Исходно было понятно, что за ослабление газовой удавки придется платить, но было неясно — чем именно, и не окажется ли лекарство для экономики хуже болезни. Теперь кое-что прояснилось. Основная плата за снижение цены на российский газ — продление договора по Черноморскому флоту. Судя по тексту соглашения, опубликованного “Украинской Правдой”, это продление на 25 лет с возможной пролонгацией (по взаимному согласию сторон) увязано в один пакет со скидкой на газ. Таким образом, вопрос газовых поставок вернулся на уровень межправительственных соглашений. Итак, за аренду базы в Севастополе с 2017 года по 2042-й РФ будет платить ежегодно 100 млн. долларов “живыми деньгами” (сейчас — 97 млн.) плюс скидка на энергоресурс, которая исчисляется по формуле: при цене 333 доллара и выше она составит 100 долларов, при более низкой цене — 30%. Характерно, что это не принесет убытков “Газпрому” — скидка сформируется за счет снижения экспортной пошлины. При этом “Нафтогаз” и “Газпром” уже подписали дополнения к договору им. Тимошенко, в котором базовая формула цены на газ осталась прежней, как и базовый тариф (450 долларов), зато изъяты пункты о штрафных санкциях в отношении Украины. Правда, ставка на транзит осталась прежней.
Договор вступит в силу, начиная с момента его ратификации Госдумой и ВР. Однако, если с Госдумой проблем не будет, то в Украине — они уже возникли. Оппозиция обвиняет Виктора Януковича в нарушении Конституции и продаже суверенитета Украины, Виктор Ющенко утверждает, что готов топить соломой, его команда пытается организовать импичмент… Но 22 апреля было опубликовано постановление Конституционного суда, который признал решение о продлении сроков пребывания Черноморского флота РФ в Крыму соответствующим основному закону страны. А Янукович объявил, что непременно проведет референдум по этому вопросу, разумеется, после того, как будет принят закон о референдумах… Кстати, в марте компания R&B Group провела соцопрос, который показал, что 61% украинских граждан поддерживают пролонгации базирования флота.
Характерно, что представители ЕС и НАТО проявили откровенное равнодушие к этому вопросу. Так, ИА “Украинские новости” цитирует следующее заявление комиссара по расширению Евросоюза и политике соседства Штефана Фюле: “Не вижу, каким образом это может препятствовать реформам, необходимым для евроинтеграции Украины”. По его мнению, продление сроков пребывания российского Черноморского флота в Севастополе совершенно не помешает европейской интеграции Украины, для которой самое главное — это проведение экономических реформ: “Только они смогут приблизить страну к Европе”. Такую же позицию занял и официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай: он назвал подписание соглашения двусторонним делом России и Украины.
Другие соглашения — по сотрудничеству в авиастроении и атомной энергетике пока не подписаны, но, судя по всему, о ядерной кабале речи пока нет. Разумеется, Россия остро заинтересована в подписании долгосрочного контракта “Энергоатома” с российским ТВЭЛ. Однако согласились пока не на десятилетний договор (как хотела РФ), а на два контракта — пятилетний и годовой. Кроме того, стороны договорились создать на паритетной основе СП для строительства завода по производству ТВЭЛов по российской технологии, который будет поставлять свою продукцию на внутренний рынок и в Европу. Украинских атомщиков такое решение вполне устроит — они давно мечтают получить доступ к технологиям и организовать собственное производство полного цикла. А Россия гарантированно получит 50% украинского рынка ядерного топлива, под которое будут строиться и все будущие энергоблоки. Разумеется, в этой ситуации РФ согласилась почти на 100% кредитовать строительство двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС.
В отношении авиастроительной отрасли ситуация намного сложнее. Традиционное сотрудничество украинских и российских коллег началось около 50 лет назад, когда Москва “подарила” Киеву авиаконструктора Олега Константиновича Антонова. Теперь она желает получить его наследство — свежеиспеченный концерн “Антонов”. Дело в том, что насильственный способ объединения себя не оправдал, и в Объединенной авиастроительной корпорации России (ОАК) практически не осталось собственных конструкторских бюро. У нас же — осталось ОКБ Антонова, которое отчаянно сопротивлялось давлению оранжевых властей в этом направлении и потерпело поражение сравнительно недавно. Именно это ОКБ — мозговой центр отрасли — сумело сохранить кадры и представляет особую ценность для РФ. Разумеется, ОАК с удовольствием присоединит к себе и серийные авиазаводы Украины.
Похоже, наши авиастроители будут рады такому исходу. Но — страна лишится собственной авиационной промышленности. По российскому варианту проекта Соглашения, “Антонов” передаст в уставный капитал ОАК свой контрольный пакет, для чего будет проведена “независимая оценка рыночной стоимости” акций ОАО “Объединённая авиастроительная корпорация” и украинского концерна. После этого будет определено, какую часть в российской корпорации получит “Антонов”. Одно из условий — гарантия избрания гражданина России руководителем наблюдательного совета Государственного авиастроительного концерна “Антонов”. За это россияне обеспечат избрание граждан Украины в Совет директоров ОАК. Решения, необходимые для вхождения “Антонова” в российскую корпорацию, должны быть приняты не позднее 1 августа 2010 года. Правда, концерн “Антонов” не является акционерным обществом, но до августа время еще есть…
Таким образом, подписанный в Харькове договор имеет, как и любое соглашение, свои плюсы и минусы. К первым из них следует отнести серьезную скидку на газ и доступ к российскому рынку: и то, и другое поможет вывести страну из кризиса. Еще один очевидный плюс — восстановление дружеских отношений с восточным соседом. Минусы скрыты за кадром, поскольку утверждения об угрозе суверенитету — в основном политическая риторика. Разумеется, такие угрозы есть, и они весьма серьезны, но вряд ли они как-то связаны с базированием ЧФ в Крыму. Одна из главных — это энергетическая зависимость, и остается надеяться, что Украина с толком использует предоставленную отсрочку для остро необходимых реформ экономики и энергетики.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Соглашения, подписанные в Харькове президентами Украины и РФ, вызвали бурю возмущения со стороны оппозиционных политиков. Однако изучение обнародованных текстов показывает: обе стороны получают желаемое. Что именно осталось за кадром — прояснится нескоро, но, похоже, газовой кабале пришел конец.
тимошенко игнорировала указы ющенко-теперь оба хотят игнорировать януковича. в №№ году голод, а сейчвс что7старики держаться на помощи италии.измени курс италия,о каком геноциде будем говорить? ГЕН.Ю (гнию-ю?
О каком совместном продукте Вы говорите? АН - это чисто украинский самолет. Что ОАК разве вкладывало деньги в развитие проекта АН-148??? Нет, ОАК не копейки в это самолет не вложила, корпорация ОАК вкладывала деньги в проект СуперДжет-100, а если быть точнее то даже и не в СуперДжет-100, а в Погосяна под ОТКАТЫ, и многие тут верят в то, что Погосян сумел лоббировать интересы только одного проекта СуперДжет-100 и всех остальных оставил без финансирования, это не так Погосян тут вообще с боку припеку, для того, чтобы в «Щекотливой Ситуации» сделать Погосяна просто КОЗЛОМ ОТПУШЕНИЯ, ему что приказывали то он и делал, четко соблюдая указания… и интересы тех…кто ему давал указания. Так что с самого начала было заметно не вооруженным глазом, что проект СуперДжет-100 – это чисто проект под ОТКАТЫ, во всяком случае это было заметно всем кто как говорится В ТЕМЕ! Но в этой ветке речь идет об АНТОНОВЕ, которого постигнет та же участь что и проект СуперДжет-100, так как ОАК интересуют только ОТКАТЫ, а не авиаотрасли и уж темболее не самолеты.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.