В июле Национальная акционерная компания (НАК) “Нафтогаз Украины” начала реконструкцию отечественной газотранспортной системы (ГТС). Прежде всего речь идет о газопроводе Уренгой — Помары — Ужгород, запущенном в 1983-84 годах. Украинская часть магистрали составляет 1160 км (всего — 4451 км), годовая пропускная способность — 27,9 млрд. кубометров. По данным “Укртрансгаза”, первый этап реконструкции начат на 3731-м километре трубопровода в 2,5 км от компрессорной станции “Ставищенская” (Богуславский район, Киевская область). Целями проекта заявляются обеспечение надежности, прозрачности, коммерческой привлекательности и эффективности работы ГТС на период до 2030 года. После реконструкции пропускная способность основного газопровода должна вырасти вдвое, а поставки природного газа в страны Европы — на 20-25%.
“Реконструкция устранит влияние стресс-коррозионных явлений на работу линейной части магистральных газопроводов, что позволит свести отказы системы по этим факторам к нулю, — говорит директор “Укртрансгаза” Сергей Винокуров. — Кроме того, КПД газоперекачивающих агрегатов увеличится с 25% до 36%, что значительно повысит их экономичность и обеспечит экономию топливного газа (около 600 млн. кубометров в год)”. Основные работы продолжатся семь лет и будут стоить 5,313 млрд. долларов, в том числе на линейную часть ГТС будет направлено 2,014 млрд. долларов, на компрессорные станции — 2,781 млрд. долларов, на подземные хранилища газа — 455,3 млн долларов, на газоизмерительные станции на выходе системы (на границе) — 63,6 млн долларов.
Первый этап сроком три года определяется проектом “Реконструкция линейных сооружений газопровода Уренгой — Помары — Ужгород (первая очередь)” и предполагает реконструкцию линейной части (замена изоляции и переукладка трубы), модернизацию систем телемеханики и связи, а также двух компрессорных станций. Плановые инвестиции на первом этапе — 538,87 млн долларов, в том числе собственные средства НАК — 230,87 млн. долларов.
Страсти по системе
Реконструкция ГТС в последние годы стала фактором сохранения роли Украины как газотранзитной державы, обеспечивающей поставки голубого топлива из России в Европу. Причем обострил внимание к данному вопросу не столько монопольный поставщик — Газпром, сколько Евросоюз. После крупных аварий на главной отечественной транзитной ветке в 2007 году это закономерно. Согласно заключению Института энергетических исследований (ИЭИ), в целом система работает приемлемо, однако нуждается в постоянных ремонтах, поэтому откладывать реконструкцию больше нельзя.
Газпром много лет поднимает вопрос о создании консорциума или СП на базе “Нафтогаза”. Директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов указывает на стремление монополии контролировать украинскую “трубу” или хотя бы иметь на нее определяющее влияние. В то же время от Газпрома до сих пор не получены официальные гарантии бесперебойного транзита.
Сейчас Россия, несмотря на свои лоббистские позиции в Украине и угрозы заменить отечественные магистрали альтернативными проектами, слабо влияет на ситуацию вокруг украинской газовой трубы, констатируют эксперты. Динамика модернизации ГТС определяется Евросоюзом. Директор ИЭИ Дмитрий Марунич напоминает, что в 2009 году Евросоюз подписал заявление о выделении на проект 1,7 млрд. долларов. “Евроинституции не отказываются от своих намерений: для первого этапа реконструкции ЕБРР и Европейский инвестиционный банк готовы выделить недостающие 308 млн долларов, по 50% суммы каждый, — говорит Марунич. — Но взамен настаивают на двух вещах: одна — выделение транзита и сбыта газа из НАК в отдельные компании с прозрачным балансом, вторая — консультативное сотрудничество с фирмой Mott MacDonald”. Эта компания и стала консультантом проекта модернизации ГТС.
Что касается реструктуризации “Нафтогаза”, то она предусмотрена меморандумом о реформировании холдинга, подписанным в 2009 году одновременно с заявлением о финансировании работ. По словам ведущего советника представительства ЕБРР в Украине Антона Усова, без выполнения этих требований Киев не сможет получить финансирование на модернизацию трубы. Окончательное решение будет приниматься по результатам отчета Mott MacDonald, который должен быть представлен в сентябре нынешнего года.
В трубном измерении
Тем временем НАК запускает проект, не дожидаясь европейцев. В июле ООО “Метинвест Холдинг” победило в тендере “Укртрансгаза” на поставку стальных труб с внешним антикоррозионным покрытием на сумму 911 млн 12,297 тыс. гривен (с НДС) в объеме 78 тонн. труб марки Ду-1020 и 33,236 тыс. тонн марки Ду-1420 (цифровое обозначение в марке соответствует диаметру). Получателем выступает управление магистральных газопроводов “Черкассытрансгаз”, продукция предназначена для выполнения работ в Киевской, Черкасской и Винницкой областях. По словам Марунича, именно этих регионов касается первая очередь реконструкции ГТС.
По его мнению, победа “Метинвеста” в тендере лишний раз подтверждает, что все заказы на трубы большого диаметра (ТБД) для реконструкции получит именно эта группа, а именно — входящий в нее Харцызский трубный завод (ХТЗ). И дело не только в сильных лоббистских позициях, но и в том, что харцызские трубы отличает хорошее качество. В тендере участвовали и российские трубники — но ХТЗ при сходном качестве смогли предложить цену на 15-20% ниже. Как сообщил замглавы департамента центра “Держзовнишинформ” по вопросам ГМК Вячеслав Попов, ХТЗ формирует цены на продукцию преимущественно в индивидуальном порядке.
“У ХТЗ вполне хватит мощностей, чтобы полностью обеспечить реконструкцию ГТС Украины, — полагает аналитик инвесткомпании Dragon Capital Александр Макаров. — Завод ежегодно способен производить около 1400 километров линейных труб одной ниткой. Однако в течение года страна вряд ли способна освоить даже 50% такого объема, как минимум из-за ограниченного числа специалистов и спецтехники”. Поэтому предприятие в ближайшее время будет поставлять ТБД и для ремонта участков нитки Уренгой — Помары — Ужгород на территории России.
Сколько понадобится труб для первой очереди и для всего проекта в целом? Некоторые эксперты оценивают этот объем в 1,8-1,9 млн. тонн и даже в 2,2 млн. тонн. “Но это если бы полностью перекладывались все три нитки ГТС, — отмечает аналитик инвесткомпании Phoenix Capital Роман Тополюк. — А это маловероятно. Скорее всего, в год будет модернизироваться не более 100-150 километров самых изношенных участков трубопровода, что соответствует примерно 55-80 тыс. тонн труб. Это одно-двухмесячная загрузка ХТЗ”. Марунич добавляет, что будет реконструировано лишь несколько сотен километров линейной части ГТС.
Таким образом, максимальная потребность на первом этапе реконструкции — 240 тыс. тонн труб, а всего проекта — порядка 560 тыс. тонн. Нынешняя стоимость ТБД диаметром 1420 мм, которую приводят эксперты, — максимум 1400 долларов за тонну с НДС. Источник “УкрРудПрома” в одной из отечественных инвесткомпаний утверждает, что “Нафтогаз” заключил договора с ХТЗ на поставку ТБД по 2855 долларов за тонну. Если такой уровень цен сохранится в будущем, то в ближайшие семь лет ХТЗ может заработать на поставках труб около 1,6 млрд. долларов. Остальные средства из 2 млрд. долларов, предназначенных для модернизации линейной части ГТС, пойдут на укладочные работы.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Харцызский трубный завод может заработать на поставках труб для модернизации газотранспортной системы Украины более 1,5 млрд. долларов.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
11:00 25 ноября
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.