящих в сферу управления Агентства, а также представители научных учреждений, отраслевых ассоциаций и профсоюзов. Как сообщил глава Агентства Дмитрий Колесников, в ходе выполнения программы экономических реформ на 2010-2014 годы “Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство” ведомство провело комплексный анализ состояния вверенных ему госпредприятий.
Радикальная оптимизация
Напомним, что сейчас в сфере управления Агентства находится 347 субъектов хозяйствования, к числу которых относятся собственно госпредприятия, в основном — не подлежащие приватизации и, следовательно, не акционированные, а также акционерные общества (АО), в уставных фондах которых доля государства составляет 100% и менее. Согласно данным пресс-службы Агентства, в 2011 году совокупный чистый доход этих 347 предприятий вырос по сравнению с 2010 годом на 50% — до 11,8 млрд. гривен. Более 70% произведенной этими предприятиями продукции было экспортировано.
Согласно предварительным данным Государственной службы статистики, в 2011 году совокупный доход всех предприятий различных форм собственности до налогообложения составил 112,9 млрд. гривен, почти вдвое превысив аналогичный показатель 2010 года. С убытком завершили прошлый год 36% предприятий. Таким образом, доход предприятий сферы управления Агентства довольно весом — более 10% дохода всех предприятий страны.
Руководство Агентства указывает на специфику управляемых им предприятий. В программе реформ на 2010-2014 годы поставлена задача пересмотреть критерии отнесения госпредприятий к числу не подлежащих приватизации. По словам Колесникова, сегодня эти критерии таковы: предприятие должно оставаться в госсобственности, во-первых, если оно обеспечивает государственную безопасность, во-вторых — удовлетворяет какие-либо социальные потребности, в-третьих — необходимо для сохранения конкурентной среды, в-четвертых — если его капитализация может быть существенно повышена. Наряду с этим, отмечает Колесников, в стране существует много госпредприятий, которые вообще не ведут никакой производственной деятельности.
Таким образом, специалисты Агентства приняли решение разделить вверенные 347 предприятий на три группы и затем реорганизовать. В результате только около 30% из них останутся в руках государства, 20% — будут приватизированы, а примерно половина оставшихся предприятий будет ликвидирована. “На первом этапе мы планируем оставить в госсобственности 104 предприятия, еще 63 предприятия будут приватизированы, а еще 180 подлежат ликвидации”, — уточнил Колесников. При этом имущество ликвидируемых предприятий будет распродано в соответствии с законодательством.
После этого руководство Агентства намерено приступить к формированию новой системы управления госсобственностью. “Она должна быть эффективна, — подчеркнул Колесников, — а значит, основана на методах управления частным бизнесом. Наряду с этим каждое предприятие должно иметь краткосрочную и долгосрочную стратегию развития”. Иными словами, главная задача, которую предполагается решить путем модернизации менеджмента — формирование госсектора, способного конкурировать с частным капиталом.
В Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации поговаривают, что все это, как и другие предпринимаемые властями трансформации в сфере госсобственности — не более чем прикрытие для легитимации перераспределения привлекательных активов среди приближенных к власти бизнесменов. А возможности повышения эффективности госсектора без акционирования эксперты оценивают скептически, поскольку в таком случае его деятельность неизбежно будет непрозрачной.
Окончательная специализация
Напомним, что сейчас в собственности государства остается около 4 тыс. госпредприятий и пакетов акций в акционерных обществах. Как пояснила начальник пресс-службы Фонда госимущества (ФГИ) Украины Нина Яворская, изначально функции по управлению этими активами были распределены по отраслевому принципу между ФГИ и профильными министерствами и ведомствами. При этом в управлении Фонда находятся пакеты акций только тех АО, которые либо уже находятся в процессе приватизации, либо могут быть приватизированы. “Ныне ФГИ владеет корпоративными правами в 498 акционерных обществах, — уточнила она. — А другие органы власти — в 187”.
До недавнего времени те 347 предприятий, которыми теперь управляет Агентство, находились в ведении Министерства промышленной политики. Однако во исполнение Указа Президента Украины “Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти” от 9 декабря 2010 года Минпромполитики начало реорганизовываться в Агентство госимущества. 1 мая 2011 года вступило в силу Положение об Агентстве, а 23 декабря того же года Минпром окончательно прекратил существование.
При этом ряд функций Минпромполитики был передан другим министерствам и ведомствам, а основной специализацией Агентства стала, как указано в Положении, “реализация государственной политики по управлению объектами государственной собственности”. Скорее всего, в управление Агентства вскоре будут переданы все госпредприятия и пакеты акций, которые ныне находятся в ведении других профильных министерств и ведомств.
Не исключено, что в соответствии с новыми критериями отнесения объектов госсобственности к числу не подлежащих приватизации весь массив новых активов будет снова перераспределен на три группы по тому же принципу, что и нынешние 347 предприятий. А значит — какая-то часть из них будет передана ФГИ для дальнейшей приватизации, часть — ликвидирована.
В пользу этой точки зрения свидетельствует то, что Агентство обязали формировать и вести Единый реестр объектов госсобственности и Реестр корпоративных прав государства, а также сделали распорядителем этих реестров. Следует отметить, что согласно Закону об управлении государственным имуществом эти функции должен был выполнять ФГИ. Поэтому многие чиновники и эксперты усматривают здесь конфликт полномочий.
Однако, как считает управляющий партнер объединения “Гарантия” Евгений Огарков, эта коллизия была снята положениями Закона о ФГИ, который вступил в силу 19 января 2012 года. “Агентство госимущества было создано для того, чтобы разделить функции по приватизации и управлению госимуществом, — подчеркивает Огарков. — Поэтому ныне функции по управлению субъектами хозяйствования, которые не подлежат приватизации, законодательно закреплены за Агентством, а в ведении Фонда останутся только корпоративные права в тех АО, которые будут выставлены на продажу”.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Первым значимым шагом Агентства госимущества Украины станет реорганизация 70% вверенных ему госпредприятий. Часть из них будет приватизирована, часть — ликвидирована.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.