Сoтрудники крупнейшегo рабoтoдателя Крыма — “Крымского титана” в горoде Армянске — сoздали во “В кoнтакте” страницу о жизни завода. Сейчас у нее 976 подписчиков, а одна из главных тем для oбсуждения — низкие зарплаты. Как рассказали Ведомoстям сотрудники, рабочие получают не более 16 000 руб., а инженеры — около 22 500 руб. в месяц. По оценкам заводчан, это на 25—30% меньше, чем на химических предприятиях в России. Сотрудники говорят, что многие увольняются и в поисках лучшей жизни уезжают из маленького Армянска. На заводе сейчас занято 4400 работников.
Основные проблемы были связаны с тем, что до оккупации Крыма “Крымский титан” получал украинское сырье — ильменит. Оно поступало с Иршанского горно-обогатительного комбината (ГОК), который собственник “Крымского титана”, украинский олигарх Дмитрий Фирташ, арендовал у украинского государства. В сентябре 2014 года Кабинет министров Украины передал Иршанский комбинат в управление Объединенной горно-химической компании (ОГХК), и крымский завод остался без сырья. Пресс-служба холдинговой компании Фирташа DF Group International, равно как и директор завода Андрей Акулов, отказались комментировать изменения схемы поставок сырья.
Российский титановый гигант “ВСМПО-Ависма” (входит в “Ростех”) не захотел купить “Крымский титан”, как предсказывали СМИ. Представитель компании сказал, что его предприятие никогда не получало предложений купить “Крымский титан”. Он добавил, что технологии отличаются: “ВСМПО-Ависма” выпускает металлический титан, а “Крымский титан” — диоксид титана.
Диоксид титана используется в производстве лаков и красок, пластмассы, стекла, резины, косметики и пищевых продуктов. Спрос на него составляет 67 000—82 000 тонн в год. До 2014 года весь спрос в России покрывался за счет импорта, прежде всего из США и Германии. “Крымский титан” в 2016 годупроизвел 75 000 т диоксида титана.
В августе 2014 года по требованию прокуратуры руководство завода было вынуждено погасить долги по зарплате на 33,4 млн руб. Позже в прессе появились сообщения о затяжных простоях на заводе. Выручка упала вчетверо — примерно с $300 млн в 2013 году до 5,08 млрд руб. ($86,2 млн) в 2015 году, по данным “СПАРК-Интерфакса”. Акулов сообщил, что в 2017 году мощности завода загружены на 75%.
В результате оккупации полуострова Россией заводу пришлось перестраивать схему снабжения сырьем. Представитель “ВСМПО-Ависмы” сообщил, что “Крымский титан” по-прежнему использует ильменит с Иршанского ГОКа. А украинские журналисты выяснили, что, несмотря на блокаду Крыма, ильменит поступает из Харькова в Новороссийск по железной дороге, а оттуда паромом доставляется на полуостров. По данным украинских таможенных деклараций, за 2015 год Иршанский ГОК экспортировал 33 886 т ильменита, а основным покупателем была Россия. Причем “ВСМПО-Ависма” закупала сырье не на Иршанском ГОКе, а на другом украинском комбинате — Вольногорском (принадлежит ОГХК). Руду, как выяснили журналисты, перегружают в море с украинских на российские суда и везут в Керчь. В конце 2015 года министр транспорта Крыма Андрей Безсалов заявил, что ильменитовая руда для “Крымского титана” поступает в Керченский порт.
Завод также стал получать ильменит со Шри-Ланки, что подтвердил Фирташ в ноябре 2016 года. Один из трейдеров “Крымского титана” сообщил, что диоксид титана, произведенный из шри-ланкийской руды, по качеству не уступает двуокиси титана из украинского ильменита, а стоит дешевле, так как Украина в последнее время подняла цены на руду.
Завод как снабжал Россию диоксидом титана, так и продолжает это делать. Дмитрий Соловьев, начальник управления снабжением завода “Русские краски” (крупный потребитель двуокиси титана), оценивает нынешнюю долю “Крымского титана” на российском рынке в 20%. По качеству крымская продукция немного уступает импортной, считает Соловьев. Его завод ежемесячно закупает около 62 т диоксида титана у гиганта мировой индустрии, компании “Кемур”, и еще 55 т двуокиси титана у крымского завода. Продукция из Крыма идет только на производство краски для разметки на автодорогах, индустриальной покраски и краски для окон, дверей, потолков. Около половины продукции “Крымского титана” по-прежнему поставляется на экспорт, только окольными путями, говорит Соловьев.
Алексей Безбородов, директор агентства Infranews, предполагает, что диоксид титана завод вывозит с полуострова фурами через Керченскую переправу. Соловьев говорит, что перевозка фурами обходится дороже, чем по железной дороге, но других вариантов нет. Цены на продукцию “Крымского титана” все еще на 20—30% ниже, чем на европейскую и американскую, но постепенно растут, говорит Соловьев. Крупные производители лаков и красок, в том числе “Русские краски”, рассказывает Соловьев, закупают диоксид титана напрямую у завода или его дистрибутора — Центра оптимальных технологий. Более мелкие потребители, добавляет он, делают закупки у 5—6 компаний-посредников.
Директор центра занятости Армянска Татьяна Вечера говорит, что сейчас в простое на предприятии только 84 человека. По ее словам, в небольшом Армянске, где находится “Крымский титан”, любые сокращения на крупном предприятии сразу ударят по занятости населения — на заводе работает почти половина из 10 000 занятых жителей города.
Акулов поясняет, что в простое с 2015 года находятся два вспомогательных цеха — железнодорожный и по производству минеральных удобрений. Одних специалистов этих подразделений перераспределили в другие цеха завода, другие получают по закону 2/3 зарплаты. Предприятие почти не сокращало штат, была упразднена лишь военизированная охрана из 200 человек, сказал Акулов. Но министр труда и социальной защиты Крыма Елена Романовская сообщила, что логистика производства и сбыта до конца не восстановлена и поэтому часть персонала продолжает работать “в режимах с гибкой занятостью”.
Сотрудники завода говорили, будто руководство как-то заявило, что предприятию в будущем достаточно 2000—2500 человек. Они же рассказали о возросшей активности медкомиссии, которая регулярно обследует работников химического производства. Мол, она стала более придирчиво относиться к их здоровью. Сотрудники полагают, что администрация завода пытается таким образом найти законные основания для сокращения персонала по состоянию здоровья.
И руководство завода, и местная городская больница отказались комментировать тему. Сергей Саурин, руководитель юридического направления Центра социально-трудовых прав, говорит, что увольнения по состоянию здоровья законны, после расторжения трудового договора с работником, не прошедшим медкомиссию, работодатель вносит изменения в штатное расписание и сокращает должность, которую сотрудник занимал. Но член совета Конфедерации труда России Иван Милых сомневается, что таким образом можно сократить 1000—2000 человек. Работодателя могут обвинить в том, что условия труда на производстве не соответствуют норме, поэтому люди массово болеют. По мнению Милых, так можно уволить лишь несколько десятков человек.
В июне 2014 года в Москве было зарегистрировано ООО “Титановые инвестиции” с тем же учредителем, что и DF Group International (по данным ЕГРЮЛ и австрийского каталога Firmen ABC) — “Летан инвестмент лимитед”. “Титановые инвестиции” арендуют у структур Фирташа имущество “Крымского титана” и платят налоги в российскую казну.
Что скажете, Аноним?
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.