Законопроект о госбюджете на 2024 год предлагает установить обязанность для компаний, 50 и более процентов акций которых принадлежат “Нафтогазу”, уплатить дивиденды за 2023 год непосредственно в госбюджет в размере не менее 90%, в срок до 1 июля 2024 года
Как отмечают эксперты, этот законопроект устанавливает отдельные требования именно к “Нафтогазу”, что не может считаться надлежащей практикой.
“Украина уже прибегала к практике установления отдельных правил для отдельных госкомпаний в прошлом, но в последние годы в значительной степени прекратила использовать такой подход”, — говорится в дайджесте.
Законопроект также устанавливает требования к остальным госкомпаниям, находящимся в прямой собственности государства, а также их дочерних компаний, по уплате до 1 июля 2024 года дивидендов за 2023 год непосредственно в госбюджет, так же устанавливая минимальный размер 90%, но только в случае, если эти госкомпании не примут решение о выплате дивидендов самостоятельно до 1 мая 2024 года.
“Представляется, что, по крайней мере технически, остальные госкомпании имеют возможность самостоятельно принять решение о выплате дивидендов по своим “дочкам”, в то время как для “Нафтогаза” такого права даже не предусмотрено. Вместе с тем непонятно, смогут ли другие госпредприятия отклоняться от минимального норматива выплаты дивидендов в размере 90%”, — поясняют эксперты.
Они отмечают, что закон о госбюджете на 2023 год содержал такое же положение о порядке выплаты дивидендов госкомпаниями и их “дочками”, но не устанавливал отдельных правил для дочерних компаний “Нафтогаза”.
При этом практика, которая соответствует Рекомендациям ОЭСР по корпоративному управлению госпредприятиями, предусматривает, что дивиденды должны выплачиваться на консолидированной основе на уровне материнской компании.
В свою очередь, практика, когда дочерние компании платят дивиденды непосредственно в госбюджет (а не в материнскую компанию), нарушает принцип равных условий между госкомпаниями и частными компаниями.
“Такая практика является следствием существующего в Украине законодательства, регулирующего деятельность госкомпаний, в частности Закона “Об управлении объектами государственной собственности”. Также, это не соотносится с общим корпоративным законодательством Украины, применяемым к частным компаниям, по которому решение о дивидендах принимает непосредственный владелец.
В случае дочерних компаний “Нафтогаза” таким непосредственным владельцем должен быть “Нафтогаз”, а не правительство. Такое положение дел также не соответствует руководящим принципам ОЭСР, которыми прямо указано, что практика деятельности госкомпаний должна соответствовать общепринятым корпоративным нормам”, — говорится в дайджесте.
Ранее сообщалось, что среди обязательств Украины в рамках текущей программы МВФ — принятие закона, который должен привести систему корпоративного управления в соответствие с Рекомендациями ОЭСР по корпоративному управлению госпредприятий (законопроект № 5593-д).
Одним из предложенных усовершенствований в законопроекте № 5593-д является внедрение надлежащей дивидендной политики для госкомпаний, что, в частности, в подобных ситуациях предусматривает устранение существующей практики и введение выплаты дивидендов на консолидированной основе.
Также сообщалось, что недавно США настояли на том, чтобы украинская власть приняла законопроект № 5593-д в соответствии с рекомендациями ОЭСР до осени 2023 года как приоритетную реформу.
Что скажете, Аноним?
11:15 26 ноября
11:00 26 ноября
10:50 26 ноября
10:30 26 ноября
10:00 26 ноября
09:50 26 ноября
09:30 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.