Rambler's Top100
НОВОСТЬ

Санкт-Петербург выводит порт из города. В Украине первым будет Николаев, а не Одесса

[10:30 21 января 2022 года ]

В мире свыше ста примеров успешного вынесения портов из города. На карте желтыми точками отображены мегаполисы, которые реализовали планы по реновации своих портовых территорий.

То есть вынесли перевалку за черту города и организовали перестройку бывших промзон, превратив их в многопрофильный ареал обитания для горожан и бизнеса. Пока еще красным обозначен Санкт-Петербург. Однако, в 2021-м власти РФ приняли решение о вынесении порта из города. На освобожденных 600 га территории построят флагманский район Санкт-Петербурга, который станет катализатором городского развития, задающим новые стандарты удобной для жизни городской среды. 

В Украине мировой опыт первым может повторить Николаев. В одном из своих интервью, мер города Александр Сенкевич заявил, что его городу было бы лучше  без порта. “Возможно, я единственный мэр, который считает, что нашему городу сегодня порты не нужны… У нас есть порты, но в результате — только проблемы. Средства, которые Николаев получает, не покрывают расходы на решение проблем от их же деятельности”, — заявил Сенкевич.

Между тем, о переезде Одесского порта дискуссия даже не начиналась. Хотя местные активисты уже давно пытаются донести до общественности информацию об опасности наращивания перевалки сыпучих грузов — таких, как зерно, уголь или железная руда. Известный одесский Эколог Артур Мыкита заявил прямым текстом в одном из интервью: “Зерновые и прочите насыпные грузы не имеют права находится в черте города”.

Однако, порт в последние годы регулярно декларирует увеличение перевалки, в частности, зерна. По этой же причине растет количество жестяных зернохранилищ, которые закрывают вид на море. Не смотря на рост объемов перевалки, город финансово этого не чувствует, поскольку все, что достается местному бюджету — это налог на доходы физлиц, работающих в порту и крохи налога на землю.

Одесса ощущает работу порта разве что по загруженности дорог и другой инфраструктуры, которую город ремонтирует и поддерживает за счет одесских налогоплательщиков. В итоге пользы горожанам от предприятия нет почти никакой. Тем не менее, о переносе порта говорить не принято, поскольку, Одесса боится потерять рабочие места. Но, как уверяют эксперты, львиная доля рабочих мест будет утеряна со 100% вероятностью в ближайшее десятилетие. Все из-за того, что порты эволюционируют в роботизированные хабы. И “массовые” рабочие руки там не нужны. Подобное пережил порт Лос-Анджелеса, Роттердама, порт Антверпен и др. А Китай запустил первый в мире Xiamen Ocean Gate Container Terminal со 100%-й роботизацией. Это означает, что человеческий труд вовсе не задействован. По мнению экспертов, частичная или полная роботизация до 2030 года проникнет во все порты мира и приведет к резкому сокращению работников. Одесса — не исключение. В Украине, по мнению экспертов, б ближайшие 7-8 лет роботизация в портах сократит 60% рабочих мест.

Местные активисты, ратующие за перенос порта, уверены, что одесситов пугает перспектива перемен. Однако, их можно даже не заметить, поскольку, процесс выноса портов за черту города во всем мире растягивается на десятилетия. Например, порт Хельсинки, в Финляндии, смогли вынести из города за 10 лет, потратив на это €600 млн. А историческую часть порта — 220 га земель превратили в территорию элитных бизнес и жилищных районов (2,2 млн. кв. м).

Как считает специалист по комплексному развитию прибережных территорий Андрей Скачек, в Одессе также можно создать все условия для практически незаметного переезда грязной перевалки из центра Одессы на новые территории.

“Мы можем создать условия для постепенного перемещения перевалки в течение нескольких десятков лет. Все, во что вложены большие деньги, и украинские, и зарубежные, оно все должно доработать свой ресурс. 20 лет, как минимум. А в это время мы можем строить новые глубоководные терминалы и постепенно, в течение 20-25 лет, грязные грузы можно будет переместить из города за его пределы, построив в Хаджибейском лимане мощный и экологичный порт — с чистой перегрузкой тех же сыпучих грузов. С соблюдением всех экологических мер, которые трудно соблюсти в том же Одесском порту, поскольку, остро не хватает перегрузочных площадей, не хватает мощности железнодорожной станции, которая обслуживает порт, и так далее”, — сказал Скачек.

По мнению экспертов и экологов, для того чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, необходимо начать широкую общественную дискуссию на уровне города, региона и даже страны. Поскольку, Одесский порт — стратегическое предприятие для Украины. Если общественность сможет получить достаточно информации о вариантах выноса грязной перевалки, об опыте передовых портовых городов мира, о выгоде, которую получили жители этих мегаполисов — в таком случае принять мировой опыт по реновации портовых промзон и превращению их в комфортные ареалы обитания — будет намного проще.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.