Горно-металлургическая монополия Рината Ахметова “Метинвест” расценивает покупку европейскими потребителями производимых Россией слябов как поддержку режима агрессора и российского военно-промышленного комплекса (ВПК), призывая наложить запрет на поставки в ЕС в 2024 году данной продукции.
“Запрет российского металлопроката в ЕС должен распространиться на слябы в 2024 году. Но некоторые производители стали говорят о невозможности замены источника из РФ. После оккупации активов в Мариуполе мы полностью изменили цепи поставок и знаем, как это сделать в ЕС”, — утверждает генеральный директор “Метинвеста” Юрий Рыженков.
При этом он отметил, что компания после потери мариупольских заводов — “Азовстали” и ММК им.Ильича — перестроила все закупки и логистику и все прокатные активы группы в Европе работают на слябах от других поставщиков.
“Используем ли мы российские слябы? Нет, конечно. Могут ли европейцы заменить российские слябы на своих предприятиях? Да, конечно. Надо немного постараться, помня, что к экономическим вопросам здесь приобщаются и нравственные. Потому, что покупка российских слябов — это поддержание режима агрессора и российского ВПК”, — подчеркнул топ-менеджер.
По его данным, в целом объем глобального рынка слябов составляет около 30 млн тонн в год, из которых до полномасштабного вторжения более 10% производилось мариупольскими комбинатами “Метинвеста”. Также более 30% рынка занимали российские поставщики, 25% — бразильские, а остальные делили производители из разных стран мира.
“Метинвест” имеет три прокатных завода в Западной Европе — Ferriera Valsider и Metinvest Trametal в Италии и Spartan в Великобритании, которые до 2022 года потребляли ежегодно более 1,2 млн тонн слябов, произведенных мариупольскими комбинатами. Логистическая доступность, технологические возможности, широкая линейка продукции и вертикальная интеграция этих заводов сделали “Метинвест” надежным партнером во многих европейских строительных проектах, таких как, например, строительство моста в Генуе протяженностью более 1 км.
С потерей мариупольских комбинатов перед “Метинвестом” возник новый беспрецедентный вызов. Компания должна была не только обеспечить полуфабрикатами свои европейские предприятия, которые всегда были вертикально интегрированы в общую структуру группы и на 99% использовали слябы “Азовстали” и ММК им. Ильича, но и обеспечить их прибыльность.
“И мы успешно справились с этим вызовом и не только не остановили производство, но даже сохранили загрузку заводов на почти довоенном уровне”, — констатировал гендиректор.
И пояснил, в сжатые сроки справиться с этой проблемой помогла скорость принятия решений. Была реорганизована управленческая структура и предоставлена автономность подразделению закупок, что обеспечило соответствующую гибкость и эффективность в решении вопросов поставок. Это чрезвычайно важно в условиях волатильного рынка.
Кроме того, произошла диверсификация поставщиков. Сегодня у компании более 15 поставщиков из Европы и Азии. Некоторые из них до 2022 года практически не были представлены на рынке продажи слябов и производили их для собственных нужд.
Произошла также переориентация производства в соответствии с конъюнктурой рынка. Один из заводов группы до 2022 года производил преимущественно горячекатаные рулоны и значительно меньшие объемы толстого листа, однако в 2023 году процесс переориентировали на производство толстолистового проката — это имело большую доходность в нынешних условиях.
Кроме того, поиск новых рынков сбыта. До 2022 года продукция европейских заводов компании практически не продавалась в странах Центрально-Восточной Европы в связи с тем, что группа фокусировались на продаже продукции с мариупольских комбинатов. Также на этих направлениях исторически высоким было присутствие российских производителей. Сегодня эта территория стала в определенной степени “голубым океаном” с огромным неудовлетворенным спросом и, как следствие, хорошими ценами.
“Метинвест” сделал акцент на поиске внутренних нестандартных решений. Раньше всегда производились слябы только на своих мариупольских комбинатах. Производство полуфабрикатов на “Запорожстали” для третьих лиц не рассматривалось из-за технических и технологических ограничений. Когда возник этот вопрос, специалисты комбината смогли наладить производство слябов, пригодных для прокатки базового сортамента европейских заводов. Эти слябы в определенном объеме уже используют итальянские заводы группы, в ближайшее время планируется начать производство листа с них и на британском Spartan.
“Что делать европейцам в этой ситуации? Следует ли поддерживать стальную отрасль страны-агрессора ради собственного комфорта? Или приложить усилия, отказаться от российской продукции и перестать спонсировать убийство мирных украинцев? Вопрос совсем не риторический. Но можно утверждать, что обеспечение бесперебойного и, самое главное, прибыльного производства листового проката без использования российских полуфабрикатов не только посильная, но и критически важная задача для европейских производителей”, — полагает СЕО.
В условиях снижения потребления стали в ЕС за последние два года на 7% и 5% соответственно европейским производителям следует рассмотреть возможность использования незадействованных мощностей для производства и поставки полуфабрикатов на внутренний рынок ЕС. И сегодня не только европейские контролирующие органы требуют от производителей документы, доказывающие отсутствие стали российского происхождения в составе конечных продуктов. Большинство потребителей сами отказываются становиться спонсорами войны и не покупают листовой прокат, изготовленный из российских слябов.
“И в этом контексте решение европейского регулятора запретить импорт готовой продукции из стали российского происхождения и в то же время оставить скважину в виде временных разрешений для полуфабрикатов выглядит нелогичным. Соответствующую позицию занимает и Европейская сталелитейная ассоциация Eurofer, выступившая с заявлением о необходимости отклонить дополнительные запросы на освобождение от запрета на импорт российской стали от нескольких стран-членов, защищающих прибыльные бизнес модели отдельных прокатных заводов. Надеюсь, что запланированный на 1 сентября 2024 года запрет на экспорт российских слябов, равно как и запланированный на 1 апреля запрет на экспорт российской стальной заготовки в ЕС, заработают, перекрыв таким образом еще один канал зависимости Евросоюза от страны-агрессора”, — резюмирует Рыженков.
Что скажете, Аноним?
17:00 02 января
15:50 02 января
15:40 02 января
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[16:49 02 января]
[12:50 02 января]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.