Министерство энергетики и угольной промышленности намерено решать проблемы украинских угольщиков за счет их контрагентов — коксохимиков, металлургов, цементников. Ведомство реанимирует весьма непопулярную среди потребителей коксующихся углей практику — квотирование импорта этого сырья: оно подготовило ряд изменений в прошлогоднее постановление Кабинета министров № 950, пишет Капитал.
Минэнергоугля, правда, не указало объем предполагаемой квоты — ее еще предстоит установить Межведомственной комиссии при Министерстве экономического развития и торговли, если правительство одобрит решение. Но если Кабмин скопирует действия своих предшественников, то ограничение объема ввозимого угля может составить 11,2 млн т. Именно таким был объем общей квоты, утвержденной Минэкономразвития в прошлом году.
Аргументы Минэнергоугля не изменились — отечественные госшахты не могут сбыть добытый уголь, в результате чего увеличиваются накопления коксующихся углей на складах. По состоянию на 18 марта остатки угля составили 360 тыс. т. К тому же в министерстве недовольны тем, что импорт продукции растет с 2009 г. (он увеличился с 7,5 млн т до 13 млн т), нарушая внешнеэкономический баланс страны. Доля России в этих поставках оценена министерством на уровне 75 %.
При этом в документе чиновники ссылаются на позитивный опыт предшественников. Дескать, квотирование в 2013 г. позволило сдержать импорт коксующихся углей на уровне 2012 г. — 13 млн т — и даже дополнительно реализовать 900 тыс. т угля, добытого украинскими государственными шахтами.
Еще в прошлом году металлурги и шахтеры при содействии Министерства промышленной политики договорились о распределении между основными импортерами о закупке 1 млн т продукции в январе-марте текущего года. По информации “Капитала”, совещание на эту тему состоялось также 31 марта (издание располагает копией протокола). Недораспределенными за І квартал 2014 г., согласно этому протоколу, оказались всего 64 тыс. т угля. В итоге пришли к такому решению — металлурги в течение 2014 г. выкупают ежемесячно по 270 тыс. т углей, в противном случае вводится квотирование.
Металлурги проекту о квотах, появившемуся вопреки договоренностям, мягко говоря, удивлены. “Согласно достигнутым в декабре 2013 г. договоренностям между металлургами и угольными шахтами, металлурги в І квартале 2014 г. взяли на себя обязательства выкупить у государственных шахт определенное количество угля. И, насколько мне известно, выполнили их”, — сообщил руководитель представительства меткомбината “АрселорМиттал Кривой Рог” в Киеве Владимир Ткаченко. По его словам, “АрселорМиттал” всегда следовал взятым на себя обязательствам. “Поэтому никаких оснований вводить квотирование импорта мы не видим и будем добиваться того, чтобы никто не создавал барьеров для обеспечения металлургических предприятий необходимым сырьем”, — подчеркнул собеседник.
В “АрселорМиттал Кривой Рог” уверены, что импорт угля и экспорт металлопродукции связаны. Поэтому в компании опасаются, что правительства стран — экспортеров угля могут в ответ на квотирование ограничить доступ украинской металлургической продукции на свои рынки.
Директор правового департамента корпорации Индустриальный союз Донбасса (ИСД) Сергей Ткаченко (ИСД в 2013 г. отстаивала право на импорт углей без ограничений в судах. На данный момент дело находится в Верховном суде Украины, его рассмотрение ожидается в ближайшие 1‑2 месяца), рассказал, что правовая оценка опубликованного проекта постановления остается неизменной. “Мы считаем, что введение количественных ограничений импорта угля в том виде, в котором они предлагаются, и с той аргументацией, которая приводится, противоречит законодательству Украины и правилам ВТО. Наша правовая позиция поддерживалась в ВТО и дипломатических представительствах многих государств, включая страны Евросоюза. И осенью 2013 г. уполномоченные представители ЕС неоднократно говорили о недопустимости квотирования импорта угля. Абсолютно все правовые аргументы, которые мы использовали в прошлом году, могут быть применены и в этом году”, — сказал он.
Если квотирование будет введено, полагает Сергей Ткаченко, это может вызвать еще один судебный процесс в Украине и непростую дискуссию в комитетах ВТО. “Мы продолжаем занимать принципиальную позицию о неприемлемости такого инструмента, независимо от размера квоты. Мы также надеемся, что в этом году получим более активную и конкретную поддержку со стороны представителей украинской металлургической и цементной промышленности, которые будут готовы защищать свои интересы в украинских судах, а также бороться другими методами, например, используя различные дипломатические инструменты и процедуры в ВТО”, — отметил он.
Цементные предприятия подтвердили свою готовность бороться против квотирования. “Мы стоим на прежних позициях: цементные предприятия должны иметь свободный доступ к импорту низкосернистых углей — другие нас не устраивают. Так и будем аргументировать свою позицию в правительстве, чтобы не допустить принятия данного решения”, — рассказал “Капиталу” исполнительный директор ассоциации “Укрцемент” Петр Лопатьев.
В “Хейдельбергцементе” изданию рассказали, что в прошлом году компании несколько раз отказали в получении квот на уголь, что сказалось на производственном процессе, получении прибыли и привело к снижению налоговых отчислений в бюджет. В компании уверяют: “Ограничение импорта коксующихся углей и отсутствие квот для цементных предприятий приведет к простою технологических линий наших заводов”.
Что скажете, Аноним?
17:00 02 января
15:50 02 января
15:40 02 января
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[16:49 02 января]
[12:50 02 января]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.