Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

Приватизационный фарватер

[16:55 24 мая 2012 года ][Елена ГЕРАСИМОВА]

Более сотни поправок, внесенных в новую редакцию закона “О морских портах”, не изменили сути документа, который предполагает масштабную приватизацию отрасли.

На минувшей неделе парламент принял во второй редакции закон “О морских портах Украины”. Документ предполагает решение трех принципиальных проблем, тормозивших развитие портовой отрасли. “Во-первых — проблемы разделения административных и коммерческих функций в деятельности морских торговых портов; во-вторых — взаимоотношений государства и частного инвестора, вкладывающего средства в развитие портовой инфраструктуры, и, в-третьих — земельных отношений”, — поясняет управляющий партнер Международной юридической службы Артур Ницевич.

Узаконить практику

Согласно данным английского института Rendel, по коэффициенту транзитности, который характеризует уровень развития всех видов транспорта и инфраструктуры, Украина занимает первое место в Европе. Вместе с тем наша страна является единственной на постсоветском пространстве и в Азово-Черноморском бассейне, портовые мощности которой до сих пор принадлежат государству.

Сейчас все 20 украинских морских торговых портов (МТП) — 16 малых и 4 крупных (Ильичевский, “Южный”, Одесский и Мариупольский) — формально остаются в госсобственности и находятся в управлении Министерства транспорта и связи Украины, которое осуществляет тарифную политику. При этом все, что необходимо для нормальной работы — от сложного оборудования до самых элементарных средств — порты закупают самостоятельно, причем в основном за рубежом и по рыночным ценам. А единственным способом увеличения их доходов является увеличение объемов перевалки грузов.

Разумеется, при таком положении дел все отечественные порты неизбежно оказались бы на грани банкротства, если бы потребность в их услугах не обусловила приход частного инвестора. Сейчас, по данным начальника Одесского МТП Юрия Васькова, примерно 50% общего объема перевалки грузов в Украине осуществляют частные компании. Они же и финансируют развитие портовых мощностей, которые различными способами переходят в их владение. А потому, как заявил вице-премьер — министр инфраструктуры Борис Колесников, от 35 до 80% мощностей в украинских портах уже стали частными.

Вполне очевидно, что такая спонтанная приватизация в полной мере не удовлетворила ни нужды портовых хозяйств, ни запросы потребителей. “Отрасли необходимы широкомасштабные капиталовложения, которые могут обеспечить только крупные производители-экспортеры, владеющие грузовой базой. А для этого, в свою очередь, требуются законодательные гарантии их защиты”, — говорит начальник порта “Южный” Александр Лагоша.

Таким образом, принятый документ прежде всего узаконивает сложившуюся практику взаимоотношений в портовой отрасли. По мнению руководителей морпортов и представителей стивидорных компаний, документ создает правовые условия для более систематического и интенсивного инвестирования в развитие портовой инфраструктуры.

Косметические новации

В первой редакции закон “О морских портах” был принят 3 ноября 2011 года, однако 12 декабря документ был ветирован президентом Виктором Януковичем — по его мнению, “предложенная в законе концепция приватизации объектов портовой инфраструктуры не была взвешенной”. Документ вызвал множество критических замечаний среди народных депутатов и экспертов.

23 января Кабмин подал свой вариант законопроекта, который содержал более сотни поправок. Однако они в основном касались норм, регулирующих операции с балластными водами (сбросом с торговых судов нефтяных остатков, льяльных и необработанных сточных вод, отходов и мусора), которые вызвали нарекания Минэкологии. Также были изменены нормы в отношении некоторых земельных вопросов.

В ныне принятой редакции документа устранены все экологические пробелы. Кроме того, из закона исключено понятие “резервный фонд земель морских портов”. Дело в том, что не каждый порт имеет такой резервный фонд свободных земель, однако есть те или иные реальные территории, которые можно было бы использовать для развития его инфраструктуры. Речь прежде всего о том, что дополнительные земельные участки могут быть созданы искусственно. Именно так до сих пор и происходило — многие порты и частные терминалы сооружали на территориях, отвоеванных у моря. Поэтому закон лишь закрепляет сложившуюся практику.

Однако, несмотря на обилие поправок, главная и самая спорная часть закона, посвященная приватизации портовых хозяйств, по сути осталась неизменной. Конечно, в новой редакции, например, появились нормы, регулирующие порядок расторжения договоров купли-продажи, договоров аренды причалов и земельных участков. Но все остальные, гораздо более важные положения, были сохранены в прежнем виде. Другими словами, авторы новой редакции документа ограничились косметическими новациями.

Подлинный смысл

Как и в ранней версии, закон предполагает введение новой формы госрегулирования в сфере портовой деятельности. Для выполнения этой функции будет создан особый центральный орган — Администрация морских портов Украины (АМПУ), госпредприятие, находящееся в подчинении Минтранссвязи. На местах будут сформированы аналогичные органы — администрации морпортов, подчиненные АМПУ.

Вполне очевидно, что, как и в случае с “Укрзализныцей”, регуляторные функции АМПУ будет выполнять недолго. Если этот орган и не будет упразднен впоследствии, его влияние по мере приватизации отрасли будет ослабевать. А процесс перехода активов в частные руки — набирать обороты. Глава Фонда госимущества Александр Рябченко заверил: “Порты обязательно будут выставлены на продажу. Сначала — небольшие, а потом и крупные. Это уже запланировано и неизбежно произойдет”.

Следует отметить, что в ноябре 2010 года специалисты тогдашнего Минэкономики разработали законопроект “О внесении изменений в некоторые Законы Украины по вопросам приватизации”, который предусматривал снятие запрета на переход в частные руки определенных элементов портовых хозяйств. Согласно документу, в госсобственности должны были остаться только акватории портов, причалы и пирсы всех категорий и назначений, а также объекты обеспечения жизнедеятельности портов и их инфраструктуры.

Но в последние годы частные инвесторы строили не только терминалы, но и причалы. Поэтому закон “О морских портах” гарантирует сохранение права приватной собственности на все сооруженные частным бизнесом причалы — как до вступления в силу этого документа, так и на те, которые будут сооружены впоследствии.

Наряду с этим закон прямо указывает, что единые имущественные комплексы морпортов, акции публичных акционерных предприятий, созданных в ходе корпоратизации портов и их структурных подразделений, а также госдоли в совместных предприятиях могут быть объектами приватизации на открытых торгах.

При этом причалы и земельные участки, на которых размещены имущественные комплексы, будут автоматически переданы новому собственнику в аренду на 49 лет. К тому же документ предусматривает возможность отчуждения земельных участков, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для развития или строительства новых морпортов.

И наконец, закон определяет порядок привлечения частных инвестиций в объекты портовой инфраструктуры на основе договоров концессии, аренды, договоров о совместной деятельности и других видов государственно-частного партнерства. Иными словами, в случаях, когда приватизация окажется неуместным инструментом, государство и бизнес смогут использовать любые другие.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


Приватизационный фарватер

Более сотни поправок, внесенных в новую редакцию закона “О морских портах”, не изменили сути документа, который предполагает масштабную приватизацию отрасли.

http://ukrrudprom.ua/analytics/Privatizatsionniy_farvater.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.