Rambler's Top100
НОВОСТЬ

Украинские предприятия в первом полугодии увеличили убытки в 4 раза

[08:45 25 сентября 2014 года ]

Война на востоке Украины, потеря российского рынка и девальвация гривни сделали почти половину отечественного бизнеса убыточным. По данным Государственной службы статистики, доля крупных и средних компаний, оказавшихся в минусе по итогам первого полугодия, выросла с 43 % за аналогичные месяцы 2013 г. до 46 %, а размер их убытков взлетел в четыре раза — с 73,7 млрд грн (71,6 млрд грн без учета Крыма) до 290 млрд грн, пишет Капитал.

Целиком закономерно наибольшие потери ощутили компании, работающие в зоне боевых действий — в Донецкой и Луганской областях, а также в Днепропетровской области, где предприятия существенно зависят от поставок из этих двух регионов. В сумме на эти три области пришлась четверть убытков страны. Еще половина была зафиксирована в столице, где зарегистрированы многие компании, ведущие деятельность в том числе и в Донбассе. С учетом того, что предприятия, которым удалось остаться в плюсе, несущественно нарастили прибыль (на 9,5 %, до 74,5 млрд грн), чистый убыток украинского бизнеса подскочил в 37 раз, с 5,8 млрд грн (4,7 млрд грн без учета Крыма) до 215,5 млрд грн.

Убытки не обошли стороной почти ни одну отрасль. Наиболее высокий уровень рентабельности сохранился в добывающей промышленности (30,1 %), а также у производителей фармацевтической продукции (13,3 %) и продуктов питания, напитков и табачных изделий (5,9 %). В небольшом плюсе в первом полугодии еще оставались металлурги (2,4 %). В то же время в минус ушло машиностроение (1,5 % убыточности) и в особенности химическая промышленность (24,2 %).

Машиностроение, в частности, подкосило падение спроса со стороны России. В сентябре-октябре 2013 г Москва запретила ввоз вагонов четырех украинских заводов, на которые приходится 80 % отечественного производства — Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ), “Азовмаша”, “Днепровагонмаша” и Стахановского вагоностроительного завода (СВЗ). Позже запрет был отозван, но экспорт в РФ полностью не восстановился — за первое полугодие экспорт железнодорожных локомотивов сократился на 57 %. В результате за шесть месяцев ж / д производство сократилось на 77,1 %, а производители начали терять рентабельность. Так, чистая прибыль “Днепровагонмаша” в январе-июне сократилась в 10 раз — до 15,4 млн грн. А СВЗ, получивший в прошлом году в первом полугодии чистую прибыль в размере 55,9 млн грн, теперь зафиксировал чистый убыток 82,9 млн грн. Кроме того, некоторые производители, которые зависели от поставок в востока, пострадали из‑за боевых действий. К примеру, Запорожский автомобильный завод, который недавно прекратил на время свою работу, получал оттуда 30‑40 % комплектующих. Ситуация вынудила завод использовать комплектующие со складов, сокращая объемы производства.

Примечательно, что в первом полугодии в минусе оказались и аграрии, на которых и политики, и эксперты возлагали надежды в качестве основного двигателя экономики и источника экспортной валютной выручки в текущем году. По данным ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” (УКАБ), благодаря росту урожайности в 2013‑2014 маркетинговом году, который закончился в июне, производство пшеницы за этот год выросло на 41,3 %, до 22,3 млн тонн, ячменя — на 9 %, до 7,6 млн тонн. Экспорт зерна из Украины в 2013‑2014 году составил 32,4 млн тонн, что на 42 % больше, чем в предыдущем сезоне, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия. В частности, за первые шесть месяцев 2014‑го продажи зерна за рубеж увеличились на 20,8 %. Но, несмотря на рост урожая и экспорта, по итогам января-июня уровень убыточности предприятий сельского, лесного и рыбного хозяйства составил 3,8 %, хотя годом ранее в тот же период они демонстрировали прибыльность на уровне 1,4 %. Одной из причин этому стал рекордный урожай в целом в мире, который, по словам руководителя аналитического департамента ИК SP Advisors Виталия Ваврищука, сбил цены на зерно, достигавшие максимальных показателей в 2012 г., до уровня 4-летнего минимума. Только в первом полугодии цены на пшеницу упали на 6,7 %.

Впрочем, аграрии пострадали и от других факторов. Во-первых, от девальвации гривны, которая привела к удорожанию их долговых обязательств. Самый показательный пример — агрохолдинг “Мрия”, объявивший технический дефолт в августе. Но и он не единственный. Так, агрохолдинг “Мироновский хлебопродукт” (МХП) в январе-июне 2014 года получил чистый убыток в размере $ 270 млн против чистой прибыли $ 90 млн за аналогичный период 2013 г. Как отмечают в компании, агрохолдинг имеет значительные задолженности, которые инвестировал в развитие, но в связи с обесцениванием нацвалюты их погашать становится все сложне. Во-вторых, от аннексии Крыма и войны на Востоке. К примеру, компания KSG Agro, которая треть своей продукции растениеводства выращивала в Крыму, завершила полугодие с убытком в $ 18,9 млн., хотя за аналогичные месяцы прошлого года прибыль агрохолдинга оставила $ 11,5 млн. Другой пример — агрохолдинг “Агротон”, который получил $ 36,6 млн. чистого убытка. Как отмечается в отчете компании, чьи основные активы находятся в Луганской области, вооруженный конфликт на востоке Украины негативно повлиял на операционную деятельность компании, так как ее активы не единожды оказывались в эпицентре боевых действий.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.