Украинцы на захваченных Россией территориях жалуются на блокирование Приватбанком его карточек. В частности, претензии поступают из Мелитополя (Запорожская область) — люди открыто заявляют о своих проблемах на финансовых форумах, чтобы привлечь внимание госбанка. Делают это уже несколько недель.
“Сегодня были заблокированы карты банка без предупреждения. После попытки выяснить, почему именно заблокировали карты, ответ впечатлил, что якобы есть неприятная информация о собственнике карты. Я клиент банка долгие годы и все было хорошо, пока я не оказалась в оккупации. Сейчас всем и так тяжело, но такие поступки демонстрируют, что люди никому не нужны и я осталась один на один со своей проблемой. Мне посоветовали обратиться в полицию за разъяснением, но в оккупации это невозможно”, — написала клиентка Приватбанка 11 мая с уточнением адреса отделения Приватбанка в Мелитополе, выдавшего карту.
Через полторы недели на блокировки карт пожаловались и другие жители Мелитополя. Люди отмечали, что находятся в отчаянном положении. “Заблокированная карта — это карта для выплат, на нее 2 раза в месяц поступает моя заработная плата. Я живу в Мелитополе. Мелитополь сейчас оккупирован. В городе работает только Приватбанк. Из-за блокировки карт меня оставили без средств к существованию во время военных действий и не объяснили причину блокировки”, — заявил другой клиент Приватбанка.
А Приватбанк в комментарии к жалобе написал о том, что заблокировал карту по требованиям финансового мониторинга.
В другой претензии клиентка София Антонова, также заявившая о блокировке карты, обвинила Приватбанк в помощи врагу, и в том, что он содействует продвижению российского рубля на оккупированных территориях Украины.
“Подобными непродуманными поступками банк делает все, чтобы граждане Украины стали гражданами России, так как отвергает своих граждан, и они, конечно же, будут вынуждены работать с банками России, которые возьмут инициативу в свои руки. Получается банк работает на Путина, на агрессора”, — заявила София Антонова и призвала применить к Приватбанку санкции.
Это не последняя претензия от жителя Мелитополя, были и еще. Люди оказались в отчаянной ситуации и жалуются на то, что банк не желает идти им навстречу.
В Приватбанке проблему отрицать не стали, и признали блокировки карт в Мелитополе.
“Да, блокировки в Мелитополе были, но они были единичными. Массовых блокировок карт на оккупированных территориях не было”, — заявил “Стране” пресс-секретарь Приватбанка Олег Серга без детализации причин.
Источники в Приватбанке сообщили, что все блокировки карт мелипольцев происходили по одной причине — из-за нарушения правил финансового мониторинга. Клиентов банка подозревают в обналичивании средств и подозрительных операциях. “Мы выявили подозрительные операции по обналу средств и по непонятным переводам. Причем, на крупные суммы — свыше 400 тыс. грн, которые подлежат усиленному финансовому мониторингу. Проводился обнал: разные посторонние клиенты перебрасывали на счета людей крупные суммы (с карт Привата и с карт других банков), а после в разных районах происходило снятие наличных в банкоматах. Это были не единичные случаи, подобные операции проводились неоднократно”, — заявили в Приватбанке.
Обнал на крупные суммы (от 400 тысяч гривен) действительно запрещается действующим законом №361-IX от 6 декабря 2019 года: “О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения”. Особенно в случае аномально большого числа однотипных операций.
Это подтверждают и банкиры, и юристы. Однако правоведы считают, что жесткие требования закона не учитывают войну в Украине. “Подобные истории с блокировками карт Приватбанком были распространены в 2014 году в Луганской и Донецкой областях. Шли боевые действия, работали немногочисленные отделения банков, и люди выкручивались как могли, чтобы помочь друг другу — в том числе и снимали наличные (с переброской средств на счета), когда могли разыскать работающие банкоматы. Может они и нарушали требования по финмониторингу, но они находились в отчаянной ситуации и у них не было других возможностей. По-видимому, в Приватбанке вспомнили эти истории 8-летней давности, имели такой опыт, и начали оперативно блокировать людям карты, без оглядки на оккупацию и безысходность ситуации”, — прокомментировал проблему старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.
Пока известно о блокировках Приватбанком карт, выпущенных в Мелитополе. Из других подконтрольных России украинских городов публичных жалоб не поступали. Хотя не исключено, что они появятся со временем.
В госбанке объяснили, что в тех оккупированных городах, где есть угроза жизням работникам и клиентам, отделения Привата закрыты (не работают). Там также не происходит инкассация банкоматов, и они перестают работать, как только в них заканчивается наличность.
“Есть соответствующее постановлением Нацбанка о работе банковской системы во время войны, и мы его четко выполняем. Если работа отделения и инкассации создает угрозу для жизни, то она приостанавливается. Работаем в тех населенных пунктах, где нет опасности. Но выпущенные нами карты работают, и если торговые точки продолжают принимать безналичные платежи, то ими можно рассчитаться. Например, в Херсоне за апрель произошло более 2000 карточных оплат проезда нашими картами в местных трамваях. Функцию банкоматов выполняют магазины, которые продолжают принимать карты — можно снять наличные с карт на кассе. Торговцы заинтересованы в таких операциях, поскольку в оккупированных города не работает банковская инкассация, и им лучше отдавать наличные держателям карт”, — сказал Олег Серга из Приватбанка.
Принципов безопасности при работе на оккупированных территориях придерживаются и в других банках. “Если территория оккупирована, и там нет возможности работать, то мы там не работаем”, — объяснил член правления Ощадбанка (ответственный за розничный бизнес) Антон Тютюн.
После начала войны Нацбанк утвердил для банков специальное “военное” постановление, которым предписал сворачивать работу на оккупированных территориях или там, где возникает угроза жизни людей. Безопасность ставится на первое место.
Чего Нацбанк не сделал — это не подумал о том, как придется выживать украинцам на этих территориях. И как им получать деньги, покупать продукты и все необходимое для жизни. Юристы надеются, что в НБУ подумают о сложной ситуации сограждан, и пересмотрят требования по финмониторингу.
“Несправедливо применять к людям, находящихся в сложной ситуации на временно оккупированных территориях, такие же жесткие требования по финансовому мониторингу, как и ко всем остальным. Считаю, что Нацбанку нужно смягчить требования по финансовому мониторингу для людей, оказавшихся в непростой ситуации. Хочется верить, что НБУ сделает это как можно скорее”, — считает юрист Ростислав Кравец.
Что скажете, Аноним?
12:30 21 января
11:20 21 января
11:10 21 января
10:20 21 января
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[11:45 21 января]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.